Сказка о молодильных яблоках и живой воде

Яблоко — это цветущее растение, опускающее свою вязь плода в лоно цветка, которое в ботанике считается развившимся пестиком ("идущий снизу"); окружающая ткань пестика втягивается также в образование плода. Поэтому яблоко не "настоящий плод", так как таковой развивает плодовую завязь самостоятельно, без участия других частей растения, — он "обманный" плод. По-латыни яблоко называется — зло.

Когда человек под влиянием люциферического существа отказался от райской духовной связи, и оказался отлучённым от неё, и впал в грех (грехопадение) — он опускался всё больше и больше вниз в чувственную природу. Благодаря этому образовалось Я- сознание, связанное больше с чувственным миром, окружавшим его, чем со сверхчувственным, — эгоистичное Я-сознание. Это эгоистичное Я — тоже "обманный плод", как и яблоко. Поэтому яблоко становится символом чувственных сил, связанных с грехопадением, — и оно становится яблоком Евы. Плод с "дерева познания добра и зла" делает человека — эгоистичным и творческим существом в земном. Но, благодаря ему человек уходит слишком глубоко в земное, и силы смерти получают власть над ним (смотри сказку "Белоснежка"). При рассмотрении этого случая в обратном порядке становится ясным, что человек находит своё сверхчувственное Я и становится творческим — в духе. Плод с "древа жизни". Человеческое существо омолаживается, переживая вновь божественные силы, которые живут в нем. В "Эдде" рассказывается о богине Идун, что она хранит яблоки в сосуде, которые боги едят время от времени и становятся вновь молодыми.

Если в этой сказке речь идёт о яблоках, дающих юность и сохраняемых там, где течёт вода жизни, то они похожи на яблоки богини Идун. Старший и средний брат теряют себя в чувственном мире (в низшем —женственном, можно было бы сказать: они вкусили от яблока— Евы). Младший сын — не ослеплённый интеллектом — знает свой путь.

Высшее существо человека, чистое, прекрасное и невинное, может подняться в духовные высоты, подобно лебедю, хотя оно ещё не осознало себя, оно ещё "скрыто под покровом". Говорим же мы: "я предчувствую". Имя Захарий — заставляет нас думать об отце Иоанна Крестителя.

То, что живёт скрыто, как субстанция от сущности Крестителя и действует дальше в душе, можно сравнить с дочерью лебедя, у пророка Захарий — девушка, которую ищет герой.

Морской царь

Отношения Иоанна к воде — очень различны. Нужно различать, идёт ли дело о старом отношении или же о новом и будущем. Всюду, где Иоанн борется с "героем воды", с драконом из воды, подразумеваются силы, связанные с душевной жизнью прошлого, наполненной имагинациями, которые живут во сне. Это сознание вновь придёт, но на более высокой ступени, превращенное в имагинативное сознание, которое развивается из мышления — видение с помощью мыслей, видение будущего.

Своеобразное переживание связано для многих людей с числом тринадцать, известное суеверие. Мы должны заглянуть в далёкое прошлое, чтобы понять это суеверие.

Прежнему человеку была открыта тайна действия двенадцати созвездий Зодиакального круга на человека. Теперь это знание появляется опять, но в декадентской форме. Говорят о человеке — льве, о типе — Водолея и т.п. Человек был создан известным образом в зависимости от его созвездия и целиком зависел от того, что запечатлелось на нём от него. Со временем образовалось сознание, которое начало освобождаться от этих двенадцати закономерностей, — сознание Я. Это было не привычно, и так как большинство людей противилось всякому прогрессу, — даже страшно. Благодаря этому люди как бы выпадали из привычных групп и привычек к тому, что было запечатлено в них. Но это новое сознание принесло также какое-то обеднение с собой. До тех пор, пока человек переживает своё низшее Я, — а это ведь — необходимая ступень, — длится его обеднение. И благодаря этому число тринадцать стало числом, приносящим несчастье. (Сон Царевны Шировничка вызванный тринадцатой феей, воплощает в себе такое сознание.) Но Я-сознание, перерастающее все двенадцать условностей и поднимающееся над всеми космическими данными, поднимается к высшему Я, и его можно сравнить с солнцем, которое в своём странствовании по Зодиакальному кручу проходит через все двенадцать созвездий и из каждого посылает одинаково — тепло, свет и пробуждает к жизни. И это всеобъемлющее высшее сознание появляется во Христе Иисусе, как в тринадцатом, среди двенадцати, как свет миру. Василиса — тринадцатая, это то душевное существо, которое соединяет в себе все двенадцать небесных направлений в существе и характере человека и приводит их в нём к совершенной гармонии. Это мудрая, проникнутая Христом, высшая душа.

