Цели арт-терапиии при коррекции агрессивного поведения умственно отсталым младшешссников
- Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам (работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом выпустить «пар» и разрядить напряжение).
- Облегчить процесс лечения. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции. Невербальное общение легче ускользает от цензуры сознания.
- Получить материал для интерпретации и диагностических заключений. Продукты художественного творчества относительно долговечны. Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию о ребенке, которая может помогать в интерпретации его произведений.
- Проработать мысли и чувства, которые ребенок привык подавлять. Иногда невербальные средства для детей с нарушением интеллекта являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.
- Наладить отношения между психологом и ребенком. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.
- Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками, картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм.
-Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию.
-Развить художественные способности и повысить самооценку.
Основные функции арт-терапии:
— катарсическая (очищающая, освобождающая от негативных состояний);
— регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психо эмоционального состояния);
— коммуникативно-рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки);
— основной целью арт-терапии (основываясь на коррекционно-личностном и деятельностн ом подходах в развитии) является гармоничное развитие ребенка с проблемами; расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства, участия в общественной и культурной деятельности в микро- и макросреде [2, с. 28].
В качестве материалов на занятиях по арт-терапии используются краски, глина, клей, мел. Арт-терапия используется как в индивидуальной, так и в групповой форме. Во время творческого самовыражения в ходе проведения арт-терапии возможно взрывное высвобождение сильных эмоций. Если при этом отсутствует твердый и опытный руководитель, то некоторые члены группы или индивиды могут оказаться буквально раздавленными собственными чувствами. Поэтому предъявляются особые требования к подготовке психолога, работающего в технике арт-терапия.
Существует две формы арт-терапии: пассивная и активная.
При пассивной форме ребенок «потребляет» художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения.
При активной форме арт-терапии ребенок сам создает продукты творчества: рисунки, скульптуры и т. д,
Занятия по арт-терапии могут быть структурированными и неструктурированными.
При структурированных занятиях тема жестко задается, и материал предлагается психологом. Как правило, по окончании занятий обсуждаются тема, манера исполнения и др.
При неструктурированных занятиях дети самостоятельно выбирают тему для освещения, материал, инструменты.
Существуют различные варианты использования метода арт-терапии:
— использование уже существующих произведений искусства через их анализ и интерпретацию детьми;
— побуждение детей к самостоятельному творчеству;
— использование имеющегося произведения искусства и самостоятельное творчество детей;
— творчество самого психолога (лепка, рисование и др.), направленное на установление взаимодействия с детьми.
Следует отметить, что занятия по арт-терапии имеют принципиальные отличия от учебных уроков рисования. Так, О.А. Карабанова выделяет следующие отличия: первое связано с целями и задачами рисуночной терапии: арт-терапия — это самовыражение в рисунке и моделирование конфликтной ситуации, а на уроках рисования — овладение средствами и техниками изображения. Второе отличие касается продуктов изобразительной деятельности: в терапии изобразительной деятельностью качество рисунка не выступает важным критерием его оценки (рисунок обладает собственной ценностью, связанной с последовательностью этапов разрешения личностных проблем ребенка), На учебных занятиях основным при анализе рисунка является мера и качество овладения ребенком системой изобразительных средств. Третье отличие состоит в различии функций взрослого в учебном и терапевтическом рисовании. На учебных занятиях эти функции сводятся к передаче ребенку новых способов и средств изображения и организации процесса их усвоения ребенком. Барт-терапии взрослый помогает детям осознать и разрешить проблемную ситуацию, внешне ее выразить в рисунке и определить выход из нее [2, с. 176].
Проводя специальные занятия по арт-терапии, направленные на коррекцию агрессивного поведения, детям с нарушением интеллекта предлагаются различные задания. О.А. Карабанова выделяет пять типов заданий, используемых в практике проведения рисуночной терапии при коррекции агрессивного поведения: предметно-тематический тип; образно-тематический; упражнения на развитие образного восприятия, воображения, символической функции; игры-упражнения с изобразительным материалами; задания на совместную деятельность.
Предметно-тематический тип — основой изображения является человек и его взаимодействие с окружающим предметным миром и людьми. Темы рисования могут быть свободными или заданными — «Моя семья», «Мое любимое занятие», «Я дома», «Кем я стану» и др.
Образно-символический тип — в основе которого рисование, связанное с нравственно-психологическим анализом абстрактных понятий «Добро», «Зло», «Счастье» в виде образов, созданных воображением ребенка, а также изображением эмоциональных состояний и чувств— «Радость», «Гнев», «Удивление».
Упражнения на развитие образного восприятия, воображения и символической функции — задания, основанные на принципе проекции, — «Волшебные пятна», а также воспроизведение в изображении целостного объекта и его осмысление — «Рисование по точкам».
