НАУКА — ЭТО ПРЕЖДЕ ВСЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАУЧНЫХ СООБЩЕСТВ.
ГРАНИЦЫ ИЗУЧЕННОЙ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ОЧЕРЧИВАЮТ КРУГ ИНТЕРЕСОВ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ НАУЧНОГО СООБЩЕСТВА.
Научное сообщество может быть понято как:
· сообщество всех ученых,
· национальное научное сообщество,
· сообщество специалистов той или иной области знания или
· просто как группа исследователей, изучающих определенную научную проблему.
Роль научного сообщества в процессе развития науки может быть описана по следующим позициям:
ü Во-первых, представители данного сообщества едины в понимании целей науки и задач своей дисциплинарной области.
ü Во-вторых, для них характерен универсализм, при котором ученые в своих исследованиях и в оценке исследований своих коллег руководствуются общими критериями и правилами обоснованности и доказательности знания.
ü В-третьих, понятие «научного сообщества» фиксирует коллективный характер накопления знания.
Оно:
o дает согласованную оценку результатов познавательной деятельности,
o создает и поддерживает систему внутренних норм и идеалов, этос науки.
УЧЕНЫЙ МОЖЕТ БЫТЬ ПОНЯТ И ВОСПРИНЯТ КАК УЧЕНЫЙ ТОЛЬКО В ЕГО ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К ОПРЕДЕЛЕННОМУ НАУЧНОМУ СООБЩЕСТВУ.
Поэтому внутри данного сообщества высоко оценивается коммуникация между учеными.
· В-четвертых, все члены научного сообщества придерживаются определенной парадигмы — модели (образца) постановки и решения научных проблем.
ПАРАДИГМА, КАК ОТМЕЧАЕТ Т. КУН, УПРАВЛЯЕТ ГРУППОЙ УЧЕНЫХ-ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ.
3. Почему научное сообщество можно назвать «гранулированной средой»? Научное сообщество представляет собой «гранулированную среду».
· Вырабатывается специфический научный сленг, набор стереотипов, интерпретаций.
· Все существенное для развития научного знания происходит внутри «гранулы» — сплоченной научной группы, коллективно создающей новые знания, а затем отстаивающих их истинность в борьбе и компромиссах с другими аналогичными группами.
Наиболее глобальным оказывается сообщество представителей естественных наук.
В нем выделяется уровень физиков, химиков, астрономов, зоологов и пр., а также подуровни, например, среди химиков — специалисты по органической или неорганической химии, среди философов— специалисты по истории философии, методологии, философии науки и пр.
Оформляя членство, сопровождая его функционирование выпуском научной периодики, научное сообщество углубляет дальнейшую дифференциацию знания.
Этим достигается полнота профессиональных суждений, но одновременно возникает опасность глухоты к другим суждениям.
4. Почему связь между членами разных научных сообществ затруднена? Представители разных научных сообществ говорят «на разных языках», связь между ними оказывается весьма затруднительной.
Их сосуществование уподобляется проживанию на различных этажах огромного здания науки.
ВХОД В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ НАУЧНОЕ СООБЩЕСТВО НАСТОЛЬКО ЗАТРУДНЕН, ЧТО ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ РАЗНЫХ ДИСЦИПЛИН ОЧЕНЬ ТРУДНО ПОНЯТЬ ДРУГ ДРУГА И ОСНОВАНИЯ ОБЪЕДИНЕНИЯ ИХ В ЕДИНУЮ АРМИЮ УЧЕНЫХ.
5. Как представляет развитие науки куновская модель? Куновская модель развития науки предполагала чередование эпизодов конкурентной борьбы между различными научными сообществами.
Период господства принятой парадигмы — «нормальной науки», сменялся периодом распада парадигмы, что отразилось в термине «научная революция».
Допарадигмальный период отличался хаотичным накоплением фактов.
ВЫХОД ИЗ ДАННОГО ПЕРИОДА ОЗНАЧАЛ УСТАНОВЛЕНИЕ СТАНДАРТОВ НАУЧНОЙ ПРАКТИКИ, ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОСТУЛАТОВ, ТОЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА, СОЕДИНЕНИЕ ТЕОРИИ И МЕТОДА.
Смена научной парадигмы, переход в фазу «революционного разлома» предусматривает полное или частичное замещение элементов дисциплинарной матрицы, исследовательской техники, методов и теоретических допущений, эпистемологических ценностей.
6. Что Т.Кун понимает под словом «парадигма»? Под «парадигмой» Кун подразумевал признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решения научному сообществу.