К теме № III. ПРИНЦИПЫ И ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МЕТОДЫ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

1) Основные методологические принципы диалектической (высшей ) логики:

а) принцип объективности,

б) принцип всесторонности рассмотрения и взаимосвязи,

в) принцип конкретности,

г) принцип историзма.

2) Основные методологические принципы формальной (низшей) логики.

Три основных принципа мыслительной деятельности:

а) принцип тождества,

б) принцип противоречия,

в) принцип достаточности.

Их конкретизация в четырех основных законах формальной логики: закон тождества, закон непротиворечия, закон достаточного основания, закон исключенного третьего.

3) Основные черты логического мышления: определенность, непротиворечивость, последовательность и обоснованность.

4) Значение основных законов логики для правильного мышления.

5) Понятие софизма и паралогизма.

К теме IV. ПОНЯТИЕ КАК ОСНОВНАЯ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ФОРМА МЫСЛИ

1) Понятие как форма мышления. Общая характеристика понятия. Поня­тие и слово. Признаки предметов и их виды. Признаки общие и единич­ные, существенные и несущественные.

2) Основные логические приемы формирования понятий: сравнение, ана­лиз, синтез, абстрагирование, обобщение.

3) Содержание и объем понятия. Классы. Элементы класса. Отношение элемента к классу и включение класса в класс. Род и вид.

4) Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия.

5) Виды понятий: единичные - общие, регистрирующие - нерегистрирующие, собирательные - несобирательные, конкретные - абстрактные, положи­тельные - отрицательные, безотносительные - соотносительные.

6) Отношения между понятиями. Сравнимые и несравнимые понятия. Совместимые и несовместимые понятия. Типы совместимости: тождество, перекрещивание (пересечение), подчинение (субординация). Типы несовместимости: соподчинение (координация), противоположность (контрарность), противоречие (контрадикторность). Круговые схемы Эйлера и диаграммы Венна для выражения отношений между понятиями.

7) Обобщение и ограничение понятий. Правила обобщения и ограничения понятий. Пределы ограничения и обобщения понятий.

8) Определение понятий. Определения номинальные и реальные, явные и неявные. Явное определение - определение через род и видовое отличие. Генетическое определение. Правила определения. Ошибки, связанные с нарушением этих правил. Неявные определения: контекстуальные, индуктивные, через аксиомы.

9) Приемы, сходные с определением: описание, характеристика, разъяснение посредством примера и др.

10) Деление понятий. Виды деления: по видоизменению признака, дихотомическое деление. Правила деления и ошибки, возможные при этой операции. Классификация и ее виды. Классификация по существенным признакам (естественная).

К теме V. СУЖДЕНИЕ КАК ОСНОВНАЯ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ФОРМА МЫСЛИ

1)Суждение как форма мышления. Суждение и предложение.

2) Простые (ассерторические и модальные ) и сложные (ассерторические и модальные ) суждения.

3) Состав простого суждения. Виды простых суждений: суждения свойства (атрибутивные), суждения с отношениями (релятивные), суждения существования (экзистенциальные).

4) Категорические суждения и их виды (деление по количеству, качеству и по объединенной классификации).

5) Распределенность терминов в категорических суждениях.

6) Отношения между суждениями: "Логический квадрат". Выражение суждений на языке логики предикатов и логики высказываний.

7) Сложное суждение и его основные виды. Образование сложных суждений из простых с помощью логических связок (союзов):

конъюнкции, дизъюнкции ( простой и строгой), импликации, эквиваленции и отрицания.

8) Условия истинности сложных суждений (таблицы истинности). Строгая и простая дизъюнкция (исключающе-разделительное и соединительно-разделительное суждение). Импликативное суждение. Понятие необходимого и достаточного основания.

9) Табличное построение логики высказываний.

10) Вопрос и ответ. Их виды.

11) Деление суждений по модальности: алетические, эпистемические, деонтические, аксиологические, временные.

К теме VI. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ КАК ОСНОВНАЯ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ФОРМА МЫСЛИ

К первому занятию.

1) Общее понятие умозаключения. Логическая структура умозаключения: посылки, вывод, заключение. Логическая связь между посылками и заключением.

2) По­нятие логического следования.

3) Необходимые и правдоподобные умозак­лючения.

