Методика исследования словесно-логического мышления
Методика разработана Э. Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта
Р. Амтхауэра .
Цель: исследование уровня развития и особенностей понятийного мышления, сформированности важнейших логических операций.
Оцениваемые универсальные учебные действия - познавательные логические:
1. Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
2. Логические действия сравнения, классификации по заданным критериям.
3. Сформированность логического действия «умозаключения», умения устанавливать аналогии.
4. Сформированность умения обобщать, осуществлять генерализацию и выведение общности для ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.
Оборудование: опросник, включающий четыре вербальных субтеста.
Характер предъявления – возможно групповое, возможно индивидуальное предъявление.
Описание методики: в методику входят 4 субтеста, включающих в себя 40 вербальных заданий (по 10 заданий в каждом), подобранных с учетом программного материала начальных классов.
В состав первого субтеста входят задания направленные на выявление осведомленности, требующие от испытуемых дифференцировать существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных. По результатам выполнения некоторых задач субтеста можно судить о запасе знаний испытуемого.
Второй субтест направлен на выявление сформированности логического действия (классификация), способности к абстрагированию; состоит из заданий, представляющих собой словесный вариант исключения "пятого лишнего".
Третий субтест - задания на сформированность логического действия «умозаключения» (по решению аналогий). Для их выполнения испытуемому необходимо уметь установить логические связи и отношения между понятиями.
Четвертый субтест направлен на сформированность обобщающих понятий (подведение двух понятий под общую категорию – обобщение), выявление умения обобщать (испытуемый должен назвать понятие, объединяющее два слова, входящих в каждое задание субтеста).
Инструкции и порядок работы. Перед предъявлением контрольных десяти заданий каждого субтеста необходимо дать несколько тренировочных, Для того чтобы ввести детей в задачу, помочь уяснить суть предстоящей интеллектуальной работы. Во время выполнения контрольных заданий текст может зачитываться как самим проверяющим, так и детьми про себя. Возможно также комбинированное предъявление инструкции (сначала ее зачитывает проверяющий, затем дети повторно читают про себя). Наибольшие сложности у школьников обычно вызывает третий субтест. Инструкцию к нему нужно обязательно пояснить на разнообразных тренировочных упражнениях.
Процедура проведения, регистрация, и анализ результатов.
Инструкции ко всем субтестам:
I субтест " Продолжите предложение одним из слов, содержащихся в скобках. Для этого подчеркните его». (Какое слово из всех, что я назову, подходит больше всего? Правильный ответ подчеркните).
задание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
II субтест "Одно слово из пяти лишнее, оно не подходит ко всем остальным. Послушайте внимательно, какое слово лишнее? Правильный ответ подчеркните".
задание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
III субтест "К слову "птица" подходит слово "гнездо ", скажите, какое слово подходит к слову "собака " так же, как к слову "птица" подходит слово "гнездо". Почему? Теперь надо подобрать пару к другим словам. Какое слово подходит к слову "георгин" так же, как к слову "огурец" подходит слово "овощ". Выберите из тех, что я вам назову. Итак, огурец - овощ, а георгин- ... Правильный ответ подчеркните ".
задание | ||
Огурец | Георгин | |
Овощ | сорняк, роса, садик, цветок, земля | |
Учитель | Врач | |
Ученик | очки, больные, палата, больной, термометр | |
Огород | Сад | |
Морковь | забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка | |
Цветок | Птица | |
Ваза | клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья | |
Перчатка | Сапог | |
Рука | чулки, подошва, кожа, нога, щетка | |
Темный | Мокрый | |
Светлый | солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный | |
Часы | Термометр | |
Время | стекло, температура, кровать, больной, врач | |
Машина | Лодка | |
Мотор | река, моряк, парус, волна, берег | |
Стул | Игла | |
деревянный | острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная | |
Стол | Пол | |
Скатерть | мебель, ковер, пыль, доска, гвозди |
IV субтест "Каким общим словом можно назвать ... ?
Правильный ответ запишите".
Задание |
1. Метла, лопата (инструменты) |
2. Окунь, карась (рыбы) |
3. Лето, зима (времена года) |
4. Огурец, помидор (овощи) |
5. Сирень, шиповник (кустарники) |
6. Шкаф, диван (мебель) |
7. День, ночь (время суток) |
8. Слон, муравей (животные) |
9. Июнь, июль (месяцы) |
10. Дерево, цветок (растения) |
Обработка результатов. Оценка в баллах по каждому заданию получается путем суммирования всех правильных ответов по данному субтесту.
