Моделирование как метод научного познания

Моделирование как метод научного познания не так широко используется, как это принято считать. По определению В.М. Сафроновой моделирование используется в науке для прогнозирования событий реального мира, но, по мнению автора, действительность богаче и разнообразнее, чем модель, быстрее и динамичнее поддается изменениям по сравнению со скоростью создания модели, которая позволяет подняться на новую ступень в познании тех или иных сторон окружающей нас действительности, с тем, чтобы отразить ее в новых моделях[6].

В педагогическом словаре моделирование рассматриваются как один из методов познания и преобразования мира, получивший особо широкое распространение с развитием науки, обусловившим создание новых типов моделей, раскрывающих новые функции самого метода. Моделирование в качестве уникальной формы познания применяется при исследовании и преобразовании явлений в любой сфере деятельности: социальной, образовательной, методической, организационной, маркетинговой и др.

Модель – есть аналог оригинала, заместитель исследуемого объекта. Модель – это система, схема исследования, которая служит средством получения информации о другой системе. Модели делятся на материальные и идеальные (мысленные).

В исследованиях часто возникает вопрос, являются ли модели способом отражения окружающего мира или способом его более глубокого познания? Не являются ли они в определенной мере преградой для совершенствования окружающего нас социального мира, или создаются лишь определенные стереотипы. Очевидно, в этом кроется секрет неоднозначного признания реальной, объективной роли моделирования в научном познании, образовательной, педагогической профессиональной деятельности.

В науке установлено, что постоянно идет поиск адекватного отражения в модели реального мира, поэтому модель отражает последовательность познания: модель – прогноз – эксперимент – новая модель, то есть идет постоянный поиск адекватного отражения окружающей действительности.

В какой степени необходимо знание и умение использовать метод моделирования в профессиональной педагогической деятельности как технологии?В «Профессиональной педагогике», дается следующее определение: Инновация – комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества, нововведения) в области техники, технологии, педагогики, научных исследований. Исходя из этого определения получается, что если нет нового практического средства – нет и инновации. Однако все не так просто: «новых практических средств» в педагогике не так уж и много. Значит, инновации не могут быть сведены к созданию только средств. Инновации – это и идеи, и процессы, и средства, и результаты, взятые в единстве качественного совершенствования образовательной системы.

Объектами инновации в профессиональной деятельности являются следующие проблемы: как повысить мотивацию учебно-воспитательной деятельности; как увеличить объем материала, изучаемого назанятиях с обучающимися; как ускорить темпы обучения; как устранить потери времени и др.

Внедрение более продуманных методов использования активных форм в образовательном процессе, новых технологий обучения, воспитания и социализации – постоянные области разработки инновационных идей.
Анализ инновационных проектов по критерию соответствия уровню разработанности предлагаемых идей в педагогической науке (отбор по принципу «известно - неизвестно»), а также использования в педагогической практике (отбор по принципу «было – не было») позволил отнести к общим педагогическим инновациям следующее: не новую, но постоянно актуальную и далеко не исчерпавшую себя общую идею и практическую технологию оптимизации образовательного процесса, охватывающую систему педагогической науки и педагогической практики; гуманистическую педагогику во всей совокупности ее теоретических положений и практических технологий; основанные на новых идеях подходы к организации и управлению педагогическими процессами; технологии, основанные на применении новых идей и средств информатизации, массовой коммуникации.

В настоящий момент из числа средств развития образовательного процесса в первую очередь следует выделить переход от интуитивной разработки к научно обоснованному созданию педагогического проекта модели, к обоснованности каждого элемента и этапа, нацеленность на объективно диагностируемый конечный результат, а также внедрение его на практике.

Главный вопрос педагогического моделирования инновационных технологий заключается в следующем: как получить гарантированный результат? Уровень результативности деятельности напрямую связан с уровнем профессионализма, наивысшим проявлением которого является его технологичность. Можно выделить следующие причины, породившие сегодня пристальный интерес к педагогическим технологиям моделирования.

Во-первых, необходимость внедрить в педагогику системно-деятельностный подход.

Во-вторых, потребность реализовать индивидуализацию образовательного процесса и индивидуально - развивающее обучение.

В-третьих, исключить малоэффективные вербальные способы передачи знаний.

В-четвертых, мотивировать проектирование технологической цепочки процедур, приемов, форм взаимодействия учителя и учеников, гарантирующих образовательные результаты и снижающих негативные последствия работы низко квалифицированных педагогов.

Технология педагогического моделирования в деятельности педагога с обучающимися предполагает формирование и развитие у них культуры самостоятельной работы, где моделирование является средством фиксации информации на начальном этапе обучения в вузе или как RP-технология педагогического взаимодействия, фасилитирующая планомерный переход от использования репродуктивных методов к продуктивным.

