Принципы и элементарные методы мыслительной деятельности.

1. Место логики в методологии научного познания.

2. Основные методологические принципы диалектической логики.

3. Основные методологические принципы формальной логики

4. Основные законы формальной логики: закон тождества, закон не противоречия, закон достаточного основания, закон исключенного третьего.

5. Понятие софизма и паралогизма.

Семинар №4.

Основные общечеловеческие формы мышления:

1) Понятие

1. Общая характеристика понятия. (Признаки предметов и их виды. Содержание и объем понятия.)

2. Виды понятий.

3. Отношение между понятиями и их выражение в круговых схемах Эйле­ра.

4. Операции над понятиями: обобщение и ограничение, определение (ви­ды и правила), приемы, сходные с определением, деление (виды и пра­вила).

Семинар № 5

Основные общечеловеческие формы мышления:

2) Суждение

Занятие 1.

1. Суждение как форма мышления.

2. Суждение и предложение. Простые и сложные суждения.

3. Простые суждения: состав и виды.

4. Категорические суждения и их виды. Распределенность терминов в про­стом суждении.

5. “Логический квадрат”.

Занятие 2.

1. Операции с суждениями (непосредственные умозаключения): обращение, превращение, противопоставление предикату, по логическому квадрату.

2. Сложное суждение и его основные виды.

3. Условия истинности сложных суждений.

4. Деление суждений по модальности.

Семинар № 6

Основные общечеловеческие формы мышления:

3) Умозаключение (6 часов)

Занятие 1.

1. Общее понятие умозаключения. Логическая структура умозаключения.

2. Виды умозаключений.

3. Простой категорический силлогизм как вид дедуктивного умозаключения. Аксиома категорического силлогизма.

4. Общие правила категорического силлогизма.

5. Фигуры категорического силлогизма и их особые правила.

6. Понятие о модусах категорического силлогизма.

Занятие 2.

1. Условный силлогизм. Чисто условный силлогизм. Условно-категорический силлогизм и его модусы.

2. Разделительный силлогизм. Чисто разделительный силлогизм. Разделительно-категорический силлогизм. Утверждающе-отрицающий и отрицающе-утверждающий модусы и их правила.

3. Условно - разделительный силлогизм. Дилемма.

4. Сложносокращенные силлогизмы (энтимемы).

5. Сложные силлогизмы (полисиллогизмы, сориты)

6. Сложносокращенные силлогизмы (эпихейремы).

Занятие 3.

1. Индуктивные умозаключения и их виды.

2. Индуктивные методы установления причинной связи явлений. Ф.Бэкон и Дж.С.Милль об индукции.

3. Метод единственного сходства. Метод единственного различия. Соединенный метод сходства и различия. Метод сопутствующих изменений. Метод остатков.

4. Умозаключения по аналогии. Его структура.

5. Основные виды отношений по аналогии. Достоверность заключений, полученных с помощью строгой аналогии.

Семинар № 7

Логические основы теории аргументации.

1. Аргументация и ее субъекты.

2.Понятие доказательства и его логическая структура. Виды и правила доказательств.

3. Понятие опровержения. Способы опровержения. Правила доказательств и опровержения. Правила по отношению к тези­су и возможные ошибки.

4. Правила по отношению к аргументам и возможные ошибки.

Правила по отношению к демонстрации и возможные ошибки.

5. Понятие о логических парадоксах.

Семинар № 8

Формы развития знания: проблема. Гипотеза. Теория.

1. Проблема (вопрос). Виды вопросов и ответов.

2. Понятие гипотезы, ее виды.

3. Построение гипотезы и этапы ее развития. Способы подтверждения ги­потез.

4. Теория как наиболее сложная форма научного мышления.

Варианты контрольных работ

ВАРИАНТ № 1

I. Определите виды понятий: водный простор, Василиса Премудрая, Екатерина II, памятник архитектуры, Атлант, безразличие олигархии.

II. Установите, какие из следующих высказываний имеют одинаковую логическую форму.

А) Все адвокаты являются юристами.

Б) Не все металлы являются твердыми.

В) Многие студенты являются успевающими.

Г) Всякий сверчок знай свой шесток.

Д) Некоторые спортсмены не являются олимпийскими чемпионами.

Е) Многие студенты не знают латинского языка.

