Приемы работы с информацией: поисковые атрибуты, оценка результатов поиска.
Поиск информации представляет собой процесс выявления в некотором множестве документов (текстов) всех тех, которые посвящены указанной теме (предмету), удовлетворяют заранее определенному условию поиска (запросу) или содержат необходимые (соответствующие информационной потребности) факты, сведения, данные.
Процесс поиска включает последовательность операций, направленных на сбор, обработку и предоставление необходимой информации заинтересованным лицам.
В общем случае поиск информации состоит из четырех этапов:
§ определение (уточнение) информационной потребности и формулировка информационного запроса;
§ определение совокупности возможных держателей информационных массивов (источников);
§ извлечение информации из выявленных информационных массивов;
§ ознакомление с полученной информацией и оценка результатов поиска
АТРИБУТ — аттрибут (от лат. attribuo — придаю, наделяю), необходимое, существенное, неотъемлемое свойство объекта.
Атрибутами поиска являются: набор данных, ключ поиска и критерий поиска;
Набор данных – это совокупность данных, среди которых осуществляется поиск. Запись может состоять из одного или нескольких полей;
Ключ поиска – это поле записи, по значению которого происходит поиск (ключевое слово);
Критерий поиска – это условие, которое должно удовлетворять значение ключа поиска в искомой записи.
Центральная задача ИП — помочь пользователю удовлетворить его информационную потребность. Так как описать информационные потребности пользователя технически непросто, они формулируются как некоторый запрос, представляющий из себя набор ключевых слов, характеризующий то, что ищет пользователь
Существует много способов оценить насколько хорошо документы, найденные ИПС, соответствуют запросу. К сожалению, понятие степени соответствия запроса, или другими словами релевантности, является субъективным понятием, а степень соответствия зависит от конкретного человека, оценивающего результаты выполнения запроса.
Критерии оценки эффективности поиска: точность, полнота, скорость, наглядность
55. Проблема, противоречие, идея – соотношение и примеры.
Любая научная работа начинается с введения. Введение начинается с обоснования актуальности, а далее здесь перечисляются следующие основные моменты такие, как противоречие, проблема, объект и предмет, цель, гипотеза, задачи, методы исследования.
При оформлении научных результатов разработчик должен явно и ясно сформулировать, решению какой научной проблемы он посвятил свое исследование.
Проблема [от греч. problēma – трудность, преграда, задача, задание] – это форма научного знания, в которой определяются границы достоверного и прогнозируются пути развития нового знания.
Наиболее убедительным основанием, определяющим тему исследования, являются значимые проблемы, требующие безотлагательного решения.
Постановка научной проблемы - творческий акт, требующий особого видения, специальных знаний, опыта и научной квалификации. Исследовательская проблема выступает как состояние "знания о незнании", т.е. выражение потребности в изучении какой-то области, с тем чтобы активно влиять на разрешение тех противоречий, природа и особенность которых еще не вполне ясны и потому не поддаются планомерному регулированию. Решение проблемы обычно и составляет цель исследования. Цель - переформулированная проблема.
В процессе постановки научная проблема проходит через ряд этапов: осмысление границ известного (знакомство с историей вопроса и современным состоянием); уточнение формулировки, определение терминов; проверка истинности всех предпосылок; конструирование структуры; критическое осмысление собранного материала.
Поиск проблемы. Проблема в научной деятельности возникает в тот момент, когда существующее знание было признано несостоятельным, а новое знание пока не приобрело необходимые формы. Можно сказать, что проблема — это противоречивая ситуация, которая нуждается в разрешении. Это происходит в период обнаружения новых фактов, которые не могут уложиться в существующее теоретическое представление. Поэтому правильная постановка проблемы имеет значение, поскольку показывает умение аспиранта выделять главное от второстепенного.
Под противоречием понимается взаимодействие между взаимоисключающими, но при этом взаимообуславливающими и взаимопроникающими друг в друга противоположностями внутри единого объекта и его состояний. Это, во-первых, когда что-то одно (высказывание, мысль) исключает что-то другое, несовместимое с ним. Все это вызывает у познающего субъекта состояние неопределенности и приводит к потребности, требующей удовлетворения, то есть разрешения противоречия. Научные теории развиваются в результате раскрытия и разрешения противоречий, обнаруживающихся в предшествующих теориях или в практической деятельности людей. На основании выявленного противоречия формулируется проблема.
Иде́я (др.-греч. ἰδέα — видность, вид, форма, прообраз) в широком смысле — мысленный прообраз какого-либо действия, предмета, явления, принципа, выделяющий его основные, главные и существенные черты. Другими словами идея – это форма постижения в мысли явлений объективной реальности, включающая в себя сознание цели и проекции дальнейшего познания и практич. преобразования мира
В науке И. выполняют различную роль. Они не только подытоживают опыт предшествующего развития знания в той или иной области, но служат основой, синтезирующей знание в некую целостную систему, выполняют роль активных эвристических принципов объяснения явлений, поисков новых путей решения проблем.
Взаимосвязь проблемы, противоречия и идеи можно проследить на примере:
Из противоречий возникает проблема и необходимы идеи для ее решения.