Характеристика второй группы

Трудности решения математических задач Низкий уровень развития зрительно-пространственных функций, недоразвитие свойств внимания, трудности понимания лексико- грамматических конструкций, недоразвитие зрительной памяти, недоразвитие логической памяти, недоразвитие последовательных умозаключений Методика Ровена для анализа особенностей перцептивных обобщений, методика Коса для зрительно пространственного анализа Исследование слухо-речевой памяти, методика «Лабиринт» дает результаты прогностической деятельности ребенка. Развитие зрительно--пространственного анализа и синтеза в процессе конструктивной деятельности. Методика для развития слухового внимания. Пробы Пиаже
Трудности при пересказывании текста Ограниченный словарный запас, недоразвитие лексико-грамматического строя речи, речевые дефекты, низкий уровень развития произвольного внимания, несформированность самоконтроля, трудности работы по правилам, недоразвитие объема и определение, внимания, Методика опосредованного и логического запоминая, методика последовательного умозаключения, обследование логопеда Исследование уровня школьной тревожности тест Филипса Развитие словарного запаса, работа совместно с логопедом
Пропуски букв в письменных работах Нарушение звукового анализа и синтеза, фонематического восприятия Методика исследования объема внимания, исследование устойчивости и концентрации внимания, исследование слуховой и зрительно пространственной памяти специальное обследование логопеда Развитие произвольного внимания, групповых и индивидуальных занятий, специальные упражнения на распределение внимания, развитие двигательного внимания « Письмо в воздухе», специальные логопедические занятия на развитие звукового анализа
Многочисленные орфографические ошибки Недоразвитие фонематического восприятия , анализ школьных тетрадей, занятия с логопедом, беседа с родителями Развитие свойств внимания методом поэтапного формирования умственных действий, занятия с логопедом, дифференцированные диктанты
Плохой почерк Слабое развитие моторики пальцев, несформированность графических навыков, произвольного внимания, нерасторможенность Методики изучения графоматорных навыков ребенка, исследование личностных особенностей, наблюдение за ребенком, методика на зрительно моторную координацию Развитие моторных навыков в процессе конструирования и рисования, упражнения на развитие самоконтроля в поведении, психорегулирующие тренировки, обучение ребенка письму с выключенным зрением, наблюдение у невропатолога.
Трудности понимания объяснения учителя с 1 раза Слабая концентрация внимания, недоразвитие памяти, низкий уровень развития произвольности, личностная особенность, Методика « корректурная проба», методика для исследования слуховой памяти, исследование личностных особенностей- методика Рубинштейна Методика школьной тревожности Упражнения для снятия эмоционального напряжения, специальные занятия слуховой и логической памяти, занятия по формированию свойств внимания. Объяснения на наглядно образных примерах

Характеристика 3 группы



трудности Клинико-психологические причины диагностика Направление коррекционной работы
Постоянная невнимательность и рассеянность Стойкий цереброастенический синдром, низкий уровень развития произвольности недоразвития объема внимания, недоразвитие концентрации и устойчивости внимания, недоразвитие концентрации и устойчивости внимания, недоразвитие мотивации учебной деятельности Нейропсихологическое пробы, направленные на анализ развития свойств внимания, наблюдение за ребенком на уроке и в игровой деятельности Наблюдение у невропатолога, формирование навыков самоконтроля, поэтапное обучение регуляции деятельности в процессе игры. Обучение планированию деятельности с использованием помощи родителей Индивидуальная и групповая форма занятий
Неумение справляться с заданием в процессе самостоятельной работы в классе Несформированность приемов в учебной деятельности, недостаточная мотивация учебной деятельности, низкий уровень развития произвольности Исследования мыслительной деятельности, исследование особенностей прогностической деятельности- методика « Лабиринт», Косса, исследование особенностей произвольной памяти и внимания исследование уровня самооценки Обучению предварительному анализу с помощью занятия по модельному конструированию Развитие произвольной памяти и внимания Развития прогностического мышления с помощью методики « Лабиринт» Развитие прогностического мышления с помощью методики « Лабиринт», развитие обобщенной последовательности умозаключений, формирование самооценки, самоконтроля поведения.
Постоянное забывание учебников, прогулы на уроках, Энцефалопатический синдром, выраженная эмоциональная нестабильность повышенная импульсивность, низкий уровень развития произвольности, недоразвитие свойств внимания. Нейропсихологическая диагностика гностических процессов ( гнозис- смущение), анализ поведенческих реакций методом наблюдения в школе, Методика Айзенка Наблюдение у невропатолога и психиатра, тесный контакт с родителями, групповые занятия с ребенком с использованием игр и заданий, которые ему доступны и интересны, онтогенетически ориентированная психокоррекция , индивидуальные занятия по формированию свойств внимания и памяти. Психорегулирующие тренировки