III. Какой принцип формальной логики нарушен в данном рассуждении?

« Я знаю, что я ничего не знаю» (Сократ)

IV. Обобщите и ограничьте следующие понятия:

Потерпевший,

Коллектив факультета,

Вечный двигатель

V.Выразите в кругах Л.Эйлера отношения между понятиями:

Писатель (А),

Русский писатель (В),

Английский писатель (С),

А.П.Чехов (Д),

Неписатель (Е),

Дж. Остин (Ж).

VI. Подберите понятия, противоречащие данным:

Жадность, добродетель, бережливость, конкретность.

VII. Установите, соблюдены ли правила определения в следующих примерах, а если нет, какие ошибки допущены.

А) Арба – это повозка, на которой третье колесо является пятым.

Б) Торос – это продукт ледяных отношений.

В) Барокамера – это герметическая камера, в которой искусственно создается повышенное или пониженное барометрическое давление кислорода и которая используется при лечении болезней.

VIII. Установите, к каким видам относятся следующие деления. Являются ли они правильными? Если деление является неправильным, то какие правила нарушены, какие ошибки допущены.

А) Треугольники делятся на остроугольные и прямоугольные.

Б) Право делится на уголовное, уголовно- процессуальное и исправительно-трудовое.

IX. Укажите, какие из приведенных высказываний являются общеутвердительными, общеотрицательными, частноутвердительными, частноотрицательными:

А) Некоторые кашалоты – водоплавающие.

Б) Бывают такие ошибки, которые дают жизненный опыт.

В) Большинство государств в Азии – монархии.

X. Определите отношения между высказываниями:

А) Некоторые студенты являются членами кружка по логике.

Некоторые студенты не являются членами кружка по логике.

Б) Все животные семейства кошачьих являются хищниками.

Ни одно из семейства кошачьих не является хищником.

XI. Средствами таблично построенной логики высказываний установите, является ли правильным следующее рассуждение.

« Для того, чтобы стать космонавтом, надо пройти серьезную предполетную подготовку. Человек сможет пройти такую подготовку, если обладает хорошим здоровьем. Но Сидоров не обладает хорошим здоровьем. Следовательно, он не может стать космонавтом»

XII. Путем какой логической операции получено приведенное ниже непосредственное умозаключение:

а) операцией превращения,

б) операцией обращения,

в) противопоставлением предикату,

г) по логическому квадрату.

«Среди ученых встречаются неумные люди, следовательно, среди неумных людей встречаются ученые».

XIII. Определите, какие из следующих сложных суждений являются логически истинными, какие логически ложными, а какие выполнимыми (или фактическими):

А) ( p → q ) → ( p → q )?

Б) ( p → q ) ^ (p ^ q )

XIV. Покажите, к какому виду принадлежат следующие умозаключения. Если в умозаключении нет заключения, выведите его. Если в умозаключении есть ошибка, покажите, какая и почему.

А) Если человек невиновен, то его оправдывают.

Данного человека не оправдали.

Следовательно?

Б) Если бухта замерзает, то корабли не могут входить в нее.

Корабли не могут входить в бухту. Следовательно, она замерзла.

XV. К какому виду умозаключений по аналогии относится данное рассуждение, проанализируйте его структуру и проверьте правильность этого рассуждения.

« Любовь подобна лихорадке, она родится и гаснет без малейшего участия воли» (Стендаль)

XVI. Укажите, к какому виду относится данное индуктивное умозаключение:

« Для выступления с докладами на научной конференции подготовились пять студентов: Иванов, Петров, Сидоров, Козлов, Панкратов. Студент Иванов выступил с докладом на пленарном заседании. Студенты Петров, Сидоров, Козлов, Панкратов выступили с докладами на секциях. Таким образом, все студенты, подготовившие доклады, выступили на конференции».

ВАРИАНТ № 2

I. Определите виды понятий: неравнодушный человек, Зевс, самая глубокая впадина мирового океана, теория происхождения жизни на Земле А.Опарина, бригада морской пехоты, незнающий страха человек.

II. Установите, какие из следующих высказываний имеют одинаковую логическую форму.

2.1. Все поэты пишут стихи.

2.2. Не все художники увлекаются импрессионизмом.

2.3. Многие совершают ошибки молодости до глубокой старости.

2.4. Некоторые деревья сбрасывают зимой листья.

2.5. Некоторые животные не являются сумчатыми.