Общий балл сравнивается с максимально возможным баллом по данному тесту в целом (он составляет 40 баллов), и в соответствии с ним устанавливается уровень развития словесно-логического мышления школьников:
40б. - 30б. (100%—75%) — высокий уровень развития;
29- 20б. (74%—50%)— средний уровень развития;
19 б. и менее (49%—25%)— низкий уровень развития
Подробный анализ индивидуальных данных возможен в общей сводной таблице, в которой фиксируются не только набранные баллы, но номера заданий, с которыми не справился школьник (см. Приложение).
Также возможно использование сводных таблиц по классу, в которых указано число учеников, имеющих различный уровень развития словесно-логического мышления (см. Приложение).
Качественный анализ данных осуществляется по следующим направлениям:
1. преобладающий уровень развития понятийного мышления в классе.
2. наличие индивидуальных результатов, существенно отличающихся от средних по классу.
3. наиболее хорошо развитые компоненты словесно-логического мышления по классу (логические операции).
4. наиболее слабо развитые компоненты словесно-логического мышления по классу (логические операции).
5. словарный запас учеников и его особенности.
.
Представление и анализ индивидуальных данных.
Как правило, в первом субтесте многие ученики 2—3-х классов допускают ошибки в заданиях 7—10, так как они требуют не только владения определенной логической операцией, но и конкретными предметными знаниями. Если же в дополнение к ним школьник плохо справился с остальными заданиями субтеста, мы можем говорить не только о низком словарном запасе, но и о несформированной операции выделения существенных признаков.
Во втором субтесте сложности часто возникают при выполнении заданий 4, 5, 8, 10 (по изложенным выше причинам).
Наиболее информативными именно с точки зрения
владения операцией обобщения и
сравнения являются остальные задания.
Третий субтест на практике часто оказывается наиболее сложным для младших школьников. Это связано как с достаточно необычной формой построения заданий, так и с теми требованиями к интеллектуальной деятельности, которые они предъявляют. Данный субтест информативен как с точки зрения развития понятийного мышления, так и с точки зрения понимания инструкции, навыков разнообразной интеллектуальной деятельности, наличия самого опыта подобного рода интеллектуальной внеучебной деятельности.
При выполнении заданий четвертого субтеста дети часто допускают ошибки в 5, 7, 8-м заданиях, требующих не только навыков обобщения, подведения явлений или предметов под понятие, но и конкретных знаний окружающего мира. Они также информативны с точки зрения запаса знаний ребенка.
В целом индивидуальный анализ данных должен позволить выделить детей с общим низким уровнем развития понятийного мышления или его отдельных компонентов.
Представление и анализ групповых данных. Анализ результатов, полученных по классу в целом, чрезвычайно важен для построения эффективного педагогического процесса. Прежде всего, результаты фиксируются в следующих сводных таблицах:
Приложение
№ | Фамилии школь ников | 1 субтест Выде ление сущест вен ных приз наков | 2 субтест Класси фикация | 3 субтест Аналогии | 4 субтест Обобщение | Общий балл | Уро вень разви тия | ||||
№ зада ния | Сум ма бал лов | № зада ния | Сум ма бал лов | № зада ния | Сум ма бал лов | № зада ния | Сум ма бал лов | ||||
В таблице фиксируется, с какими именно заданиями не справился школьник
(в графе «№ задания»).
Приложение
Высокий уровень развития | Средний уровень развития | Низкий уровень развития | |
Кол-во школь-ников |
В данной таблице фиксируется число учеников класса, имеющих различный уровень развития словесно-логического мышления.
Качественный анализ данных осуществляется по следующим направлениям:
— преобладающий уровень развития словесно-логического мышления в классе;
— наличие индивидуальных результатов, существенно отличающихся от средних по классу;
— наиболее хорошо развитые компоненты словесно-логического мышления (логические операции);
— наиболее слабо развитые компоненты словесно-логического мышления;
— словарный запас учеников и его особенности;
— интерес к интеллектуальной деятельности, отличающейся от принятых учебных форм
Стимульный материал
(начало года)
1-й субтест
Продолжи предложение одним из слов, содержащихся в скобках. Для этого подчеркни его.
1. У сапога всегда есть (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).
2. В теплых краях обитает (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).
3. В году (24, 3, 12, 4, 7 месяцев).
4. Месяц зимы (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).
5. В России не живет (соловей, аист, синица, страус, скворец).
6. Отец старше своего сына (часто, всегда, иногда, редко, никогда).
7. Время суток (год, месяц, неделя, день, понедельник)
8. Вода всегда (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).
