Умение обосновывать свою точку зрения на основе сравнения двух источников информации (6 класс)

Умение обосновывать свою точку зрения является полезным в демократическом обществе, предполагающем равноправное сосуществование и столкновение разных позиций. Чтобы успешно участвовать в споре, нужно понимать, ЧТО нужно доказать и КАК это сделать.

Учащимся в процедуре оценивания предлагаются два источника информации с противоположными точками зрения на одну и ту же проблему. В качестве источников информации могут выступать тексты, аудио, видеозаписи. Для 6-го класса целесообразно выбрать тексты.

Школьникам необходимо выбрать одну из точек зрения на тему, изложенную в текстах, и обосновать свой выбор или сформулировать свою позицию и ее доказать.

Умение, которое предлагается оценивать в данной разработке, опирается на следующие компетенции учащегося:

1. Ранее сформированное умение школьника подбирать аргументы к тезису из предложенного текста.

2. Умение работать с текстом: выделять главное, составлять план текста, составлять опорный конспект по тексту.

Конкретизируя способность к аргументации и обоснованию собственной точки зрения, получаем следующие компоненты:

А) мысленная фиксация сформулированных в источнике точек зрения как различных, выделение аргументов в пользу и той, и другой;

Б) умение выбрать точку зрения, близкую к собственной, формулировка собственной точки зрения в качестве третьей позиции;

В) умение подбирать аргументы в пользу выбранной точки зрения.

С одной стороны, выбранная параллель учащихся (6-й класс) является наиболее подходящим возрастом для развития данных умений. Это связано с тем, что дети уже научились общаться со своими сверстниками практически без помощи взрослого (классного руководителя в начальной школе). В процессе общения ребенок сталкивается с различными точками зрения на один и тот же объект, проблему. Часто ему требуется выбрать тот или иной путь, ту или иную сторону, отношение к ситуации. Может быть, даже сформулировать собственную позицию. Как обосновать такой выбор? Школьнику необходимо этому научиться.

С другой стороны, младший школьный возраст является сенситивным для формирования теоретического мышления. «Это выражается, прежде всего, в том, что у подростка появляется способность рассуждать гипотетико-дедуктивным способом, т.е. на основе общих посылок, абстрактно-логически (в словесном плане) … Содержанием такого рассуждения являются высказывания (суждения), а процесс решения интеллектуальных задач опирается на предварительное мысленное построение различных предположений»[2]. Следует создавать условия для развития теоретического мышления младших подростков – а именно, через умение обосновывать точку зрения.

Объект оценивания

Письменный развернутый ответ, который содержит тезис (сформулированный на основе сравнения двух источников информации), два и более аргумента: из одного текста; из двух текстов; с опорой на личный опыт; из других источников информации; из других предметных областей.

Техническое задание учащимся

1. Прочти предложенные тексты.

Предложенные тексты имеют одинаковую тему. Определи авторские позиции.

2. Запиши авторские точки зрения.

Выбери одну из двух или сформулируй собственную точку зрения. Начни это предложение со слов: «Я считаю так же, как … автор: (приведи точку зрения данного автора)».

3. Обоснуй свой выбор. Для этого подбери и запиши два аргумента. Ты можешь подобрать их из текста, из своего личного опыта. Эти доказательства ты мог услышать или увидеть где-то в другом месте (например, на другом учебном предмете), прочитать в других источниках (книгах, газетах, журналах). У тебя есть возможность привести контраргумент, сформулированный на основе второго текста.

4. Твоя работа должна состоять из 2-6 предложений.

Критерии

Критерии Параметры Показатели
1.Анализ текстов Сформулированы две авторские точки зрения
Сформулирована одна авторская позиция
2.Наличие тезиса Сформулирована собственная точка зрения
Тезис сформулирован своими словами
Тезис выписан фразой из текста
3.Качество тезиса Однозначность тезиса (фраза имеет понятный смысл, можно определить точку зрения ученика)
Двусмысленность, размытость тезиса (точка зрения ученика не понятна)
4.Наличие аргументов Два аргумента из текста
Один аргумент. При этом сформулировано одно опровержение второй авторской позиции (бонусные баллы)
Один аргумент из текста
Отсутствие аргументов
5.Качество аргументов (каждый аргумент оценивается отдельно, баллы по всем суммируются) Аргумент сформулирован с опорой на выбранную авторскую позицию (сильный аргумент)
Аргумент сформулирован на основе информации (знаний) из других источников информации (книги, газеты, журналы, телевидение и т.д.)
Аргумент сформулирован на основе информации (знаний) из других предметных областей (межпредметный)
Аргумент сформулирован на основе жизненного опыта (слабый аргумент)


6.Качество опровержения (бонусные баллы) Опровержение сформулировано с опорой на противоположную авторскую позицию (как сильный аргумент в пользу своей точки зрения)
Опровержение сформулировано на основе информации (знаний) из других источников информации (книги, газеты, журналы, телевидение и т.д.)
Опровержение сформулировано на основе информации (знаний) из других предметных областей (межпредметное)
Опровержение сформулировано на основе жизненного опыта (слабое)
7.Объем ответа Количество смысловых единиц (предложений)  
5-6
3-4
1-2

Процедура оценивания

На работу с текстом отводится 30 минут. Учащиеся работают индивидуально.

1. Учитель поясняет, что работа школьников будет оцениваться по критериям, сформулированным в виде таблицы (см. выше).

2. Учащимся выдается два текста на одинаковую тему.

3. Учащиеся выполняют техническое задание.

4. По окончании времени работы собираются.

5. Проводится анализ работ на основе критериев и показателей, приведенных в таблице (см. выше).

Название этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Время
Подготовка Подготовка дидактических материалов: критерии работы; формулировка проблематики; подбор текстов - -
Запуск Формулировка задания: проверка метапредметного результата, ввод в процедуру испытания («Вы взрослеете, у вас появляются собственные мнения по той или иной проблеме; мы предлагаем вам высказать собственную точку зрения на тему: …; для этого познакомьтесь с двумя точками зрения авторов; выберите ту, что вам ближе или сформулируйте свою; запишите и обоснуйте»). Восприятие учебной задачи 5 мин.
    Выдача критериев письменной работы. Пояснение критериев (при необходимости). Прочтение критериев работы, уточнение непонятных моментов 10 мин.
    Выдача текстов Прочтение текстов, формулировка или выбор точки зрения, самостоятельная письменная работа 30 мин
Заключительный Обработка результатов заполнения экспертных листов и листов самооценки - 2 часа

Наши рекомендации