Игры-упражнения с изобразительными материалами (красками, карандашами, бумагой, пластилином, мелками и т, д.), изучение их физических свойств и экспрессивных возможностей — «Рисование пальцами», экспериментирование с цветом, пластилином, тестом (создание простейших форм и их разрушение по типу игр «разрушение-строительство»),
Задания на совместную деятельность— могут включать задания всех четырех указанных выше видов, коллективное рисование, направленное на коррекцию проблем общения со сверстниками, улучшение детско-родительских отношений.
Активная деятельность и творчество способствуют В расслаблению, снятию напряженности у детей. Дополнительные возможности самовыражения и новые навыки способствуют ликвидации негативного отношения к арттерапевтическим занятиям и страха перед ними. Для изменения и повышения самооценки большую роль играют постоянный интерес и положительная оценка со стороны арт-терапевта других детей, Вновь приобретенные способы самовыражения, положительные эмоции, возникающие в процессе творчества, снижают агрессивность, повышают самооценку («Я не хуже других»). Эмоциональная заинтересованность активирует ребенка и открывает путь для более эффективного коррекционного воздействия.
Основная цель арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка через искусство, а также в развитии способностей к конструктивным действиям с учетом реальности окружающего мира. Отсюда вытекает важнейший принцип арт-терапии — одобрение и принятие всех продуктов творческой изобразительной деятельности независимо от их содержания, формы и качества.
Помимо коррекции агрессивного поведения у детей с нарушением интеллекта, показаниями для проведения арт-терапии как рисуночной терапии являются: трудности эмоционального развития, актуальный стресс, депрессия, снижение эмоционального тонуса, импульсивность эмоциональных реакций, переживания эмоционального отвержения, чувство одиночества, наличие конфликтов в межличностных отношениях, неудовлетворенность в семейной ситуации, ревность, повышенная тревожность, страхи, фобические реакции, негативная «Я-концепция», дисгармоничная, искаженная самооценка, низкая степень самопринятия.
Применение арттерапевтических методов незаменимо в случаях тяжелых эмоциональных нарушений, коммуникативной некомпетентности, а также при низком уровне развития мотивации к деятельности. В случае трудностей общения: замкнутости или излишней стеснительности, арт-терапия позволяет объединить детей в группу при сохранении индивидуального характера их деятельности и облегчить процесс их коммуникации, опосредовать ее общим творческим процессом и его продуктом. Арттерапевтический метод позволяет психологу как нельзя лучше объединить индивидуальный подход к ребенку и групповую форму работы. Как правило, арттерапевтические методы присутствуют в любой программе коррекции, дополняя и обогащая развивающие возможности игры.
Процесс создания любого творческого продукта базируется на таких психологических функциях, как активное восприятие, продуктивное воображение, фантазия и символизация.
Применение арттерапевтических методов при коррекции агрессивного поведения умственно отсталых детей позволяет получить следующие позитивные результаты:
1. Обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование, придает ему (даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, допустимые формы.
2. Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабоориентированных на общение детей.
3. Дает возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арт-терапии), способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит.
4. Создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции. Эти условия обеспечиваются за счет того, что изобразительная деятельность требует планирования и регуляции работы на пути достижения целей.
5. Оказывает дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, создает предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций.
6. Существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной «Я-кон-цепции» и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного клиентом.
Таким образом, арт-терапия открывает перед детьми с нарушением интеллектуального развития широкие возможности для игры, выражения эмоций, общения, рефлексии, творчества. Применение арт-терапии дает положительные результаты в коррекционной работе с этими детьми, позволяет направлять их художественную деятельность таким образом, чтобы она оказывала благотворное влияние на развитие их личности.
Игровая психотерапия
Идеология игровой терапии основывается не на догадках, не на пробах и ошибках, не на идее, вдруг осенившей психотерапевта. Игровая терапия — это хорошо продуманный, состоятельный в философском плане, основанный на принципах развития и подтвержденный исследованиями подход, позволяющий помочь детям справляться со своими проблемами и преодолевать их.
Игровая терапия — психотерапевтический метод, основанный на принципах динамики психическое развития и направленный на облегчение эмоционального стресса у детей с помощью разнообразных выразительных и дающих пищу воображению игровых материалов.
Давно признано, что игра занимает значительное • место в жизни ребенка. Еще в XVIII в. Жан-Жак Руссо очень верно подметил: для того чтобы узнать и понять ребенка, необходимо понаблюдать за его игрой. В отличие от взрослых, для которых естественным средством общения является язык, для ребенка естественное средство общения — это игровая деятельность.