2.6. Многие студенты не умеют играть в шахматы.

III. Какой принцип формальной логики нарушен в данном рассуждении ?

« Ничто так часто не отсутствует, как присутствие духа» (Антуан де Ривароль)

IV. Обобщите и ограничьте следующие понятия:

Заболевший,

Коллектив цеха,

Сфинкс

V. Выразите в кругах Л.Эйлера отношения между понятиями:

Планета (А),

Астероид (В),

Комета (С),

Планета Солнечной системы (Д),

Планета Солнечной системы, имеющая атмосферу (Е),

Земля (Ж),

Спутник Земли (З).

VI. Подберите понятия, противоположные данным:

Молодой, угрюмый, скупой, большой, абстрактный.

VII. Установите, соблюдены ли правила определения в следующих примерах, а если нет, какие ошибки допущены.

7.1. Шотландия – страна, где скупые мужья донашивают юбки своих жен.

7.2. Фонтан – это водопровод в экстазе.

7.3. Импровизация – это техника драматической игры, когда актер играет что-либо непредвиденное, не подготовленное заранее и придуманное в ходе действия.

VIII. Установите, к каким видам относятся следующие деления. Являются ли они правильными? Если деление является неправильным, то какие правила нарушены, какие ошибки допущены.

8.1. В эволюции органического мира выделяют два вида отбора: естественный и искусственный.

8.2. Щелочи делятся на активные и неактивные.

IX. Укажите, какие из приведенных высказываний являются общеутвердительными, общеотрицательными, частноутвердительными, частноотрицательными:

9.1. Ни один океан не имеет пресную воду.

9.2. Всякий металл имеет свою температуру плавления.

9.3. Хорошее дело два века живет.

9.4. Некоторые сотрудники являются необязательными людьми.

X. Определите отношения между высказываниями ( по «логическому квадрату»)

10.1. Все врачи ошибаются.

Ни один врач не ошибается.

10.2. Некоторые цветы – фиалки.

Неверно, что все цветы – фиалки.

XI. Средствами таблично построенной логики высказываний установите, является ли правильным следующее рассуждение.

«Если философ не признает познаваемость мира, то он не является последовательным материалистом. Если философ признает познаваемость мира, то он не является агностиком. Следовательно, если философ является последовательным материалистом, то он не является агностиком».

XII. Путем какой логической операции получено приведенное ниже непосредственное умозаключение:

а) операцией превращения,

б) операцией обращения,

в) противопоставлением предикату,

г) по логическому квадрату.

« Многие любознательные студенты талантливы, следовательно, некоторые любознательные студенты не являются не талантливыми».

XIII. Определите, какие из следующих сложных суждений являются логически истинными, какие логически ложными, а какие выполнимыми (или фактическими):

13.1. ( p ≡ q ) → ( p → q )?

13.2. ( p → q ) ^ (p ^ q )

XIV. Покажите, к какому виду принадлежат следующие умозаключения. Если в умозаключении нет заключения, выведите его. Если в умозаключении есть ошибка, покажите, какая и почему.

14.1. Люди содействуют или противодействуют ходу истории.

Этот человек не содействовал ходу истории.

Этот человек противодействовал ходу истории.

14.2. Это действие либо похвально, либо постыдно.

Оно похвально.

Следовательно, ?

XV. К какому виду умозаключений по аналогии относится данное умозаключение, проанализируйте его структуру и правильность этого рассуждения.

Прочитав всего несколько страниц, критик дал оценку книги. На упрек в поспешности вывода он ответил: « для того, чтобы определить вкус вина в бочке, разве я должен выпить ее всю? Для этого достаточно попробовать одну рюмку».

XVI. Восстановите энтимему в полный силлогизм. Установите, является ли она правильной?

Получение взятки является посягательством на нормальную работу государственного аппарата, так как получение взятки – должностное преступление.

ВАРИАНТ № 3

I. Определите виды понятий: политическая система, хромосомная теория наследственности, незаурядная личность, галактика, незаконное предпринимательство, вечный двигатель.

II. Установите, какие из следующих высказываний имеют одинаковую логическую форму.

А) Электроны имеют отрицательный заряд.

Б) Не все то, что общепризнано, верно.

В) Ничто не предвещало плохую погоду.

Г) Среди народов древней Европы греки отличались высокоразвитой культурой.

Д) Ничто человеческое мне не чуждо.