4) Виды умозаключений: дедуктивные и недедуктивные (индуктивные, по аналогии, традуктивные).

5) Непосредственные умозаключения. Получение их при помощи логических операций: превращения, обращения, противопоставление предикату и субъекту, умозаключение по логическому квадрату.

6) Опосредованные дедуктивные умозаключения: простой категорический силлогизм ( основные 4 фигуры и 19 правильных модусов). Состав простого категорического силлогизма. Общие правила силлогизма.

Умозаключения из суждений с отношениями ( основные их свойства:

а) симметричность,

б) рефлексивность,

в) транзитивность.

7) Категорический силлогизм с выделяющимися суждениями,

Ко второму занятию.

1) умозаключения логики суждений:

а) чисто условные умозаключения,

б условно-категорические (правильные модусы: modus ponens, modus tollens) умозаключения.

в) разделительно-категоричские (modus ponendo-tollens, modus tollendo-ponens),

г) Условно-разделительные (лемматические) умозаключения: конструктивная и деструктивная леммы. Простые и сложные лемматические умозаключения.

2) Исчисление предикатов. Система натурального вывода.

3) Специальные правила фигур силлогизма (энтимема). Ее основные виды. Механизм восстановления простого категорического силлогизма.

4) Понятие о сложных (полисиллогизмы) и сложносокращенных (сориты и эпихейрема) силлогизмах. Формализация эпихейрем.

5) Условно-категорический силлогизм и его правильные модусы. Утверждающий модус (modus ponens), отрицающий модус (modus tollens).

6) Чисто разделительное умозаключение.

7) Разделительно-категорический силлогизм. Утверждающе-отрицающий (modus ponendo-tollens ) и отрицающе-утверждающий модусы (modus tollendo-ponens), их правила.

8)Условно-разделительные (лемматические) умозаключения: конструктивная и деструктивная леммы.

К третьему занятию.

1) Индуктивные умозаключения. Понятие индуктивного умозаключения. Виды индуктивных умозаключений: полная, неполная индукция.

2) Полная индукция. Логическая структура умозаключения.

3) Неполная индукция и ее логическая структура. Виды неполной индукции: популярная индукция (индукция через простое перечисление) и научная индукция. Популярная индукция. Проблематичность выводов, полученных с помощью индуктивных обобщений. Условия, повышающие степень вероятности выводов популярной индукции.

4) Научная индукция. Принципы отбора (селекции) и исключения (элиминации), ограничивающие возможность случайных обобщений.

5) Индуктивные методы установления причинных связей. Метод единственного сходства. Метод единственного различия. Соединенный метод сходства и различия. Метод сопутствующих изменений. Метод остатков.

6) Взаимосвязь индукции и дедукции.

7) Умозаключение по аналогии, его структура. Основные виды отношений по аналогии. Условия, повышающие степень вероятности заключений, полученных с помощью строгой аналогии. Достоверность заключений полученных с помощью строгой аналогии.

К теме VII. ЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ АРГУМЕНТАЦИИ.

1) Аргументация и процесс формирования убеждений.

2) Субъекты аргументации: пропонент, оппонент, аудитория.

3) Понятие доказательства. Логическая структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация (форма доказательства). Правила доказательства.

4) Виды доказательств: прямое, косвенное. Разновидности косвенного доказательства: от противного (апагогическое), разделительное (методом исключения).

5) Понятие опровержения. Способы опровержения: опровержение тезиса (прямое и косвенное), критика аргументов, выявление несостоятельности демонстрации. Логические требования к научной критике.

6) Правила доказательств и опровержения:

6.1). Правила по отношению к тезису. Логические ошибки в отношении тезиса: полная и частичная подмена тезиса.

6.2).Правила по отношению к аргументам. Ошибки в отношении аргументов: ложное основание, предвосхищение основания, аргумент к личности, аргумент к публике, аргумент к авторитету, недостаточное обоснование и др.

6.3). Правила по отношению к демонстрации. Ошибки в демонстрации - нарушение правил умозаключений.

7)Логические ошибки: софизмы и паралогизмы.

8) Понятие о логических парадоксах.

К теме VIII. ФОРМЫ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЯ: ПРОБЛЕМА. ГИПОТЕЗА. ТЕОРИЯ.

1) Проблема. Неразвитая и развитая проблема.