Прежде всего душевная почва должна быть превращена в "плодородную землю". Она ещё не приносит плода, она засушена материализмом и приносит только "тернии и колючий репейник".

Затем нужно собрать жатву: то, что созрело в душе как плод опыта, и должно стать хлебом познания или семенем для новых посевов. Под плодом земли может подразумеваться и человек, — эти плоды должны быть собраны. Но это должно совершиться без всякого насилия, без разрушения существующих связей и того общего, что объединяет людей, — только с помощью мудрого воздействия этой высокой души, и её великого прилежания (она пользуется услугами муравья").

Третья задача, — это церковь из воска. Пчела живёт в общине, в которой все отдельные существа - служат ей без всякого эгоизма. Все вместе добывают они нектар из цветов и превращают его в солнечную пищу — мёд. Они целиком подчинены в своей жизни и работе — солнцу. Так строится церковь будущего — из социальной деятельности. Одно — задание выполнить всё это в душевном, — другое — основать всё это в славянской культуре — в России.

А для этого нужно начать с развития рассудочной деятельности. Три этапа — нужно пройти на этом пути. Сперва мудрость Иоанна является её последователям в чисто душевном — в море, затем, чтобы задержать их, — Иоанн как пастух, Василиса как овечка, которую он пасёт (здесь — ещё действуют остатки эпохи Овна). Позже Иоанн действует в душе — как пастырь. Но подготовление к этому проходит ещё в тишине ("Ни птица не пролетает, ни зверь не пробегает").

Третья эпоха — достижение ступени "белой уточки". Лошади становятся водой. Рассудочное мышление, привыкшее к чувственному миру и долго работавшее в нём ("они ехали и ехали") становится подвижным и способным к превращениям — как вода. Оно становится — имагинационным. Даже когда преследователь силы мышления — орёл, пытается обмануть её, сохраняются сила Духа — Я и душевного существа, благодаря имагинативному — душевному мышлению, которые уже добыты (достигнуто новое морское королевство). Но пока всё это сможет сбыться в русском "царстве", должно совершиться ещё одно превращение: "Василиса Премудрая" идёт в город; она начинает работу в социальном разрезе, в большой человеческой общине. Она "служит" Бабушке Просвирне, которая печёт просфоры — жертвенный хлеб. Этот хлеб в России могли печь только женщины. Эти же женщины ухаживают за больными, приготовляют умерших к погребению и считаются мудрыми женщинами.

Василиса претворяет духовность голубя в хлеб жизни - познание. И познание, ставшее хлебом - жизни, ведёт к конечному соединению вечного существа - Я - с вечной душой и к новому основанию Иоаннова Христианства - в русском "царстве".