Е) Среди деревьев смешанного леса встречаются ясени.

III. Какой принцип формальной логики нарушен в данном рассуждении ?

Дед: «Алеша, ты в этом костюме «утонешь»

Внук: «А я и не собираюсь купаться»

IV. Обобщите и ограничьте следующие понятия:

Собака, выдающийся современный ученый, город на Урале.

V. Выразите в кругах Л.Эйлера отношения между понятиями: А) Мать,

Б) дочь, В) бабушка, Г) внучка, Д) сестра.

VI. Правильно ли проведены обобщения?

6.1. береза — лиственное дерево — смешанный лес — лес;

6.2. улица — квартал — поселок городского типа — город — населенный пункт.

VII. Установите, соблюдены ли правила определения в следующих примерах, а если нет, какие ошибки допущены.

7.1. Регенерация — процесс восстановления утраченных или поврежденных частей тела.

7.2. Пьеса — форма художественного произведения.

7.3. Мировоззрение учащегося — система его взглядов на окружающий мир.

7.4. Архаизмы — это слова, вышедшие из употребления вследствие замены их новыми.

7.5. Желудок — это орган, обладающий сложным строением.

7.6. Фразеология — раздел науки о языке, изучающий смысловые и структурные особенности фразеологических единиц, их типы и функционирование в речи.

VIII. Установите, к каким видам относятся следующие деления. Являются ли они правильными? Если деление является неправильным, то какие правила нарушены, какие ошибки допущены.

8.1. В эволюции органического мира выделяются два вида отбора: естественный и искусственный.

8.2. Щелочи делят на активные и малоактивные.

8.3. Растения размножаются семенами, черенками, клубнями, отводками, усами, луковицами, частями корня.

IX. Укажите, какие из приведенных высказываний являются общеутвердительными, общеотрицательными, частноутвердительными, частноотрицательными:

9.1. Ни один студент не является профессором.

9.2. Всякий клоун выступает в цирке.

9.3. Тише едешь – дальше будешь.

9.4. Древние финикийцы основали Карфаген.

X. Определите отношения между высказываниями ( по «логическому квадрату»)

А) Все люди смертны.

Ни один человек не смертен.

Б) Ни одна геометрическая фигура не является объемной.

Некоторые геометрические фигуры не являются объемными.

XI. Средствами таблично построенной логики высказываний установите, является ли правильным следующее рассуждение.

Если человек говорит правду, то он не заблуждается и сознательно не вводит в заблуждение других. Этот человек говорит неправду, но явно не заблуждается. Следовательно, он сознательно вводит в заблуждение других.

XII. Путем какой логической операции получено приведенное ниже непосредственное умозаключение:

а) операцией превращения,

б) операцией обращения,

в) противопоставлением предикату,

г) по логическому квадрату.

«Все повествовательные предложения выражают суждения, а некоторые из предложений, выражающих суждения, являются повествовательными».

XIII. Определите, какие из следующих сложных суждений являются логически истинными, какие логически ложными, а какие выполнимыми (или фактическими):

13.1. ((p → q) ^ q) → q

13.2. ( pV qV r ) =p ^ q ^ r

XIV. Покажите, к какому виду принадлежат следующие умозаключения. Если в умозаключении нет заключения, выведите его. Если в умозаключении есть ошибка, покажите, какая и почему.

14.1. Некоторые ученые верят в Бога.
Ни один материалист не верит в Бога.

Некоторые материалисты не являются учеными.

14.2. Туристы, прибыв в незнакомый город в часы пик, обратили внимание, что транспорт был перегружен. Они сделали вывод, что транспорт в этом городе перегружен постоянно.

14.3. «Долгое время математики считали, что все уравнения могут быть решены в радикалах. Это заключение было сделано на том основании, что исследование уравнения первой, второй, третьей и четвертой степеней могут быть приведены к виду Xй = а.
Впоследствии оказалось, что уравнение пятой степени нельзя решить в радикалах»

(Д. П. Горский).

XV. К какому виду умозаключений по аналогии относится данное умозаключение, проанализируйте его структуру и правильность этого рассуждения.

«Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой, мы — команда одного корабля»

(А. Сент-Экзюпери).

XVI. Восстановите энтимему в полный силлогизм. Установите, является ли она правильной?

«Новый государь не может избежать жестокости, ибо ему угрожает множество опасностей» (Н. Макиавелли).