2) Понятие гипотезы. Гипотеза как форма развития знаний. Логическая природа гипотез.

2.1). Виды гипотез: общие и частные. Понятие рабочей гипотезы. Условия отбора предпочтительных гипотез.

2.2).Построение гипотезы и этапы ее развития.

2.3).Роль умозаключения и опытных данных при построении гипотез.

2.4). Способы подтверждения гипотез. Основной способ подтверждения гипотез: выведение следствий и их верификация.

3) Теория как высшая и наиболее сложная форма научного мышления:

3.1). Исходные основания.

3.2). Объект теории.

3.3). Система законов и утверждений

4) Основные функции теории:

а) описание,

б) объяснение,

в) предсказание.

XI. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ ППС

МОДУЛЬ 1. ПРЕДМЕТ ЛОГИКИ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ. ПРИНЦИПЫ И ФОРМЫ ФОРМАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.

В первой теме «Предмет логики, ее значение. Логика и язык» из­лагается научное понимание процесса познания, подчеркивается, что ло­гика является рациональной основой процесса обучения. В этой же теме вводятся элементы символической логики. Студенты приобретают навыки записывать структуру сложных суждений и некоторых умозаключений на символическом языке с целью выявления логической формы при анализе контекстов естественного языка. Это можно было бы сделать и в теме «Суждение», но, как показывает многолетний опыт преподавания, все сту­денты успешно делают это в процессе изучения первой темы. В теме «Понятие» показываются возможности применения логических операций определения, деления и классификации.

В теме «Умозаключение» излагаются в первую очередь содержательные, а затем и формализованные аспекты различных видов дедуктивных умоза­ключений: категорический силлогизм; условные, условно-категорические и разделительно-категорические умозаключения; дилеммы; сокращенные и сложные силлогизмы.

Вообще в художественной литературе можно найти богатейшее собра­ние самых интересных иллюстраций по курсу логики, в том числе и по умозаключениям; следует к такой работе подключить и студентов. Это одна из заманчивых перспектив в методике изучения логики, свидетельствующая о тесном взаимодействии языка и мышления.

За изложением различных видов индуктивных умозаключений следует материал о простейших методах установления причинных связей. Этот ма­териал легко можно увязать с логическим анализом научных открытий в любой области.

В теме «Логические основы теории аргументации» излагаются формы пря­мого и косвенного доказательства и опровержения, применение их в учеб­ном процессе. Особо раскрывается роль аргументации, доказательства в процессе формирования научных убеждений школьников, а также в практике учителя. В этой теме можно дать конкретные рекомендации по обучению школьников искусству аргументации, организации диспутов и т.д. Значительный интерес представляет раздел логики, посвященный по­лемике, спору, дискуссиям, разоблачению различных недопустимых «уло­вок», используемых в полемике.

Концепция преподавания логики включает как ее содержание (частично по­казанное выше), так и формы ее изучения. Формы работы со студентами мно­гообразны: могут использоваться не только лекции и семинары, как это от­ражено в программе, но и значительное число активных форм, характеризу­ющих творческий поиск новых приемов и методических находок преподава­теля.

Формы активизации мыслительной деятельности студентов в учебном процессе

С целью активизации мышления студентов при изучении логики исполь­зуются многообразные вышеназванные формы. Кратко изложим особенно­сти каждой из этих форм.

1. Семинары и самостоятельные работы студентов

Семинары проводятся по всем. Проводятся они, в основном, в форме решения логи­ческих задач.

В теме «Предмет логики, ее значение. Логика и язык» несколько трудным для усвоения является раздел «Логика и язык», в котором вводятся многие новые для сту­дентов понятия: знак, имя, предмет, значение, смысл, семантическая кате­гория; дескриптивные термины: имя предмета, предикатор, функциональ­ный знак; логические термины: конъюнкция, нестрогая дизъюнкция, стро­гая дизъюнкция, импликация, эквиваленция, отрицание, квантор общнос­ти, квантор существования.

