Предмет логики и ее значение

Б.1.В.5 ЛОГИКА

ПО ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

111400 - Водные биоресурсы и аквакультура

Профиль подготовки: Управление водными биоресурсами и водоохрана

Квалификация (степень) выпускника - Бакалавр

Форма обучения - очная

Санкт-Петербург

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки: 111400 «Водные биоресурсы и аквакультура» профиля подготовки «Управление водными биоресурсами и рыбоохрана»

Программа составлена: Федоренко Н.В.

Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры Регионоведения и социально-гуманитарных дисциплин

протокол от__________ № _____

Зведующий кафедрой: Судариков А.М.

Программа одобрена на заседании Совета факультета Экологии и природопользования

протокол от __________ № _____

Председатель Совета факультета Экологии и природопользования

1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины:

- формирование компетенции обучающегося в области организации правильного мышления,

- выработка навыков ясного и четкого мышления; способностей предельно уточнять пред­мет мысли; внимательности, аккуратности, обстоятельности и убедитель­ности в суждениях; умении абстрагироваться от конкретного содержания и сосредотачиваться на структуре своей мысли.

- выработка знаний необходимых условий правильного мышления и умения пользоваться этим знанием в условиях практической деятельности в области защиты экологии и рачительного природопользования.

Задачи дисциплины:

- формирование основ логической культуры бакалавра, способного к восприятию, анализу и обобщению информации, мыслящему четко, обоснованно, непротиворечиво, последовательно, способного принимать самостоятельные решения, аргументированно отстаивающему свою точку зрения, и подготовленного к широкой профессиональной деятельности.

Предмет курса – основные принципы формально-логического мышления, основные формы мыслительной деятельности, теория аргументации, основные формы развития знания.

Основная образовательная программа по логике предназначена для студентов по направлению подготовки: 111400 «Водные биоресурсы и аквакультура» профиля подготовки «Управление водными биоресурсами и рыбоохрана», квалификация (степень) - бакалавр, и составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по гуманитарному, социальному и экономическому циклу.

2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы

Логика, как учебная дисциплина, относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу. Она является частью гуманитарных и социальных дисциплин, читаемых кафедрой, направленных на формирование общекультурных, философских, этико-эстетических, логических и исторических компетенций.

В теоретическом и методическом плане логика, являясь составной частью философского знания, опирается на знания, полученные при изучении следующих курсов: «Этика», «Эстетика», «Культурология», «История России».

Логика как методология лежит в основе изучения любой науки: как естественной, так и гуманитарной. Но главная причина повышения значимости логики как фундаментальной научной дисциплины связана с впечатляющими успехами в создании и применении новых информационных технологий. Современная компьютерная техника – ярчайший пример логической машины. Поэтому формирующаяся на наших глазах информационная цивилизация требует несравненно более высокой, чем прежде, логической культуры.

Логика обеспечивает необходимый фундамент для четкого усвоения основных профессиональных знаний, выпускаемых бакалавров.

В процессе изучения дисциплины студент должен ознакомиться с историей возникновения и развития логики.

Семинарские занятия по логике имеют целью выработки практических навыков применения полученных теоретических положений, содержащихся в учебной программе.

Студент должен обладать следующим набором компетенций, которые выражают собой основные положения дисциплины.

№ п/п Наименование компетенции Предшествующие дисциплины Последующие дисциплины (группы дисциплин)
Общекультурные компетенции ОК-6, ОК-1, ОК-2, ОК-7, ОК-9
ОК-1 История, Философия, Экономика,Социология, Психология и педагогика, Культуралогия Этика, эстетика
ОК-2 История, Философия, Экономика,Социология, Психология и педагогика, Культуралогия Этика, эстетика
ОК-6 История, Философия, Экономика,Социология, Психология и педагогика, Культуралогия Этика, эстетика
ОК-7 История, Философия, Экономика,Социология, Психология и педагогика, Культуралогия Этика, эстетика
ОК-9 История, Философия, Экономика,Социология, Психология и педагогика, Культуралогия Этика, эстетика


3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Общекультурные компетенции

Индекс Пояснение
ОК-1 Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
ОК-2 Умеет логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь
ОК-6 Стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства
ОК-7 Умеет критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков
ОК-9 Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности

В результате освоения дисциплины бакалавр должен:

знать:

  • знать основные формы познавательной деятельности человека;
  • знать семантические категории языка;
  • понимать роль искусственных языков в выявлении структуры мысли;
  • понимать основные формально-логические принципы;
  • знать основы классификации столь необходимые в любой сфере человеческой деятельности;
  • знать правильные формы дедуктивных умозаключений;
  • знать правила доказательства и опровержения;
  • понимать суть формальной логики и ее необходимости для постижения диалектической логики;
  • понимать коммуникативную природу суждений;
  • понимать логические парадоксы.

