Области или сферы псих. развития

Предмет и проблемы возрастной психологии.

Предметом является изучение фактов и закономерностей психического развития чел. в онтогенезе. Предмет представлен тремя компонентами:

1) Основные особенности процесса псих. Развития

2) Психологическая хар-ка единицы развития – возраст

3) Движущие силы предпосылки, факторы. условия, механизмы и закономерности псих. развития

Проблема!

1) Современная психодидактика:

-изучение проблем времени

-воспитание толерантности

-выявление путей дифференцированного образования

2) Определение детства.

Методы изучения психического развития человека. Связь возрастной психологии с другими науками.

Методы отвечают на вопрос «как?»

Классификация методов (П. Г Ананьев)

а) организационный метод: сравнительный метод, комплексный метод, лонгетюрный метод

ф-ии: организовать добывание данных

б) эмпирический метод: наблюдение: эксперимент, психодиагностика, анализ продуктов деятельности, биографический метод:

ф-ии: добывание данных

г) методы обработки: количественный и качественный

ф-ии: математическая и логическая обработка данных

д) интерпретационный: генетический, структурный

ф-ии: объяснить, пояснить, полученный результаты личности

Факторы, условия, движущие силы и механизмы психического развития.

Факторы – это причина, порождающая что-либо.

Факторы:

1.Биологический он включает в себя наследственность и врожденность

Наследственность – это то, что передается из поколения в поколение, с помощью генов

Врожденность – это то, что приобретает человек в периоде внутриутробного и в периоде рождения

2.Социальный фактор (среда) – это:

а) общество на уровне макро

б) микро общество

в) экология и природная сила.

3. Активность самого индивида.
Активность- деятельностное состояние организма .
Активность: 1.Двигательная 2. Познавательная.

Условия психического развития.

Условие - это некое обстоятельство, которое задает направление движению психики.

Условия:
1 группа: связанна с образованием и воспитанием .
2 группа: активность самого индивида.
3 группа: любовь и признание индивида.

Движущие силы психического развития:
Движ.силы находятся внутри самого индивида.

Движ.силы - это некое противоречие между потребностями и возможностями.

Механизмы:

1. Идентификация. Представлена как процесс эмоционального и иного само отождествления человека с другим человеком, группой, образом.

2. Обособление.

Закономерности психического развития.

1. Неравномерность - психического развития. Колебательный характер носит линия псих. развития; есть периоды подъемов, спада, плато.

Выготский выразил периоды так: литический- плато, спокойные ровные – происходит накапливание.

Критический- периоды подъема, скачка, перехода на новый уровень(кризис)

Кризисы по Выготскому: 1) Новорожденности, рождается, появляется на свет
2) Кризис одного года связан с прямохождением.
3) Кризис 3 лет. Проявляется «Я сам».

4) Кризис 7 лет. Смена позиций: дошкольник – школьник.

5) Кризис 13 лет. Кризис полового созревания.

6) Кризис 17 лет. Переход из детства во взрослость.

Особенности процесса психического развития, формы и области развития.

Созревание– это изменение внешнего вида организма под влиянием импульсов роста.

Рост – это количественные.

Развитие - это процесс необратимых направленных и закономерных изменений, приводящих к появлению

количественных, качественных и структурных преобразований психики.

Формы психического развития:

-психика может существовать в формате филогенеза (историческое развитие)

-онтогенез – это развитие психики в течение жизни индивида

-функционалгенез – это развитие каждой отдельной психической ф-ии

Области или сферы псих. развития

-психофизическая область – это хар-ка внешних и внутренних изменений тела человека

-когнитивная область (познавательная сфера) – это все изменения познавательного развития человека

-психосоциальная область – это особенности и изменения эмоционально-личностных и межличностных сферах

человека.

Наши рекомендации