На семинаре следует подчеркнуть, что каждое имя имеет значение и смысл. Значением имени является обозначаемый им предмет (иногда его называют денотат). Смысл (или концепт) имени — это способ, каким имя обозначает предмет, т.е. информация о предмете, которая содержится в имени. Поясняется это на примерах. Такие языковые выражения, как «русский писатель Алексей Николаевич Толстой (1883-1945)», «автор три­логии «Хождение по мукам», «автор романа «Петр Первый», «автор романа «Гиперболоид инженера Гарина», имеют одно и то же значение (они обо­значают писателя А.Н.Толстого), но различный смысл. Рекомендуем сту­дентам проиллюстрировать эти понятия своими примерами. Особое вни­мание на семинаре преподаватель должен уделить изучению логических терминов.

Представляется также целесообразным рассмотреть на семинарских за­нятиях вопрос о соотношении языка и речи. Практика показала, что сту­дентам трудно самим подняться на столь высокий уровень концентриро­ванного обобщения имеющихся у них разрозненных, несистематизирован­ных сведений. Вот примерный материал, который поможет в проведении такого семинара.

Рассмотрим соотношения языка и речи. Язык и речь не тождественны: ес­ли язык есть средство общения, то речь — это сама коммуникация с помо­щью языка.

Функции языка и речи. Основная функция языка и речи — коммуника­тивная: речь служит для сообщения и сохранения информации, как сред­ство связи поколений. Вторая функция, общая языку и речи, — функция выражения мысли. «Человек может выражать свои мысли, — отмечает М.Р.Львов, — не только вербально, но и рисунком, чертежом, формулами, моделями, музыкальны­ми звуками, красками, жестами, однако универсальным средством оформ­ления и материализации мысли служит язык. Этот вывод относится в пер­вую очередь к отвлеченному, речевому мышлению (логическому)». В речи мысль становится доступной не только другим людям, но и более понятной самому себе. Третья функция языка и речи — познавательная. Все человеческое зна­ние прошлых веков и настоящего заключено в знаковых единицах языка — словах, словосочетаниях, в произведениях речи, в текстах: это книги, жур­налы, рукописи, звукозаписи докладов, спектаклей и пр. Следующие две функции присущи только речи. Это функции выражения эмоции (эмотивная), потому-то и говорят о воздействии автора на читателя или слушателя, и регулятивная и планирующая: человек устно, письменно или мысленно проектирует свои действия, анализирует, критикует, оцени­вает свои поступки и поступки других людей.

М..Р. Львов указывает на характерные отличия языка от речи.

1. Язык — это общая система, отвлеченная от конкретных ситуаций жиз­ни. Речь же всегда конкретна.

2. Язык лишь создает возможности для целенаправленных действий лю­дей. Речь всегда преднамеренна и направлена к достижению какой-либо цели.

3. Язык характеризуется обобщенностью и статичностью. Речь развер­тывается во времени и пространстве, подвижна, динамична.

4. Языку свойственна строгая система, стабильность и обязательность его единиц. Речь индивидуальна, произвольна.

5. Язык является средоточием коллективного опыта многих поколений целого народа. Речь отражает опыт индивидуума.

6. Различны и их структуры. Язык имеет уровневую организацию (мор­фологический, синтаксический и другие уровни). Речь же линейна, это по­следовательность слов, предложений и компонентов текста, связываемых по законам логики, синтаксиса, композиции.

7. Речи (как виду деятельности индивида) в отличие от языка присущи: свой темп, громкость, эмоциональная окрашенность, индивидуальная сте­пень стройности и связанности, эстетические качества: речи свойственны также различные стили (научный, официально-деловой, разговорный, публицистический, художественный).

Виды речи (речевой деятельности):

а) внутренняя (для себя) и внешняя (для других);

б) устная и письменная;

в) звуковая и незвуковая (как, например, у глухонемых).
Внутренняя речь — это обычно сжатое, свернутое оформление мысли без ее устного или письменного сообщения другим (например, воспоминание о прошедших событиях с помощью образов). В экстремальных ситуациях человеку, в доли секунды принимающему решение, от которого, возможно, зависит его жизнь, для полного языкового оформления мысли не хватает времени. В этом случае внутренняя речь выполняет регулятивную функ­цию. Внутренняя речь, свернутая и фрагментарная, понятная самому субъ­екту с полуслова, при рассказе может быть плохо оформлена и, следова­тельно, не понята другим человеком (или понята искаженно). Поэтому на­до учиться четко выражать свои мысли во внешней речи.

