Формы и области (сферы) развития
Основными формами развития являются филогенез и онтогенез. Психическое развитие в филогенезе осуществляется путем становления психических структур в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом.
В ходе онтогенеза происходит формирование психических структур в течение жизни данного индивида, иными словами, онтогенез – это процесс индивидуального развития человека. В последующем, говоря о развитии, мы будем подразумевать процесс индивидуального психического развития.
Области (сферы) психического развития указывают на то, что именно развивается. Многие недоразумения при определении механизма психического развития возникают из-за смешения различных областей психического развития человека. Ведь каждая из них качественно отличается от другой. И если все они в своем развитии подчиняются общим принципам и закономерностям, то механизмы развития каждой будут различными в силу собственного качественного своеобразия. Поэтому вслед за выделением областей психического развития следует определить и их носителей.
Можно выделить следующие области развития:
– психофизическая , которая включает в себя внешние (рост и вес) и внутренние (кости, мышцы, мозг, железы, органы чувств, конституция, нейро– и психодинамика, психомоторика) изменения тела человека;
– психосоциальная , предусматривающая изменения в эмоциональной и личностной сферах. При этом следует особо указать на значение межличностных отношений для становления Я-концепции и самосознания личности;
– когнитивная , включающая все аспекты познавательного развития, развитие способностей, в том числе умственных.
Качественное содержание выделенных областей указывает и на их носителей.
Структура индивида является носителем психофизических свойств человека. Носителем психосоциальных свойств является личность , а когнитивных – субъект деятельности. О возможности подобной «увязки» свидетельствуют данные о составе этих макрообразований в структуре человека (Ананьев Б. Г., 1969).
По мнению Б. Г. Ананьева, индивид является носителем биологического , поскольку человек как индивид представляет собой совокупность природных, генетически обусловленных свойств, развитие которых осуществляется в ходе онтогенеза. В структуре индивида Б. Г. Ананьев выделял два класса свойств: первичные – возрастно-половые и индивидуально-типические (общесоматические, конституциональные, нейродинамические и билатеральные особенности), и вторичные – психофизиологические функции (сенсорные, мнемические, вербально-логические и др.) и органические потребности), результаты взаимодействия которых представлены в темпераменте и задатках.
Личность , по мнению Б. Г. Ананьева, – это не весь человек, а его социальное качество, его психосоциальное свойство. Исходными характеристиками являются статус, роли, внутренняя позиция личности, ценностные ориентации, которые всегда следует рассматривать в рамках конкретной социальной ситуации развития личности. Эти параметры определяют особенности сферы потребностей и мотиваций человека. Из всего взаимодействия свойств личности складывается характер (Ананьев Б. Г., 1977, с. 371).
Свойства индивида и личности интегрированы в структуре субъекта , что и обусловливает его готовность и способность к осуществлению практической и теоретической (интеллектуальной) деятельности. Иными словами, структура субъекта – это структура потенциалов, способностей человека. Центральное место в структуре свойств субъекта занимает интеллект , понимаемый Б. Г. Ананьевым как «многоуровневая организация познавательных сил, охватывающая психофизиологические процессы, состояния и свойства личности» и тесно связанная с «нейродинамическими, вегетативными и метаболическими характеристиками человека».
Таким образом, изучая процессы развития психофизических (биологических) свойств, мы раскрываем динамику развития человека как индивида; о динамике развития человека как личности мы судим, исследуя процессы развития психосоциальных свойств, а оценивая степень развития умственных и других способностей человека, мы получаем представление о ходе развития человека как субъекта деятельности.
Филогенез– процесс становления психических структур в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом.
Онтогенез– процесс индивидуального развития человека.
Область(сфера) психического развития – психическое пространство, состоящее из элементов (носителей психического) определенного качества.
Психофизические свойства– свойства, характеризующие деятельность сенсорных (ощущение) и перцептивных (восприятие) систем человека.
Психосоциальные свойства– свойства, характеризующие деятельность эмоциональной и личностной сферы человека.
Когнитивныесвойства – свойства, характеризующие деятельность познавательных процессов и способностей человека.
Я-концепция– целостный образ собственного Я человека, представляющий собой относительно устойчивую, в большей или меньшей степени осознаваемую систему представлений человека о самом себе.
Самосознание личности– совокупность представлений человека о самом себе (Я-концепция) и отношение к ней (самооценка).
Индивид (человек как индивид) – человек как единичное природное существо, представитель Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, носитель индивидуально своеобразных, генетически обусловленных черт.
Личность (человек как личность) – в отечественной психологии это: 1) субъект социальных отношений и сознательной деятельности, носитель психосоциальных свойств человека; 2) системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.
В зарубежной психологии личность, как правило, определяется на основе частных эмпирических представлений, развиваемых в рамках той или иной теории личности.
Субъект деятельности (человек как субъект деятельности) – это индивид, личность как источник познания (субъект познания), общения (субъект общения) и преобразования действительности (субъект труда).
Ананьев Борис Герасимович (1907–1972)
Выдающийся российский психолог. Научную деятельность начал в качестве аспиранта в Институте мозга еще при жизни В. М. Бехтерева. В 1968–1972 гг. был деканом факультета психологии ЛГУ. Является основателем ленинградской психологической школы. Автор фундаментальных работ в области чувственного восприятия, психологии общения, педагогической психологии. Предложил систему человекознания, в которой были интегрированы данные различных наук о человеке.
Глава 3
Цели развития
Ученые, занимающиеся психологией развития, традиционно пытаются ответить на вопросы: «почему развивается» и «как развивается», то есть установить причины психического развития и его механизм. Однако если само развитие – это необратимый, закономерный и направленный процесс, то уместно задать еще один вопрос: куда направлен этот процесс? Для чего осуществляется развитие? Проще говоря, какова цель или цели развития человека? Впервые идея о целевой детерминации процесса развития была высказана И. М. Сеченовым в работах 1890-х гг. Однако она не была понята его современниками и только в ХХ в. наиболее полно была развита в трудах Н. А. Бернштейна (1990).
На основании его разработок проводилось восстановление движений у раненых во время Великой Отечественной войны, а в послевоенные годы – формирование навыков у спортсменов. Кроме этого, разработки Н. А. Бернштейна были использованы при конструировании шагающих автоматов, а также других устройств, управляемых ЭВМ.
Созданная им общая теория построения движений изложена в монографии «О построении движений» (1947).
В сформулированной им концепции активной саморегуляции цель – это «закодированная в мозгу модель потребного организму будущего»; она «обусловливает процессы, которые следует объединить в понятии целеустремленности. Последняя включает в себя всю мотивацию борьбы организма за достижение цели и ведет к развитию и закреплению целесообразных механизмов ее реализации».
Таким образом, все содержание хода психического развития человека подчинено некой цели, и содержание этой цели обусловливает содержание процесса развития.