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ. 2

ВВЕДЕНИЕ. 6

СКАЗКИ СУДЬБЫ.. 11

ШИПОВНИЧЕК.. 11

БЕЛОСНЕЖКА.. 20

КРАСНАЯ ШАПОЧКА.. 38

ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ. 45

ГЕНЗЕЛЬ И ГРЕТЕЛЬ. 50

СЛАДКАЯ КАША.. 63

ЧЕЛОВЕК КАК СОТВОРЕЦ.. 66

БРАТЕЦ И СЕСТРИЦА.. 66

ОДНОГЛАЗКА, ДВУГЛАЗКА, ТРЕХГЛАЗКА.. 80

КОРОЛЬ-ЛЯГУШОНОК, ИЛИ ЖЕЛЕЗНЫЙ ГЕЙНРИХ.. 93

СЕМЬ ВОРОНОВ.. 98

БЕДНЫЙ РАБОТНИК С МЕЛЬНИЦЫ И КОШЕЧКА.. 105

ОСЛИК.. 113

БРЕМЕНСКИЕ УЛИЧНЫЕ МУЗЫКАНТЫ.. 122

ГУСЯТНИЦА.. 132

ЗОЛУШКА.. 145

ДЕВУШКА-ДИКАРКА.. 159

ТРИ ПЕРЫШКА.. 171

ПРО УМНОГО ПОРТНЯЖКУ.. 179

ГОСПОЖА МЕТЕЛИЦА.. 185

ЧУДО-ПТИЦА.. 192

ИОРИНДА И ИОРИНГЕЛЬ. 199

ТРИ МАЛЕНЬКИХ ЛЕСОВИКА.. 206

КОРОЛЕВИЧ, КОТОРЫЙ НИЧЕГО НЕ БОЯЛСЯ.. 219

ЖЕЛЕЗНЫЙ ГАНС.. 229

ЗВЕЗДНЫЕ ТАЛЕРЫ.. 244

КРАТКИЙ ОБЗОР СИМВОЛОВ.. 248

ЛАНДШАФТЫ.. 248

СЛУЖБА И ПРОФЕССИЯ.. 250

ОДЕЖДА, УКРАШЕНИЯ, ОРУЖИЕ. 253

РАСТЕНИЯ.. 256

ПИЩА.. 258

ПРЕДМЕТЫ.. 259

СКАЗОЧНЫЕ (МИФИЧЕСКИЕ) СУЩЕСТВА.. 260

КОЕ-ЧТО О «ЖЕСТОКОСТЯХ». 261

ЖИВОТНЫЕ. 263

а) Полевые и лесные животные. 263

6) Домашние животные. 266

в) Животные, живущие в воде. 268

ПТИЦЫ.. 268

а) Птицы, живущие в воздухе. 268

6) Птицы, живущие в воде. 270

СУЩЕСТВА ЭЛЕМЕНТАРНОГО МИРА В ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОБРАЗАХ.. .271

ОБРАЗНЫЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ.. 271

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 275

Пояснение смысла Ивана-Иоанна в русских народных сказках. 275

Раскрытие образов в русских народных сказках об Иване. 275

ДОПОЛНЕНИЕ К ПОЯСНЕНИЮ... 276

Тайна души и духа. 277

Имена в сказках. 282

Баба-Яга - или также три сестры Яги. 283

Мамки и няньки. 285

Животные. 286

Лошадь. 287

Дракон. 288

Ландшафты в сказках. 289

ПОЯСНЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ СКАЗОК.. 292

1. Вечер, полночь и утренняя заря. 292

2. Медное, серебряное и золотое царства. 293

З. Три царства: медное, серебряное и золотое. 298

4. Три мировых царства. 299

5. Кащей Бессмертный. 300

6. Царь-Девица. 302

7. Я не знаю, что. 304

8.Свинка — золотая щетинка, утка с золотыми перьями и конь с золотой гривой 306

9. Иоанн, сидящий на золе — Иван Попьялов. 307

10. Иоанн из горошинки. 308

11. Два Ивана (Иоанна) — солдатских сына. 309

12. Иван — Коровий сын. 311

13. Хрустальная гора. 313

14. Алёнушка и Иванушка. Ленхен и Генцхен. 313

15. Колдунья (не всегда переводится — ведьма) 314

16. Колдунья и сестра Солнца. 315

17. Король-медведь. 316

18. По колено — в серебре, до локтей — в золоте. 318

19. До колен — в золоте, до локтей — я серебре. 319

20. Мария — дочь моря — Марья Моревна. 320

21. Молоко животных. 321

22. Медвежонок и три героя: Ворчун, Горный великан и Великан на дереве….. 325

23. Иван Царевич и Елена Прекрасная. 325

24. Ясновидящий сон. 327

25. Иван-Царевич, Жар-птица и Серый волк. 328

26. Сказка о лягушке и герое Иоанне (Сказка об Иване царевиче и лягушке).. 330

27. Вода жизни. 333

28. Сказка о молодильных яблоках и живой воде. 335

29. Морской царь. 336

[1]То есть: «У кого-то не все дома?>. — Прим. перев.

[2]То есть: «У кого-то не все дома». — Прям, перев.

Наши рекомендации