Внешняя речь бывает в виде монолога или диалога (полилога). Наиболее важным при оформлении внешней речи является передача содержания мысли.

Важную роль при речевом общении играют и невербальные средства: жес­ты, мимика, умолчание, взгляды, указание на окружающие предметы, инто­нация, громкость речи и т.д.

После изучения раздела «Логика и язык» студентам целесообразно пока­зать решение задач следующих трех видов.

Первый вид — укажите предметное (денотат) и смысловое (концепт) зна­чение выражений: летчик, коллектив, автор пьесы «Вишневый сад», озеро Балхаш.

Второй вид — определите, к каким семантическим категориям относят­ся следующие выражения: а). Море сильно шумит (это суждение, выражен­ное в форме повествовательного предложения); б). Сильно шумящее море (это — дескриптивный термин, имя предмета); в). Температура плавления олова (это — дескриптивный термин, имя предмета); г). Когда сегодня наш самолет прилетит в г. Сочи? (это — вопросительное предложение, не содер­жащее суждения).

Третий вид — выразите в символической форме следующие сложные суждения, используя введенные логические термины:

а) «Дорожки, по которым дети переходят из здания в здание, содержат­ся в идеальной чистоте, а если в ненастную погоду они бывают мокрыми от дождя, то ученик несет на ногах только влагу, но не грязь и не пыль» (В.А. Сухомлинский. О воспитании. М., 1975. С. 48).

Следует разъяснить, какие простые суждения обозначены буквами (пере­менными для высказываний) а, b, c, d, e, почему поставлены те или иные ло­гические знаки. Скобки ставятся с учетом смыслового объединения некото­рых простых суждений и с учетом логических правил их расстановки. Конъ­юнкция здесь выражена различными союзами: а, но, и.

б) «Если он (работник Петр. — А.Г.) проходил мимо работающих, он тотчас же брался помогать — или пройдет ряда два с косой, или навьет воз,
или срубит дерево, или порубит дров» (Л.Н.Толстой). Формула этого суждения:

а -> (b = (с V dV е Vf).

Особо следует обратить внимание на эквиваленцию и объяснить, поче­му она здесь поставлена.

В качестве домашнего задания студентам рекомендуется найти в учебни­ках или художественной литературе по 5 сложных суждений, состоящих из 5-6 простых суждений и соединенных различными логическими связками. Студенты приносят очень интересные работы, которые преподаватель ло­гики должен проверить и поставить оценку. Часть интересных суждений проверяется на следующем семинаре, и коллективное обсуждение помогает показать связь содержательного анализа с формулой символической ло­гики. Иногда для какой-то задачи (сложного суждения) студенты предлага­ют разные решения, и тогда приходится уточнять смысл высказывания. При проверке самостоятельных работ студентов преподаватель также дол­жен очень внимательно вдумываться в смысл приведенных студентами примеров и тщательно анализировать, почему студент выразил сложное суждение именно такой, а не иной формулой.

В теме «Понятие как основная общечеловеческая форма мысли» раздел «Виды понятий» студенты в основном усваива­ют удовлетворительно, хотя возникают определенные трудности в разгра­ничении относительных и безотносительных, а также собирательных и несобирательных понятий. Например, некоторые студенты думают, что поня­тие «завод» — собирательное, так как завод якобы есть совокупность цехов, и понятие «газета «Комсомольская правда»» — собирательное, так как газе­та якобы есть совокупность статей. Другие студенты полагают, что понятие «стихотворение» — относительное, ибо оно не может существовать без ав­тора, и понятие «недобросовестность» — относительное, так как не может существовать без понятия «добросовестность». В каждом конкретном слу­чае отдельным студентам разъясняется, что, к примеру, в газете печатаются не одни только статьи, но и фотографии, очерки, объявления и другие ма­териалы, которые не являются однородными, а в собирательных понятиях группа именно однородных предметов мыслится как единое целое (напри­мер, «стая», «созвездие»).

В теме «Понятие как основная общечеловеческая форма мысли» одним из центральных является раздел «Отношения между понятиями». В учебном пособии дана схема, иллюстрирующая эти отношения. Теория усваивается довольно легко, но применение ее на прак­тике вызывает значительные трудности, поэтому среди студентов возника­ют споры, разногласия в решении той или иной задачи. В значительной сте­пени у студентов обнаруживается смешение самого явления (например, по­нятия «пожар») и его причины (понятия «причина пожара»). Чтобы это сме­шение ликвидировать, рекомендуем решить одну за другой две задачи на от­ношения между понятиями. В первой задаче даются следующие понятия: «пожар», «молния», «явление природы», «стихийное бедствие».

