НАУКА — ЭТО ПРЕЖДЕ ВСЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАУЧНЫХ СООБЩЕСТВ.

ГРА­НИЦЫ ИЗУЧЕННОЙ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ОЧЕРЧИВАЮТ КРУГ ИНТЕРЕСОВ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ НАУЧНОГО СООБЩЕСТВА.

Научное сообщество мо­жет быть понято как:

· сообщество всех ученых,

· национальное науч­ное сообщество,

· сообщество специалистов той или иной области знания или

· просто как группа исследователей, изучающих определен­ную научную проблему.

Роль научного сообщества в процессе разви­тия науки может быть описана по следующим позициям:

ü Во-первых, представители данного сообщества едины в понима­нии целей науки и задач своей дисциплинарной области.

ü Во-вторых, для них характерен универсализм, при котором уче­ные в своих исследованиях и в оценке исследований своих коллег ру­ководствуются общими критериями и правилами обоснованности и доказательности знания.

ü В-третьих, понятие «научного сообщества» фиксирует коллектив­ный характер накопления знания.

Оно:

o дает согласованную оценку ре­зультатов познавательной деятельности,

o создает и поддерживает сис­тему внутренних норм и идеалов, этос науки.

УЧЕНЫЙ МОЖЕТ БЫТЬ ПОНЯТ И ВОСПРИНЯТ КАК УЧЕНЫЙ ТОЛЬКО В ЕГО ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К ОПРЕДЕ­ЛЕННОМУ НАУЧНОМУ СООБЩЕСТВУ.

Поэтому внутри данного сообщества высоко оценивается коммуникация между учеными.

· В-четвертых, все члены научного сообщества придерживаются оп­ределенной парадигмы — модели (образца) постановки и решения на­учных проблем.

ПАРАДИГМА, КАК ОТМЕЧАЕТ Т. КУН, УПРАВЛЯЕТ ГРУППОЙ УЧЕНЫХ-ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ.

3. Почему научное сообщество можно назвать «гранулированной средой»? Научное сообщество представляет собой «гранулированную сре­ду».

· Вырабатывается специфический научный сленг, набор стереоти­пов, интерпретаций.

· Все существенное для развития научного знания происходит внутри «гранулы»сплоченной научной группы, коллек­тивно создающей новые знания, а затем отстаивающих их истинность в борьбе и компромиссах с другими аналогичными группами.

Наибо­лее глобальным оказывается сообщество представителей естествен­ных наук.

В нем выделяется уровень физиков, химиков, астрономов, зоологов и пр., а также подуровни, например, среди химиков — спе­циалисты по органической или неорганической химии, среди филосо­фов— специалисты по истории философии, методологии, филосо­фии науки и пр.

Оформляя членство, сопровождая его функциониро­вание выпуском научной периодики, научное сообщество углубляет дальнейшую дифференциацию знания.

Этим достигается полнота про­фессиональных суждений, но одновременно возникает опасность глу­хоты к другим суждениям.

4. Почему связь между членами разных научных сообществ затруднена? Представители разных научных сообществ говорят «на разных язы­ках», связь между ними оказывается весьма затруднительной.

Их со­существование уподобляется проживанию на различных этажах ог­ромного здания науки.

ВХОД В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ НАУЧНОЕ СООБЩЕ­СТВО НАСТОЛЬКО ЗАТРУДНЕН, ЧТО ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ РАЗНЫХ ДИСЦИПЛИН ОЧЕНЬ ТРУДНО ПОНЯТЬ ДРУГ ДРУГА И ОСНОВАНИЯ ОБЪЕДИНЕНИЯ ИХ В ЕДИНУЮ АР­МИЮ УЧЕНЫХ.

5. Как представляет развитие науки куновская модель? Куновская модель развития науки предполагала чередование эпи­зодов конкурентной борьбы между различными научными сообще­ствами.

Период господства принятой парадигмы — «нормальной на­уки», сменялся периодом распада парадигмы, что отразилось в тер­мине «научная революция».

Допарадигмальный период отличался ха­отичным накоплением фактов.

ВЫХОД ИЗ ДАННОГО ПЕРИОДА ОЗНАЧАЛ УС­ТАНОВЛЕНИЕ СТАНДАРТОВ НАУЧНОЙ ПРАКТИКИ, ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОСТУЛАТОВ, ТОЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА, СОЕДИНЕНИЕ ТЕОРИИ И МЕТОДА.

Смена научной парадигмы, переход в фазу «революционного разлома» предусматри­вает полное или частичное замещение элементов дисциплинарной матрицы, исследовательской техники, методов и теоретических допу­щений, эпистемологических ценностей.

6. Что Т.Кун понимает под словом «парадигма»? Под «парадигмой» Кун подразумевал признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решения научному сообществу.

Наши рекомендации