ВАРИАНТ № 4

I. Определите виды понятий: Ростральная колонна, хищное животное, парламент, ненастье, Дед Мороз, ромашка.

II. Установите, какие из следующих высказываний имеют одинаковую логическую форму.

2.1. В каждом районе Петербурга был собственный полицейский участок.

2.2. И ныне стоит на Охте дом с пожарной каланчой.

2.3. Много открылось на Охте торговых заведений.

2.4. Мост Петра Великого открыт в 1911 году.

2.5. Проекты моста предлагались еще в середине XIX века.

III. Какой принцип формальной логики нарушен в данном рассуждении ?

«Подобно тому как Сократ, будучи другим относительно камня, не есть камень, то и отец Сократа, Софроникс, будучи другим относительно Хэридима, который есть отец Патрокла, не может считаться отцом; следовательно, у Сократа нет отца».

IV. Обобщите и ограничьте следующие понятия: музей, художники эпохи Возрождения, памятные места Петербурга, Полтавская битва, искусство Западной Европы.

V. Выразите в кругах Л.Эйлера отношения между понятиями:

5.1. Набережные Невы, гранитные набережные Невы, негранитные набережные Невы, Университетская набережная

5.2. Мосты, разводные мосты, неразводные мосты, Поцелуев мост

5.3. Граждане, имеющие право голоса; граждане, принявшие участие в голосовании; граждане, голосовавшие за доверие; граждане, голосовавшие за недоверие.

VI. Правильно ли проведены обобщения?

6.1. Собор, памятник архитектуры, крепость, Петропавловская крепость, Петропавловский собор.

6.2. Тигр, хищное животное, млекопитающее, фауна, биосфера.

VII. Установите, соблюдены ли правила определения в следующих примерах, а если нет, какие ошибки допущены.

7.1. Свет – это движение лучей, состоящих из светящихся телец

7.2. Музей – учреждение, изучающее предметы материальной культуры

7.3.Опиум вызывает сон, так как он содержит снотворную силу

7.4.Эрмитаж не есть закрытое дворцовое собрание картин

7.5.Эрмитаж – это удивительный мир, полный чудес!

7.6.Музей – государственное учреждение

VIII. Установите, к каким видам относятся следующие деления. Являются ли они правильными? Если деление является неправильным, то какие правила нарушены, какие ошибки допущены.

8.1. К ценным бумагам относятся акции и чеки.

8.2. Преступления делятся на умышленные, неосторожные и хозяйственные.

8.3. Видами искусства являются художественная литература, живопись, архитектура, театр, симфоническая музыка.

8.4. Сделки бывают двусторонними, многосторонними и завещаниями.

8.5. Языки делятся на естественные, искусственные и народные.

IX. Укажите, какие из приведенных высказываний являются общеутвердительными, общеотрицательными, частноутвердительными, частноотрицательными:

9.1. Каждый человек обладает способностью писать.

9.2. Каждый школьник умеет строить квадрат, равновеликий данному прямоугольнику.

9.3. «Не знающий геометрии да не войдет сюда».

9.4. Некоторые студенты университета не изучают логику.

9.5. Не все, что он сказал, истинно.

9.6. Все студенты философского факультета изучают логику.

9.7. Люди часто говорят и о несерьезном.

X. Определите отношения между высказываниями ( по «логическому квадрату»)

10.1 Все кенгуру живут в Австралии.

Ни один кенгуру не живет в Австралии.

10.2. Все цветы являются фиалками.

Неверно, что все цветы - это фиалки.

XI. Средствами таблично построенной логики высказываний установите, является ли правильным следующее рассуждение.

Преступление могли совершить Смит, Джонс или Браун. Установлено, что Джонс никогда не совершает преступлений без Брауна. Значит, его совершил Смит.

XII. Путем какой логической операции получено приведенное ниже непосредственное умозаключение:

12.1. Некоторые музеи являются архитектурными памятниками, значит некоторые архитектурные памятники – это музеи.

12.2. Ни один приговор суда не должен быть необоснованным, значит всякий приговор суда должен быть обоснованным.

XIII. Определите, какие из следующих сложных суждений являются логически истинными, какие логически ложными, а какие выполнимыми (или фактическими):

13.1.( ( pV q )) → (p ^ q)

13.2. ( p → q) → (p ^ q)

XIV. Покажите, к какому виду принадлежат следующие умозаключения. Если в умозаключении нет заключения, выведите его. Если в умозаключении есть ошибка, покажите, какая и почему.