неусидчивость Низкий уровень развития произвольного поведения, индивидуально-типологическая несформированность навыков учебной деятельности Наблюдение за ребенком вне урока исследования особенностей личности Методика Розенцвейга, Кэтела, Рубинштейна, исследование особенностей развития произвольной памяти и внимания. Наблюдение невропатолога, охранительно- стимулирующий режим Психорегулирующие тренировки успокаивающие восстановливающие Развитие навыков самоконтроля в процессе группового взаимодействия специально групповых занятиях

Вариант индивидуальной программы обучения воспитания и развития ребенка дошкольного возраста с интеллектуальным нарушением

Условия воспитания

Ø Всем взрослым соблюдать в выполнении самостоятельных действий, движений, навыков самообслуживания и правил поведения

Ø Все взрослые должны проводить с Катей подгот овительную беседу о смене ситуации. Например, вечером: « Сегодня ложимся спать, уже темно, надо отдыхать. А завтра утром поедим в группу. Там нас ждут тетя Галя, тетя Лена: и дети ждут – Костя- Костя, Аня, Паша

Ø Напоминать Кате, называть себя в первом лице: « Я хочу…» Я буду…Я поела…, Я слепила…, Я мою руки…,Почитай мне сказку..,. При этом обращаться к Кате на «ты»: « Ты и я пойдем гулять, « Я и ты будем смотреть мультфильмы»

Ø Взрослые вступая в контакт с Катей, Предлагают ей ситуативно- познавательной общение, используя настольные, подвижные, сюжетные игры, чтение потешек, считалок, рассказов, или проводят беседу по фотографиям, отражающим личный опыт.

Здоровье

Продолжать создавать необходимые условия для защиты, сохранения, совершенствования и укрепления здоровья ребенка: продолжать поддерживать и выполнять четко режим дня

В процессе выполнения режимных моментов все взрослые обращают внимание на выполнение Катей самостоятельных движений и навыков самообслуживания.

Навыки самообслуживания и культурно- гигиенические навыки

Продолжать закреплять навык самостоятельной еды, используя ложку и вилку

Продолжать учить тщательно пережевывать пищу, пользоваться салфеткой во время еды.

Продолжать учить надевать предметы одежды- трусы, колготки, брюки, шапку, куртку, рейтузы и обувь, учит аккуратно вешать одежду и ставить обувь в свой шкафчик.

Продолжать учить выполнять различные способы застегивания и расстегивания одежды, пользоваться молнией и липучками

Обращать внимание на действия по уходу за своим телом и одеждой.

Учить выполнять некоторые действия самостоятельно ( мыть руки и лицо, удерживая воду в руках – руки делать как лодочка, намыливать руки с тыльной и внутренней стороны, аккуратно смывать мыло водой, отжимать руки, а затем их выполнять

Социальное развитие

Продолжать формировать представление о себе: называть свою фамилию, половую принадлежность ( меня зовут Катя, моя фамилия Козлова, Я – девочка, Я –дочка

Учит соотносить ее вещи, игрушки, с местоимениями: моя куртка, мои вещи, мой мяч,. При этом важно, чтобы взрослые в своей речи употребляли личные местоимения: « Я пришла за тобой- Что ты делала в группе, Где твои вещи Возьми свою куртку, Надевай куртку, Ты умеешь одеваться, молодец, Дай мне свою руку, Вот моя рука,- Это твоя рука. Пойдем вместе домой.