В современном образовании педагоги стремятся к моделированию авторского педагогического средства, работа над которым является бесконечным поиском, так как в образовательном пространстве ничего не бывает вечного, поэтому знание педагогом метода моделирования, как технологии, позволит ему эффективнее прогнозировать процесс формирования и развития личности, ее социализацию, воспитание и обучение. Исходя из выше, изложенного педагогам следует уяснить, что же такое моделирование.

Моделирование способствует пониманию самых сложных систем. Модель как бы концентрирует в себе представления педагога о процессе предстоящей деятельности, предполагает получение определенного результата, представляет упрощенно систему предстоящей деятельности в сложном мире действительности, что, несомненно, требует научно - теоретического обоснования проблемы и последовательных шагов в достижении цели.

Не смотря на всю противоречивость данного метода, который может рассматриваться, как метод познания или технология важно отметить, что в том и другом случае моделирование имеет свое целиполагание в процессе его разработки следует:

· теоретико-методологически обосновать данную проблему в научных исследованиях;

· отобразить состояние проблемы в настоящий момент;

· выявить наиболее острые противоречия;

· определить тенденции, факторы и компоненты развития процесса, содержание деятельности педагога, которые в совокупности могут повлиять на нежелательное развитие;

· активизировать деятельность всех структур (государственных, общественных, образовательных, социальных и др.) в поиске эффективных механизмов решения образовательной или социальной проблемы;

· определить условия оптимального решения проблемы;

· оценить результаты инновации.

Моделирование как метод имеет свои принципы это:

- компромисс между ожидаемой точностью и сложностью модели;

- баланс точностей;

- достаточное разнообразие элементов модели;

- наглядность модели;

- блочное представление модели;

- специализация модели по направленности (социальной защиты, образовательные, воспитательные, экологической безопасности и др.).

Существуют следующие типы моделей: социальные, познавательные, математические, эвристические, прогностические, модели желаемого состояния, организационные, управленческие, маркетинговые, и иные функционально-ориентированные типы моделей инновационного развития процесса.

Модели бывают идеальными и материальнымии одновременно могут являться средством и объектом исследования. Моделирование применяется тогда, когда сам объект недоступен для анализа всех его составных частей.

Важно при разработке моделей учитывать их сходство с оригиналом, при котором, с одной стороны, соблюдается жесткая целенаправленность, увязка всех параметров с ожидаемыми результатами, а с другой – она должна быть достаточно «свободной», способной к преобразованию, корректировке в зависимости от конкретных условий и обстоятельств, быть альтернативной, иметь в запасе наибольшее число вариантов.

Требования к создаваемым моделям:

1. Модель должна удовлетворять требованиям полноты, адекватности и эволюционности. Обеспечивать достаточно широкий диапазон изменений, добавлений по точности воспроизведения того процесса, который моделируется.

2. Модель должна быть достаточно абстрактной, но не настолько, чтобы возникали сомнения в надежности практической полезности полученных на ней результатов.

3. Модель должна удовлетворять условиям ограничивающим время решения проблемы.

4. Модель должна ориентироваться на существующие возможности, на данном уровне развития процесса.

5. Модель должна обеспечивать получение новой полезной информации о процессе в пределах поставленных задач.

6. Модель должна строиться с использованием устоявшейся терминологии.

7. Модель должна предусматривать возможность проверки истинности, соответствия изучаемому образовательному процессу.

8. Предполагаемый результат в модели должен соответствовать поставленной цели.

Оценка моделей определяется характеристикой свойств модели в зависимости от целей и задач процесса. Критериями могут быть:

- новизна отражения, качественное описание, наглядная имитация, системное воспроизведение;

- распространенность, уровень разработанности (выдвинута идея, построена схема, разработан алгоритм, формализован процесс системы социализации, познания, воспитания, обучения и др.);

- уровень творческого решения с помощью модели, степень выполнения ею гносеологической (познавательной, объяснительной) и эвристической (прогностической, творческой) функций.

Таким образом, технология моделирования – это иерархизированная и упорядоченная система технологических процедур проектирования образовательного процесса, неукоснительное выполнение которых гарантирует достижение планируемого результата. Любая педагогическая технология, в том числе и моделирование, удовлетворяет ряду методологических требований (критериям технологичности). Это концептуальность (научные основания); системность (последовательность); управляемость (наличие обратной связи); воспроизводимость (наличие инвента); эффективность (достижение планируемых результатов). (См. Приложение № 1)

Итак, педагогическая технология моделирования в профессиональной деятельности должна иметь научную базу, опираться на определенную научную концепцию, научно обосновывать образовательные цели. У педагогической технологии моделирования должны быть все признаки системы: ломка процесса, взаимосвязь всех частей, целостность и результативность.

Наши рекомендации