Что такое метод научного познания?
Метод - это совокупность действий, призванных помочь достижению желаемого результата. Ни один проект не должен остаться без того или иного вида исследования, иначе он превратиться в обычный реферат.
№ | Метод | Суть метода |
1. | Анализ | Расчленение целостного предмета на составляющие части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения. Может использоваться источниковедческий, историографический, искусствоведческий, архитектурный, стилистический, семантико-семиотический, содержательный анализ. |
2. | Дедукция | Вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод о всей совокупности таких случаев. |
3. | Индукция | Метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок (от частного к общему). |
4. | Классификация | Разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким-либо важным для исследователя признаком. |
5. | Моделирование | Изучение объекта путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих познание. Модель всегда соответствует объекту-оригиналу в тех свойствах, которые подлежат изучению, но в то же время отличаются от него по ряду других признаков. |
6. | Наблюдение | Целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого получают знания о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов. |
7. | Обобщение | Прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и общий признак объектов. |
8. | Описание | Фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах. |
9. | Прогнозирование | Специальное научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо явления. |
Синтез | Соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета в единое целое. | |
11. | Эксперимент | Метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. В зависимости от способа проведения выделяют главным образом три вида экспериментов: · Лабораторный эксперимент. · Полевой, или естественный эксперимент. · Формирующий, или психолого-педагогический эксперимент. |
12. | Опыт | Исследование какого-либо явления природы с вмешательством в процесс явления со стороны исследователя. |
13. | Опрос | Наиболее распространенная и важнейшая форма сбора данных в маркетинге. Опрос может быть устным (личным) или письменным. |
14. | Интервью | Наиболее гибкий метод сбора социологической информации, предполагающий проведение беседы (по определенному плану), основанной на непосредственном, личном контакте с респондентом. При формализованном интервью используется опросный лист, содержащий заранее подготовленные четкие формулировки вопросов и продуманные модели ответов на них. |
15. | Анкетирование | Метод получения информации с помощью специального набора вопросов, на которые испытуемый дает письменные ответы. Анкета - социологический инструментарий, представляющий собой структурированную систему вопросов, логически связанных между собой, а также с задачами и целями исследования. |
16. | Краеведческий поиск | Комплексное научно-исследовательское изучение определенной территории и накопление знаний о ней. При этом на географической базе объединяются знания по географии, экологии, истории, археологии, геральдике, этнографии, филологии, искусствознания. |
17. | Атрибуция | Проблема атрибуции какого-либо произведения заключается в определении его автора. Под произведением может пониматься любой связанный набор знаков, в том числе фильм, картина, аудио-произведение, письмо. |
18. | Реконструкция | Воспроизведение процессов, происходивших в прошлом, на основе некоторой модели и предпосылок. |
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%E5%EA%EE%ED%F1%F2%F0%F3%EA%F6%E8%FF
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B1%D1%83%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%F0%E0%E5%E2%E5%E4%E5%ED%E8%E5
http://www.soclexicon.ru/anketa
http://www.4p.ru/main/theory/2509/
http://www.shkola.net.ua/view.php?doc=56.1294852355692497
http://ru.wikipedia.org/wiki/%DD%EA%F1%EF%E5%F0%E8%EC%E5%ED%F2_(%EF%F1%E8%F5%EE%E
B%EE%E3%E8%FF)http://de.academic.ru/dic.nsf/es/46247/%D0%9F%D0%A0%D0%9E%D0%93%D0%9D%D0%9E%D0%97%D0%98%D0%A0%D0%9E%D0%92%D0%90%D0%9D%D0%98%D0%95
http://philosophy.polbu.ru/opisanie.htm
http://www.topreferats.ru/filosofy/12041.html
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/guseihan/02.php
http://aleks-umniki.narod.ru/p73aa1.html
Для каждого проекта отбираются свои методы исследования.
Общие критерии отбора методов исследования:
1)адекватность объекту, предмету, общим задачам исследования, накопленному материалу;
2) соответствие современным принципам научного исследования;
3)прогностичность, т.е. научная обоснованность, что выбранный метод даст новые и надежные результаты;
4)соответствие логическому этапу исследования;
5)комплексная взаимосвязь с другими методами.
Приложение № 6