О первостепенном значении игры для естественного развития ребенка свидетельствует тот факт, что Организация Объединенных Наций провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка. Игра — это единственная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Детей не надо учить играть; не надо заставлять их играть. Дети играют спонтанно, охотно, с удовольствием, не преследуя никаких определенных целей. Для того, чтобы легче было принять детскую игру, некоторые взрослые пытаются найти в ней особый смысл, назвав ее работой. Стремясь ускорить процесс превращения ребенка во взрослого, многие взрослые не выносят, «когда ребенок теряет время на игру». Им кажется, что ребенок должен упорно работать, чтобы достичь какой-то цели, которая ему, взрослому, кажется достойной. К сожалению, во многих работах игра определяется как работа ребенка [24, с. 18]. По-видимому, это попытка хоть каким-то образом «узаконить» игру, показать, что игра может быть важной только тогда, когда она совпадает с тем, что считается важным в мире взрослых. Точно так же, как детство имеет свой внутренний смысл и не является просто подготовкой ко взрослости, точно так же игра имеет свою внутреннюю ценность и важна независимо от того, к каким последствиям она может привести. В отличие от работы, которая имеет определенную цель и направлена на выполнение какого-то определенного задания путем приспособления к требованиям непосредственного окружения, игра внутренне сложна, не зависит от поощрений извне и приводит внешний мир в соответствие с имеющимися у ребенка представлениями.
Хотя Зигмунд Фрейд очень мало работал с детьми, но замечательно понимал значение детской игры. Он писал: «Нам следует искать в ребенке первые следы воображения. Самая любимая и всепоглощающая деятельность ребенка — это игра. Возможно, мы можем сказать, что в игре каждый ребенок подобен писателю: он создает свой собственный мир, или, иначе, он устраивает этот мир так, как ему больше нравится. Было бы неверно сказать, что он не принимает свой мир всерьез; напротив, он относится к игре очень серьезно и щедро вкладывает в нее свои эмоции» [24, с. 18].
Игру детей можно оценить более полно, если признать, что она является для них средством коммуникации. Дети более полно и более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в игре они чувствуют себя более удобно. Для детей «отыграть» свой опыт и чувства — наиболее естественная динамическая и оздоровляющая деятельность, которой они могут заняться. Игра— это средство обмена информацией, и требовать от ребенка, чтобы он говорил — значит автоматически воздвигать барьер в терапевтических отношениях, накладывая ограничения, которые фактически говорят ребенку: «Ты должен подняться на мой уровень общения и использовать для этого слова». Терапевт несет ответственность за то, чтобы спуститься на уровень ребенка и общаться с ним при помощи тех средств, которые удобны ребенку.
Рабочая система терапевтических отношений с умственно отсталым ребенком лучше всего создается в игре, и отношения эти являются краеугольным камнем той деятельности, которую называют психотерапией. Игра дает средства для разрешения конфликтов и передачи чувств. «Игрушки вооружают ребенка подходящими средствами, поскольку они, вне всякого сомнения, являются той средой, в которой может осуществляться самовыражение ребенка... В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать... Когда он играет свободно, а не по чьей-то указке, он совершает целый ряд независимых действий. Он высвобождает чувства и установки, которые настойчиво стремились вырваться на свободу» [24, с. 22].
Чувства и установки, которые ребенок с нарушением интеллекта, возможно, боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную по собственному усмотрению игрушку. Вместо того, чтобы выражать чувства и мысли в словах, ребенок может закопать в песок или застрелить дракона, или отшлепать куклу, замещающую маленького братика.
Чувства умственно отсталого ребенка часто невозможно выразить вербально, На этом уровне развития у него не хватает когнитивных, вербальных средств для выражения того, что он чувствует; в эмоциональном плане он не может настолько сосредоточиться на интенсивности своих переживаний, чтобы можно было их адекватно выразить в словах. Мир ребенка — это мир конкретных вещей, и так к нему и следует подходить, если мы хотим установить контакт с ребенком. Игра — это конкретное самовыражение ребенка и способ его приспособления к собственному миру. Большинство умственно отсталых детей сталкиваются в жизни с проблемами, которые кажутся неразрешимыми. Но проигрывая их так, как им хочется, дети могут научиться постепенно справляться в ними.
Основное внимание в игровой терапии уделяется тому, чтобы облегчить усилия умственно отсталого ребенка с агрессивным поведением, направленные на то, чтобы стать более адекватным как личность, справляясь с текущими и будущими проблемами, которые могут влиять на его жизнь. В этом смысле цель игровой терапии при коррекции агрессивного поведения у детей с нарушением интеллекта состоит в том, чтобы помочь ребенку:
— развить более позитивную Я-концепцию;
— стать более ответственным в своих действиях и поступках;
— стать более самоуправляемым;
— выработать способность к самопринятию;
— в большей степени полагаться на самого себя;
— выработать способность к самостоятельному принятию решений;
— овладеть чувством контроля;
— развить сензитивность к процессу преодоления трудностей;
— развить внутренний источник оценки;
— обрести веру в себя.
Эти цели игровой терапии задают общие рамки для понимания параметров подхода и его осуществления. Поскольку специфические цели для ребенка не устанавливаются, терапевт свободен облегчить разработку этих целей, ориентированных на конкретную личность.