9. У дерева всегда есть (листья, цветы, плоды, корень, тень)
10. Город России (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София)
2-й субтест
Одно из пяти слов в ряду не подходит к остальным. Вычеркни его.
1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.
2. Река, озеро, море, мост, болото.
3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата.
4. Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса.
5. Шиповник, сирень, каштан, жасмин, боярышник.
6. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.
7. Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей.
8. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.
9. Число, деление, вычитание, сложение, умножение.
10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.
3-й субтест
Найди среди пяти слов, написанных под чертой, одно, которое так же подходило бы к слову, написанному над чертой, как подходят друг другу слова соседней пары.
1. Огурец георгин________________________ .
овощ сорняк, роса, садик, цветок, земля
2. Учительврач_________________________________ .
ученик очки, больные, палата, больной, термометр
3. Огородсад__________________________ .
морковь забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка
4. Цветокптица_______________________ .
ваза клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья
5. Перчаткасапог_________________________ .
рука чулки, подошва, кожа, нога, щетка
6. Темныймокрый__________________________________ .
светлый солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный
7. Часытермометр___________________________ .
время стекло, температура, кровать, больной, врач
8. Машиналодка_________________________ .
мотор река, моряк, болото, парус, волна
9. Стул игла_______________________________________ .
деревянный острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная
10. Стол пол___________________________ .
скатерть мебель, ковер, пыль, доска, гвозди
4-й субтест
Подбери общее слово к двум, указанным в строчке.
1. Метла, лопата – …
2. Окунь, карась – …
3. Лето, зима – …
4. Огурец, помидор – …
5. Сирень, шиповник – …
6. Шкаф, диван – …
7. День, ночь – …
8. Слон, муравей – …
9. Июнь, июль – …
10. Дерево, цветок – …
Стимульный материал
(конец года)
Данный стимульный материал подобран по принципу методики Э. Ф. Замбацявичене, с небольшими изменениями в первом субтесте. Субтесты собраны из психологической литературы, предлагающей диагностику интеллекта, и соответствуют данной возрастной категории. Порядок работы, обработки полученных данных, качественный анализ результатов мы предлагаем проводить так же, как и в вышеупомянутой методике.
1-й субтест
Найди для слова, стоящего перед скобками, два таких, которые являются самыми существенными. Подчеркни их.
1. Сад (растение, садовник, собака, забор, земля).
2. Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода).
3. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).
4. Чтение (глаза, книга, картина, печать, слово).
5. Автомобиль (кузов, бензин, водитель, колеса, номер).
6. Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, кустарник).
7. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).
8. Кольцо (диаметр, проба, круглость, печать, алмаз).
9. Пение (звон, голос, искусство, мелодия, аплодисменты).
10. Больница (сад, врач, помещение, радио, больные).
2-й субтест
Одно из пяти слов в ряду не подходит к остальным. Вычеркни его.
1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф.
2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.
3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.
4. Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.
5. Сладкий, горячий, кислый, горький, соленый.
6. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.
7. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.
8. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.
9. Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр.
10. Токарь, учитель, врач, книга, космонавт.
3-й субтест
Найди среди пяти слов, написанных под чертой, одно, которое так же подходило бы к слову, написанному над чертой, как подходят друг другу слова соседней пары.
1. Бежатькричать______________________________ .
Стоять молчать, ползать, шуметь, звать, плакать
2. Рыбамуха___________________________________ .
Сеть решето, комар, комната, жужжать, паутина
3. Растениептица_________________________ .
Семя зерно, клюв, соловей, пение, яйцо
4. Театрбиблиотека__________________________________ .
Зритель актер, книги, читатель, библиотекарь, любитель
5. Железодерево________________________ .
Кузнец пень, пила, столяр, кора, листья
6. Нога глаза______________________ .
Костыль палка, очки, слезы, зрение, нос
7. Утрозима________________________ .
Ночь мороз, весна, январь, осень, день
8. Школа больница_________________________________ .
Обучение доктор, ученик, учреждение, лечение, больной
9. Песнякартина_________________________________ .
Глухой хромой, слепой, художник, рисунок, больной
10. Дождьмороз________________________ .
Зонтик палка, холод, сани, зима, шуба
4-й субтест
Подбери общее слово к двум, указанным в строчке.
1. Трамвай, автобус – …
2. Ручка, карандаш – …
3. Малина, земляника – …
4. Земля, Венера – …
5. Весы, термометр – …
6. Бабочка, муравей – …
7. Кольцо, брошь – …
8. Молоток, топор – …
9. Железо, медь – …
10. Фонарь, прожектор – …