14.1. Если данное здание находится в Петербурге, то оно построено после XVII века. Данное здание построено в Петербурге. Значит……

14.2. Простые суждения бывают либо вида А, либо Е, либо О, либо I. Это суждение не относится к виду Е, не относится к виду I, не относится к виду О. Значит……

14.3. Все баскетболисты – спортсмены

Ни один спортсмен – не младенец

XV. К какому виду умозаключений по аналогии относится данное умозаключение, проанализируйте его структуру и правильность этого рассуждения.

Вообразим себе караван, идущий в пустыне на заходе солнца. Тени, падающие на песок, удлинены и деформированы. Но каждому положению, каждому движению наездников и животных соответствует определенное положение и движение тени на песке. Между людьми и верблюдами и их искаженными тенями мало сходства. Животные и люди являются трехмерными, цветными; тени же плоские, черные, карикатурно удлиненные. И вместе с тем между миром вещей и миром теней есть элемент подобия и даже тождества. Взаимные положения теней являются такими же, как взаимные положения членов каравана. Каждому наклону головы, каждому движению ноги наездника или верблюда отвечает точно такое же движение соответствующей тени на песке. Можно сказать, что поведение теней строго аналогично поведению тех объектов, которые отбрасывают эти тени.

XVI. Восстановите энтимему в полный силлогизм. Установите, является ли она правильной?

Всякий актёр по призванию талантлив, а Сергей Безруков является актёром по призванию.

ВАРИАНТ № 5

I. Определите виды понятий: Белоснежка, неленивый человек, страна восходящего Солнца, орден святой Анны, средство Макропулоса, книга.

II. Установите, какие из следующих высказываний имеют одинаковую логическую форму.

В каждом районе Петербурга имеются почтовые отделения.

1. Всякий человек желает счастья.

2. Большинство студентов успешно сдают экзамены.

3. Ни один студент не является младенцем.

4. Ни одна звезда не светит отраженным светом.

III. Какой принцип формальной логики нарушен в данном рассуждении ?

«Прекрасно! - промолвил Рудин. - Стало быть, по-вашему, убеждений нет?» - «Нет, и не существует!». – «Это ваше убеждение?» - «Да». – «Как же вы говорите, что их нет? Вот вам уже одно, на первый случай». ( Тургенев И.С. Рудин.)

IV. Обобщите и ограничьте следующие понятия: театр, лауреат Нобелевской премии, памятные места Великого Новгорода, Куликовская битва, музеи Западной Европы.

V. Выразите в кругах Л.Эйлера отношения между объемами понятий:

5.1.1. плоская замкнутая геометрическая фигура, треугольник, равнобедренный треугольник, прямоугольник, квадрат, ромб.

5.2. Картина, реалистическая картина, сюрреалистическая картина, картина Айвазовского, картина Айвазовского «Девятый вал», картина С.Дали, картина С.Дали «Портрет Галы».

5.3. Кража, мошенничество, разбой, преступление против собственности, грабеж.

VI. Правильно ли проведены обобщения?

6.1. Лето, наиболее теплое время года, время года.

6.2. Соучастник преступления, подстрекатель, автор, соавтор.

VII. Установите, соблюдены ли правила определения в следующих примерах, а если нет, какие ошибки допущены.

7.1. Концерн – форма монополистического объединения с очень высоким уровнем концентрации и централизации капитала и производства.

7.2. Цилиндр – геометрическое тело, образованное вращением прямоугольника вокруг одной стороны.

7.3. Газета – это печатное периодическое издание, в котором публикуются материалы о текущих событиях.

7.4. Инсинуация – клеветническое измышление с целью опорочить кого-либо.

7.5. Сепаратизм – политическое движение за отделение части государства и создание нового государственного образования.

7.6. Банда – это преступное сообщество.

VIII. Установите, к каким видам относятся следующие деления. Являются ли они правильными? Если деление является неправильным, то какие правила нарушены, какие ошибки допущены.

8.1. Государства бывают унитарными и федеративными.

8.2. Науки можно разделить на фундаментальные и прикладные.

8.3.Политическая деятельность может быть конструктивной или деструктивной.