Очень важно приучить студентов приводить 2-3 конкретных примера на каждую часть изображенных кругов Эйлера. Пример:

К теме № III. ПРИНЦИПЫ И ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МЕТОДЫ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. - student2.ru

Рис. 1.  

Даются следующие понятия: «молния», «поджог», «при­чина пожара»,

«пожар», «взрыв атомной бомбы». Решение с помощью кру­гов Эйлера выглядит так: вертикально заштрихованная часть означает, что некоторые пожары мо­гут стать причиной другого пожара (более обширного), т.е. пожар переки­нулся на другие объекты, если его не сумели затушить, или пожар, возник­ший в доме, стал причиной пожара на нефтяной базе, находящейся побли­зости. Горизонтально заштрихованные части обозначают те взрывы атом­ной бомбы, которые были под водой или под землей, поэтому не стали при­чиной пожара, и соответственно те поджоги, которые не привели к пожару (люди вовремя ликвидировали поджог).

Решение задач на выяснение отношений между понятиями можно осу­ществлять и другим путем. Дать чертеж, как, например, на рис. 2, и пред­ложить студентам подобрать конкретные понятия вместо переменных А, В, С, обозначающих объемы понятий (т.е. классы или множества).

К теме № III. ПРИНЦИПЫ И ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МЕТОДЫ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. - student2.ru

Рис. 2.

Отношение противоположности (контрарности) и противоречия (кон­традикторное™) двух понятий целесообразно связать с антонимами, кото­рые широко используются в школьном обучении («храбрость» — «тру­сость», «ненависть» — «любовь», «покорность» — «непокорность», «яс­ность» — «неясность» и др.). Можно использовать, например, «Словарь ан­тонимов русского языка» М.Р.Львова, в котором приведено около 2000 ан­тонимических пар и дана их классификация.

В теме «Понятие» раздел «Определение понятий» нам представляется одним из основных, ибо в любом школьном или вузовском учебнике всем основным понятиям даются определения. Необходимо предельно четко изложить основные понятия и ведущие идеи учебных дисциплин, обеспе­чить необходимое отражение в них новых достижений науки и практики. К сожалению, иногда правила явных определений, которые должен четко усвоить каждый будущий учитель и выполнять в своей педагогической ра­боте, нарушаются на уроках при объяснении материала и даже в школьных учебниках. В ходе семинаров рекомендуется решить значительное число задач, в которых надо дать характеристику (указать вид, состав, правиль­ность) предложенных определений (как правильных, так и неправильных) и при необходимости указать, какие правила определений были нарушены (например: «Ботаника — наука, изучающая все о растениях»; «Печень — крупный орган массой 1,5 кг»; «Футуризмом называют одно из декадент­ских художественных течений начала XX века» и др.).

Все понятия не могут быть определены (в этом и нет необходимости), поэтому надо знать приемы, сходные с определением понятий (описание, характеристика, разъяснение посредством примера, сравнение, различе­ние). Можно рекомендовать студентам самим дома подобрать интересные примеры, иллюстрирующие эти приемы. Проверка самостоятельных пись­менных работ свидетельствует о том, что студенты находят примеры разно­образных выразительных средств в русском языке, метких сравнений, яр­ких описаний и характеристик. Желательно, чтобы студенты эти приемы, заменяющие определения, иллюстрировали материалом, взятым из школь­ных учебников (в соответствии с профилем факультета) или из художест­венной, общественно-политической, научной и другой литературы.

Раздел «Ограничение и обобщение понятий» вызывает у студентов наи­большие затруднения, ибо этот материал имеет в значительной степени со­держательный характер и решение задач требует фактических знаний. Про­верка контрольных работ показывает, что в этом разделе ошибок у студен­тов еще много: они пропускают промежуточные понятия при обобщении или ограничении данного понятия; полагают, что если они написали имя и фамилию какого-то видного спортсмена (при ограничении понятия «спортсмен»), то это является единичным понятием, хотя такую же фами­лию и имя могут иметь и не спортсмены; вместо вида при ограничении иногда указывают часть целого. Приходится неоднократно подчеркивать, что при обобщении и ограничении понятий мы переходим от рода к виду, а не от целого к его части.