Продолжать совершенствовать представления Кати о ее частях тела и лица, их назначение, уточнить представление о назначениях рта и носа ( провести игру « Где носик, где ротик, уточнить функции носа ( через нос мы дышим, там есть дырочки-ноздри, через них проходит воздух, мы вдыхаем воздух и через ноздри дышим).

Изучить рот (там есть губы, зубы, язык: « Это ротик, через него выходит воздух, провести игру « Подуем на шарик.

Закрепить представления Кати о ее желаниях и потребностях: « Я хочу пить, Я устала, я хочу спать, Я не хочу пить, Я хочу смотреть мультфильмы,, Мне надо вымыть руки, Я не хочу читать эту сказку

Закрепить представление о том, что у других людей тоже есть свои желания: Аня хочет играть с тобой в мяч\ он приглашает тебя играть, Паша хочет пить, дай ему чашку с водой, Тетя устала, она хочет спать, Кот Кеша хочет есть\ он мяукает, просит есть, мама хочет пить сок, Тетя Лариса хочет спать

Продолжать формировать представления об отдельных эмоциональных состояниях: радость,- грусть, ( весело- я улыбаюсь, грустно – я не улыбаюсь, я не играю

Продолжать формировать способы взаимодействия со сверстниками: здороваться при встрече, задавать вопросы при встрече, спрашивать: Как дела у тебя, как ты доехала, Какие у тебя игрушки, Как тебя зовут, Кто ты., Давай играть вместе в зоопарк,, будем возить кубики и строить домики для зверей.

Познакомить Катю с тем, что у взрослых есть имя и отчество

Физическое развитие и физическое воспитание

Учить выполнять движения и речевые высказывания, ходить вприсядку, руки на коленях ( например, при ходьбе вприсядку, руки на коленях, произносить: « Мы маленькие цыплятки, мы говорим – цып- цып. Мы маленькие утятки, мы говорим – кря-кря)

Учить ходить на мысках- руки вверх Мы большие жирафы, мы очекнь большие жирафы – вот такие, тянуться вверх, стоя на мысках и произносить звук –« вооо»

Провести игру « где носик, где ротик, уточнить функции носа\

Формировать правильное дыхание во время выполнения движений ( темп медленный\ руки поднять вверх, потянуться, приговаривая: Мы высокие, высокие деревья, мы очень высокие деревья, при этом сделать хороший вдох носом, присесть на карточки – выдох через рот\

Учить прыгать на двух ногах: ноги вместе, руки на поясе, прыжки на месте. Проводить подготовительную работу с Катей к прыжкам, учить сгибать и разгибать колени. Упражнение считается выполненным, если катя сгибает и разгибает колени на ритм : раз, два, три, четыре. Взрослый обязательно хвалит, если Катя выполнила это упражнение 4 раза. Это упражнение очень для подготовки Кати к прыжкам и бегу\

Учить ходить по кругу, высоко поднимая колени ( темп энергичный, считать надо- раз, два, три, четыре. При этом щелкать языком, приговаривая:

«Так цокает лошадка». Затем повернуться в другую сторону и попросить показать, как цокает лошадка, обязательно дождаться показа, при этом контролировать высоту поднимания коленей. Если упражнение проделано хорошо, похвалить, можно энергично пожать руку. Если плохо, то настойчиво, насколько это позволяет настроение Кати, добиться положительного результата.

Учить бросать большой надувной мяч двумя руками, из-за головы бросать мяч вперед, отмечая каждый раз длину броска ( можно бросать в обруч или другую цель).

Учить бросать мяч средней величины, а потом и маленький мяч.

Наши рекомендации