8.4. Периодические издания подразделяются на газеты, журналы, бюллетени и периодические сборники.

8.5. Сделки совершаются устно или в письменной форме (простой или нотариальной).

8.6. Трудовые договоры могут заключаться на определенный срок или на неопределенный срок.

IX. Укажите, какие из приведенных высказываний являются общеутвердительными, общеотрицательными, частноутвердительными, частноотрицательными:

9.1. Люди в подавляющем большинстве хотят мира.

9.2. Многие люди все еще верят в злых духов.

9.3. Ряд водоплавающих не дышит жабрами.

9.4. Не все книги содержат полезную информацию.

9.5. Все книги полезны.

9.6. Ни один человек не является тигром.

9.7. Некоторые студенты не посещают музеи.

X. Определите отношения между высказываниями (по «логическому квадрату»)

10.1 Все геометрические фигуры являются объемными.

Некоторые геометрические фигуры не являются объемными.

10.2. Некоторые студенты являются членами кружка по логике.

Некоторые студенты не являются членами кружка по логике.

XI. Средствами таблично построенной логики высказываний установите, является ли правильным следующее рассуждение.

Если человек удовлетворен работой и счастлив в семейной жизни, то у него нет причин жаловаться на судьбу. У этого человека есть причина жаловаться на судьбу. Значит, он либо удовлетворен работой и счастлив в семейной жизни, либо счастлив в семейной жизни, но не удовлетворен работой.

XII. Путем какой логической операции получено приведенное ниже непосредственное умозаключение:

12.1. Некоторые правонарушители несовершеннолетние, значит некоторые правонарушители не являются несовершеннолетними.

12.2. Не все государства являются демократическими, значит некоторые государства не являются недемократическими.

XIII. Определите, какие из следующих сложных суждений являются логически истинными, какие логически ложными, а какие выполнимыми (или фактическими):

13.1. ( p → q ) º (p ^ q)

13.2. ( ( p → q) ^ ( p → q)) → p

XIV. Покажите, к какому виду принадлежат следующие умозаключения. Если в умозаключении нет заключения, выведите его. Если в умозаключении есть ошибка, покажите, какая и почему.

14.1. Пожар возник или вследствие нарушения правил пожарной безопасности, или в результате стихийного бедствия, или поджога. Установлено, что пожар возник в результате стихийного бедствия. Значит,….

14.2. Если к перевозке предъявляется багаж в неисправной упаковке, то транспортная организация отказывается принять его. Транспортная организация отказалась принять багаж. Значит,……

14.3. Все люди дышат легкими.

Все рыбы не дышат легкими.

XV. К какому виду умозаключений по аналогии относится данное умозаключение, проанализируйте его структуру и правильность этого рассуждения.

« Ибо у каждой культуры есть своя собственная цивилизация... Цивилизации суть самые крайние и самые искусственные состояния... Они — свершение; они следуют за становлением как ставшее, за жизнью как смерть, за развитием как оцепенение, за деревней и душевным детством, засвидетельствованными дорикой и готикой, как умственная старость и каменный, окаменяющий мировой город» (О. Шпенглер)

XVI. Восстановите энтимему в полный силлогизм. Установите, является ли она правильной?

Диких животных нельзя держать в квартире, т.к. невозможно создать естественную для них среду обитания.

6.1.2. Примерная тематика курсовых проектов (работ) –не предусмотрено учебным планом

6.1.3. Контрольные вопросы по темам

К теме I.

1. Что изучает формальная логика?

2. Что представляет собой логическая форма мысли и как она выявляется?

3. Понятие и способы выявления закономерной связи между мыслями.

4. В чем различие между логикой традиционной и современной?

5. В чем заключаются особенности изучения логики?

К теме II.

1. Что такое знак?

2. Каковы основные виды знаков?

3. Основные характеристики знаков.

4. Основные виды имен.

5. Каковы принципы употребления имен?

Назовите основные типы дескриптивных терминов.

Как выявить логическую форму мысли?

К теме III.

1. Что такое методология? Каковы ее основные элементы?

2. Каковы основные методологические принципы диалектической логики?

3. Каковы основные методологические принципы формальной логики?

К теме IV.

Раздел 4.1.

1. Что такое понятие? Каждое ли общее имя выражает понятие?

2. Как выразить понятие с использованием языка логики предикатов?

3. Каковы основные виды признаков?