В учебниках по всем школьным предметам, кроме множества определе­ний, встречаются разнообразные примеры, иллюстрирующие деление по­нятий или их классификацию. Правила деления понятий (соразмерность деления; деление должно проводиться только по одному основанию; члены деления должны исключать друг друга; деление должно быть непрерыв­ным, т.е. нельзя делать скачка в делении) методически изучаются в первую очередь, также с использованием примеров, взятых из школьных учебников. Эти примеры студенты подбирают самостоятельно, что способствует более тесной взаимосвязи изученного теоретического материала с их буду­щей учительской работой. Интересно то, что отличающееся от деления Мысленное расчленение целого на части лучше всего иллюстрируется при­мерами из школьных или вузовских учебников (например: «В скелете чело­века различаются отделы: скелет головы, туловища и конечностей» или «Скелет туловища состоит из позвоночника и грудной клетки» и др.). В мо­их учебниках по логике имеется раздел «Использование естественных клас­сификаций в средней школе», где приведены примеры из различных школьных дисциплин, ибо ни одна из них не может обойтись без соответ­ствующих естественных классификаций.

Модуль 2. В теме «Суждение как общечеловеческая форма мысли» значительное место занимает раздел «Распределен­ность терминов в категорических суждениях». Студенты не сразу справля­ются с этим материалом. Приходится тщательно работать, чтобы сначала привести суждение к четкой логической форме, а потом найти субъект и предикат суждения. Некоторые суждения можно приводить к различным логическим формам, поэтому и решений будет не одно, а больше.

Раздел «Распределенность терминов в суждениях» имеет сугубо содержательный, а не формальный характер, ибо берутся конкретные понятия, вы­ражающие S и Р, поэтому в каждом случае осуществляется конкретный ана­лиз понятий. Этот анализ заставляет студентов четко формулировать сужде­ния и выявлять входящие в него понятия.

В одном из самых распространенных видов умозаключений — категори­ческом силлогизме — знание распределенности терминов в категорических суждениях поможет отличать правильно построенные умозаключения от неправильно построенных.

В теме «Суждение как общечеловеческая форма мысли» студенты строят таблицы истинности и с их помо­щью доказывают, является ли формула тождественно-истинной (законом логики) или не является. Все студенты с этой работой справляются успеш­но (исключений или не бывает, или единичные случаи), поэтому мы не ос­танавливаемся на данном материале. Рекомендуем лишь соблюдать алго­ритм при заполнении колонок для переменных а,b, с использовать раз­личные цвета для обозначения И (истина) и Л (ложь): это очень наглядно, и легко проверять работу. Мы здесь не останавливаемся и на методике ра­боты со сложными суждениями, ибо о них говорили в первой теме.

Анализируя деление суждений по модальности, преподаватель предло­жит студентам определить вид модальности в суждениях, представленных в качестве задач в учебнике по логике, или в школьных учебниках, или най­денных в литературе преподавателем; кроме этого, надо предложить сту­дентам самим найти и выписать модальные суждения, содержащие различ­ные модальные операторы.

В теме «Умозаключение как общечеловеческая форма мысли» особое внимание рекомендуем уделить катего­рическому силлогизму и энтимеме (ибо они почти ежедневно встречаются в нашем мышлении), а также условно-категорическим и разделительно-ка­тегорическим умозаключениям. Студенты должны четко усвоить тоdus ропепs и тоdus tollens, вероятные модусы условно-категорического умоза­ключения, уметь иллюстрировать их своими примерами. В целом нам представляется эффективным приемом усвоения многообразных видов де­дуктивных умозаключений нахождение своих примеров на каждый из изу­ченных видов. Кроме решения задач на двух семинарах, желательно, чтобы студенты подготовили самостоятельную домашнюю работу с подобранны­ми ими различными видами умозаключений. Особый интерес у студентов вызывают дилеммы, в том числе дилеммы военных лет и дилеммы, стоя­щие перед литературными героями. Дилеммы очень часто встают и перед студентами. Эта тема предоставляет большой материал для проведения воспитательной работы со студентами, показа героизма, самоотверженно­сти советских людей в период Великой Отечественной войны (на фронте и в тылу) и в мирное время.

