Предложите ученику четыре карточки.
Содержание трех из них должно быть объединено каким-то общим качеством, а четвертой- нет. (например: 3 буквы и одна цифра, 3 гласных и одна согласная, 3 существительных женского рода и одно- мужского, 3 примера на сложение и один на вычитание, 3 фигуры с углами и 1 круг. Попросите ребенка найти «лишнюю» карточку. Он дожлен объяснить, почему эта карточка не подходит, и назвать общим словом то, что написано на трех других.
· Три типа учащихся с ЗПР по характеру трудностей в обучении
Ø 1-с низкой интенсивностью учебной деятельности
Ø 2- с низкой эффективностью учебной деятельности
Ø 3- низкая интенсивность и низкая эффективность учебной деятельности
Ø Первая группа
Тип трудности | Психолого-педагогическая характеристика этих трудностей | Психологические факторы | Клинико психологические факторы, рекомендации, | рекомендации |
1. низкая эффективность учебной деятельности | Невнимательность при восприятии учебного материала, недисциплинированность на уроках, ме | Отсутствие устойчивых мотивов обучения в школе с ярко выраженной направленностью на школьное общение, игровую деятельность | ЗПР конституционального и психогенного генеза | Переключение с учебной деятельности на игровую Привлечение ребенка к кружкам Специальные групповые занятия с психологом, направленные на повышение познавательной активности |
Ø Вторая группа
Тип трудности | Психолого-педагогическая хар-ка этих трудностей | Психологические факторы | Клинико пси-е факторы рекомендации | рекомендации |
Низкая эффективность | Проявляет интерес к учебе, аккуратно посещает уроки, дисциплинирован, послушен, переживает из-за плохой оценки, задание выполняет медленно, допускает много ошибок, с трудом усваивает чтение и письмо | мотивации учебной деятельности сформированы недоразвитие познавательных процессов, сенсорно-перцептивных речевых функций | ЗПР ц\о генеза ЗПР соматогенного генеза с выраженным с астеническими и астеноневротическими проявлениями | Индивидуально-педагогический подход к ребенку, индивидуальная и групповая работа, направленная на коррекцию |
Ø Третья группа
Тип трудности | Психолого-педагогическая хар-ка этих трудностей | Психологические факторы | Клинико пси-е факторы рекомендации | рекомендации |
Сочетание низкой интенсивности и низкой эффективности | Не проявляет интереса к учебной деятельности, допускает много ошибок, не старается их исправить, не дисциплинирован, прогуливает школу, поведение у этого ребенка неустойчивое | Неустойчивость мотивов поведения связана с выраженным недоразвитием познавательной функции, снижен объем внимания, памяти | ЗПР ц\о генеза с выраженными нарушениями эмоционально- волевой сферы | Охранительно стимулирующий режим с продолжительностью урока не более 35 минут, наблюдение у врача невропатолога, по возможности неврологическое лечение Индивидуальные занятия с психологом на стимуляцию познавательной активности, оптимизацию психических функций: внимания, памяти. |
Характеристика первой группы
трудности | Клинико-психологические факторы | диагностика | Направление коррекционной деятельности |
На уроках постоянно отвлекается | Низкий уровень развития произвольных процессов, недоразвитие эмоционально- волевой сферы | Направленное наблюдение за ребенком на уроках и внеурочное время .Методика «Незаконченные предложения» для оценки познавательных интересов. Пробы на внимание и память | Групповые занятия направленные на мотивацию учебной деятельности, занятия по коррекции внимания, памяти |
Аффективные реакции у этих детей | Нарушение эмоциональной сферы | Направленное наблюдение в процессе учебной и игровой деятельности. Используется психологическая диагностика-Методика Розенцвейга | Ролевые игры, направленные на разрешение конфликтной ситуации |
Своеобразная личностная особенность | Инфантилизм, эгоцентризм, повышенная внушаемость | Методика Кэтела, рисуночные тесты | Специальные ролевые игры, направленные на формирование самооценки коррекции эгоцентризма и внушаемости. |