4. В чем различие между логическим и фактическим содержаниями и объемами понятий?

5. Каковы основные виды понятий?

6. Каковы основные виды отношений между понятиями по содержаниям и объемам?

7. Как осуществляются операции обобщения и ограничения понятий?

8. Каков состав определения?

9. В чем различие между номинальными и реальными, явными и неявными определениями?

10. Каковы правила определения и ошибки в определениях?

11. Каковы правила деления и ошибки в делениях?

12. Что представляет собой классификация?

Раздел 4.2.

1. В чем различие между суждениями, вопросами и нормами?

2. Каков состав и каковы виды атрибутивных суждений?

3. Каковы виды суждений об отношениях?

4. Каковы виды сложных суждений?

5. Как производится отрицание атрибутивных суждений и суждений об отношениях?

6. Как отрицаются сложные суждения?

7. Каковы основные виды отношений между суждениями?

8. Отношения между какими суждениями выражаются посредством логического квадрата?

9. Как выражаются на языке логики предикатов атрибутивные суждения и суждения об отношениях?

10. Какие вопросы являются некорректными? Назовите виды некорректности вопросов.

11. Как соотносятся понятия “обязательно”, “разрешено” и “запрещено”.

Раздел 4.3.

1. Что представляют собой дедуктивные умозаключения?

2. Основные виды дедуктивных умозаключений с условными и разделительными посылками.

3. Как строится логика высказываний на основе таблиц истинности?

4. Понятия тождественно-истинной, тождественно-ложной и выполнимой формул.

5. Способ анализа рассуждений посредством логики высказываний, построенной табличным способом.

6. Основные виды непосредственных умозаключений и способы их анализа.

7. Состав, общие правила и правила фигур простого категорического силлогизма.

8. Способы анализа категорических силлогизмов.

9. Энтимема.

10. Правила I-го и II-го родов СНВ ( системы натурального вывода).

11. Сформулируйте понятия вывода, доказательства выводимости и теоремы.

12. Соблюдение каких условий позволяет считать выводимость полностью обоснованной?

13. Что представляют собой индуктивные умозаключения?

14. В чем отличие отношения подтверждения от отношения логического

( дедуктивного) следования?

15. Что собой представляет обратная дедукция?

16. Каковы методологические требования, выполнение которых повышает степень правдоподобия заключения, полученного посредством обратной дедукции?

17. В чем различие между нестатистической и статистической неполной индукцией?

18. Какие методологические требования необходимо соблюдать при индукции через отбор?

19. На какой методологии основаны методы установления причинных связей между явлениями?

20. В чем специфика применения методов установления причинной связи в социальном познании?

21. Каковы основные виды умозаключений по аналогии?

22. Каковы основные функции аналогии?

К темеV.

1. Каковы способы обоснования утверждений?

2. Понятие, состав и виды аргументации и критики.

3. Основные стратегии и тактические приемы аргументации и критики.

4. Правила аргументации и критики по отношению к тезису. Возможные ошибки.

5. Правила по отношению к аргументам. Возможные ошибки.

6. Правила по отношению к форме.

7.Уловки, применяемые в споре. Способы их преодоления.

К теме VI.

1. В чем отличие развитой проблемы от неразвитой?

2. Основные этапы выдвижения гипотезы.

3. Отличие теоретического знания от эмпирического.

4. Метатеория.

5. Научная картина мира.

6.1.4. Методические указания студентам по самостоятельной работе

Под самостоятельной работой студентов понимается планируемая кафедрой работа студентов, выполняемая по заданию и при руководстве преподавателя. Ее целью является организация изучения студентами учебного курса логики, направленного на получение углубленных знаний учебного предмета и формирование на их основе умений и навыков самостоятельного мышления, способности продуктивного их использования в профессиональной деятельности.

Самостоятельная работа студентов подразделяется на:

- аудиторную СРС;

- внеаудиторную СРС.

Аудиторная СРС проходит под руководством и контролем преподавателя и осуществляется в процессе работы студентов на:

лекциях;

семинарах; консультациях.

Внеаудиторная СРС студентов:

ñ подготовка к лекциям и семинарам;

ñ подготовка к тестированию, контрольным опросам или самостоятельным работам;

ñ самостоятельное изучение учебного материала;

ñ подготовка разных схем, таблиц и т.д.;

ñ подготовка презент

Наши рекомендации