Во время проведения семинаров рекомендуем ставить оценки, вести четкий учет посещаемости и выполнения домашних заданий. Первым двум-трем студентам, правильно решившим предложенную задачу, реко­мендуем ставить оценку «5», так как это активизирует и остальных. Мы не используем оценки «3» и «2», а если студент плохо ответил, то просто не ставим ему никакой оценки (ведь он учится решать задачи). В.А.Сухомлинский относительно отметок очень верно подметил: «Нельзя ловить учени­ков на незнании, надо добиться, чтобы они узнали, поняли, справились с работой, и лишь тогда ставить отметку, отметка не может быть наказани­ем, средством принуждения, угрозой, отметка всегда говорит об успехе». Но за контрольную работу ставлю все оценки (и «3», и «2»). При этом сту­денты, написавшие контрольную на «2» или «3 с минусом», обязательно пишут ее повторно, и тогда оценки бывают (как правило) выше. Система­тический учет знаний на семинаре значительно облегчает работу препода­вателя во время зачета.

Модуль 3. Логическая теория аргументации.

Эта тема крайне важна студентам. Рекомендуется:

Ø овладеть способами аргументации и критики,

Ø научиться отличать доказательную аргументацию от недоказательной,

Ø знать правила аргументации и критики,

Ø выработать навыки нахождения ошибок в аргументации и критике,

Ø научиться разоблачать уловки, применяемые в спорах.

Доказательное рассуждение – это логическая основа научных знаний. Доказательство и убеждение. Структура аргументации: тезис, аргументы и демонстрация. Требования к тезису, аргументам и демонстрации.

Правила аргументации и критики по отношению к тезису:

а) необходимо проанализировать спорную мысль и договориться о тезисе. Для этого надо выделить наиболее простые составляющие утверждений сторон, найти пункты согласия и пункты разногласия и договориться о предмете спора.

б) тезис должен быть сформулирован четко и ясно.

в) тезис не должен изменяться в процессе аргументации и критики без специальных оговорок.

Правила аргументации и критики по отношению к аргументам:

а) Аргументы должны быть сформулированы явно и ясно.

б) Аргументы должны быть суждениями полностью или частично обоснованными.

в) Аргументация не должна заключать в себе круга.

г) Аргументы должны быть релевантными по отношению к тезису. Он является таковым, если его принятие возможно в совокупности с некоторыми другими аргументами, повышает(уменьшает) правдоподобие тезиса.

Общее правило по отношению к форме.

Отношение между аргументами и тезисом должно быть по меньшей мере отношением подтверждения. При нарушении этого правила возникает ошибка: аргументы не подтверждают тезис. Применительно к доказательству она называется “не следует”.

Виды аргументации: прямая и косвенная. Стратегия и тактика аргументации и критики.

Дискуссия, полемика, спор. Правила ведения полемики. Софизмы и уловки.

Тема VI. Формы развития знания: Проблема. Гипотеза. Теория.

Проблемами называют важные в практическом или теоретическом отношении задачи, способы решения которых неизвестны или известны не полностью. Различают проблемы двух видов: неразвитые (предпроблемы) и развитые. Обратите внимание на процесс развития проблемы:

1) формирование предпроблемы,

2) формирование развитой проблемы первой степени, затем второй и т.д. путем постепенной конкретизации путей ее разрешения,

3) разрешение (или установление неразрешимости) проблемы.

При рассмотрении гипотезы, как формы развития знания, необходимо помнить, что слово гипотеза употребляется в двух смыслах

а) это обоснованное ( не полностью) предположение о причинах явления, о ненаблюдаемых связях между явлениями и т.д.

б) это сложный процесс познания, заключающийся в выдвижении предположения, его обосновании (неполном) и доказательстве или опровержении.

Различные виды гипотез.

Различные виды доказательства гипотез

Теория представляет собой некоторую систему знания, относящуюся к некоторой области действительности или к некоторым аспектам той или иной области действительности.

Проанализируйте состав теорий, их истинность, виды.

Теория как наиболее сложная и высшая форма развития знания.

XII. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ СТУДЕНТАМ-БАКАЛАВР

Наши рекомендации