Уметь:

  • уметь различать логическую форму мысли и логический закон;
  • уметь видеть нарушение принципов формальной логики в мыслительной деятельности людей;
  • иметь навык отличия софизма от паралогизма;
  • уметь анализировать понятия по видам;
  • иметь навык выявления отношения между объемами понятий;
  • иметь навык правильного обобщения и ограничения понятий;
  • уметь правильно формулировать явные определения;
  • уметь верно делить понятия;
  • уметь разбираться в различных видах суждения;
  • уметь приводить суждения к нормальной форме;
  • уметь работать с таблично построенной логикой высказываний;
  • уметь различать различные виды модальных суждений;
  • иметь навык выявления отношений между простыми и сложными суждениями;
  • иметь навык постановки корректных вопросов;
  • уметь давать полные ответы;
  • уметь различать различные виды умозаключений;
  • уметь работать с различными видами индуктивных выводов;
  • иметь навык применения методов научной индукции, который позволит делать научные открытия в разных сферах человеческой деятельности;
  • иметь навык построения умозаключений по аналогии;
  • иметь навык правильного доказательства;
  • уметь подбирать правильные аргументы для подтверждения тезиса доказательства;
  • иметь навык критики аргументов;
  • иметь навык к способам опровержения.

Владеть:

· навыками логического мышления, способствующего повышению интеллектуальных способностей и профессиональной компетентности личности;

· навыками выражения своих мыслей и мнений в межличностном отношении, способностью к самообразованию и личностному саморазвитию.

4. Структура и содержание дисциплины

4.1.Структура преподавания дисциплины «Логика»

Общая трудоемкость дисциплины для очной и заочной и формы обучения по направлению подготовки 111400 «Водные биороесурсы и аквакультура» составляет 2 зачетных единицы (72 часа, из которых 17 часов – лекции,17 часов – практика, 38 часов – самостоятельная работа)

№ п/п Наименование модулей, разделов, (тем) (для двух- и многосеместровых дисциплин – разбиение по семестрам) (для ООП) Се местр Не деля семестра Аудиторные занятия, часы
Лекции Прак тичес кие Всего ауди тор ных СРС Всего
Предмет логики, ее значение. Логика и язык. Принципы формально-логического мышления. 1-4          
Основные формы мыслительной деятельности 5-15        
Теория аргументации Формы развития знания. 16-17            
  Итого:                      

4.2.Содержание дисциплины

Лекции

№ п/п Номер разде ла дисци плины Трудоемкость (часов) Тема лекции  
Предмет логики, ее значение. Логика и язык.  
Принципы и элементарные ме­тоды мыслительной деятель­ности  
Понятие как основная общечеловеческая форма мысли  
Суждение как основная общечеловеческая форма мысли  
Умозаключение как основная общечеловеческая форма мысли  
Логическая теория аргументации  
Формы развития знания  
ИИтого:  
           

Практические занятия

№ п/п Номер раздела дисциплины Трудо емкость (часов) Тема практического занятия
Предмет логики, ее значение. Логика и язык.
Принципы и элементарные ме­тоды мыслительной деятель­ности
Понятие как основная общечеловеческая форма мысли
Суждение как основная общечеловеческая форма мысли
Умозаключение как основная общечеловеческая форма мысли
Логическая теория аргументации
Формы развития знания
Итого:    

4.2.3. Лабораторные работыне предусмотрены учебным планом.

4.2.4. Самостоятельная работа студента

Раздел дисциплины № п/п Вид СРС Трудоем- кость (часов)
Модуль 1   Подготовка конспектов лекций и ответов на вопросы к семинару
Поиск в литературе по изучаемой специальности примеров нарушений принципов формальной логики
Подготовка к проверочной работе по терминам  
Модуль 2 Подготовка конспектов лекций и ответов на вопросы к семинару
Решение логических задач к семинарам
Подготовка к тестированию
Модуль 3 Подготовка конспектов лекций и ответов на вопросы к семинару
Подготовка к контрольной работе
Подготовка к экзамену
Итого:

Интерактивные формы занятий

Раздел дисциплины № п/п Формы Трудоемкость (часов)
Модуль 1 Мозговой штурм - форма дискуссии, позволяющая быстро включить в работу всех членов учебной группы для генерации разнообразных идей, их отбора и критической оценки 0,5
Case-study - анализ реальных проблемных высказываний в области природопользования, где нарушаются принципы формальной логики 0,5
Модуль 2 Разыгрывание ситуаций по теме «Умозаключения» из профиля обучения «Природопользование»   0,5
Поиск логических ошибок в решении домашних заданий и их групповое обсуждение 0,5
Групповые дискуссии: Обсуждение отдельными командами различных логических операций с основными формами мысли для закрепления их правильных форм 0,5
Модуль 3 Подготовка конспектов лекций и ответов на вопросы к семинару 0,5
Подготовка контрольной работы 0,5
Подготовка к зачету 0,5
Итого:

5. Образовательные технологии дисциплины

Реализация курса логики осуществляется с учетом специфики личности студентов Государственной полярной академии, этнических особенностей их сознания и их будущей профессиональной деятельности в районах Севера. В соответствии с этим особое внимание обращено на применение активных форм и методов обучения, формирующих научное мировоззрение, способность диалектически мыслить:

- технологии моделирования групповой работы (проблемный метод чтения, диалогической формы изложения учебного материала, семинар-дискуссия, семинар - деловая игра),

- мозговой штурм - форма дискуссии, позволяющая быстро включить в работу всех членов учебной группы для генерации разнообразных идей, их отбора и критической оценки,

- сase-study - анализ реальных проблемных ситуаций и поиск вариантов лучших решений,

- междисциплинарное обучение – использование знаний из области «Истории», «Природопользования» при изучении основных форм мышления,

- технологии самообразовательной деятельности (рецензии первоисточников, научных статей, видео-показов, контрольных заданий, домашних упражнений),

- компьютерные (информационные) технологи (видео-презентации, показ слайдов).

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

6.1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

6.1.1. Домашние задания, типовые расчеты и т.п.

Планы семинарских занятий

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов включает в себя вопросы к семинарским занятиям.

Модуль 1.Предмет логики, ее значение. Логика и язык. Принципы формально-логического мышления.

Семинар № 1

Варианты контрольных работ

ВАРИАНТ № 1

I. Определите виды понятий: водный простор, Василиса Премудрая, Екатерина II, памятник архитектуры, Атлант, безразличие олигархии.

II. Установите, какие из следующих высказываний имеют одинаковую логическую форму.

А) Все адвокаты являются юристами.

Б) Не все металлы являются твердыми.

В) Многие студенты являются успевающими.

Г) Всякий сверчок знай свой шесток.

Д) Некоторые спортсмены не являются олимпийскими чемпионами.

Е) Многие студенты не знают латинского языка.

III. Какой принцип формальной логики нарушен в данном рассуждении?

« Я знаю, что я ничего не знаю» (Сократ)

IV. Обобщите и ограничьте следующие понятия:

Потерпевший,

Коллектив факультета,

Вечный двигатель

V.Выразите в кругах Л.Эйлера отношения между понятиями:

Писатель (А),

Русский писатель (В),

Английский писатель (С),

А.П.Чехов (Д),

Неписатель (Е),

Дж. Остин (Ж).

VI. Подберите понятия, противоречащие данным:

Жадность, добродетель, бережливость, конкретность.

VII. Установите, соблюдены ли правила определения в следующих примерах, а если нет, какие ошибки допущены.

А) Арба – это повозка, на которой третье колесо является пятым.

Б) Торос – это продукт ледяных отношений.

В) Барокамера – это герметическая камера, в которой искусственно создается повышенное или пониженное барометрическое давление кислорода и которая используется при лечении болезней.

VIII. Установите, к каким видам относятся следующие деления. Являются ли они правильными? Если деление является неправильным, то какие правила нарушены, какие ошибки допущены.

А) Треугольники делятся на остроугольные и прямоугольные.

Б) Право делится на уголовное, уголовно- процессуальное и исправительно-трудовое.

IX. Укажите, какие из приведенных высказываний являются общеутвердительными, общеотрицательными, частноутвердительными, частноотрицательными:

А) Некоторые кашалоты – водоплавающие.

Б) Бывают такие ошибки, которые дают жизненный опыт.

В) Большинство государств в Азии – монархии.

X. Определите отношения между высказываниями:

А) Некоторые студенты являются членами кружка по логике.

Некоторые студенты не являются членами кружка по логике.

Б) Все животные семейства кошачьих являются хищниками.

Ни одно из семейства кошачьих не является хищником.

XI. Средствами таблично построенной логики высказываний установите, является ли правильным следующее рассуждение.

« Для того, чтобы стать космонавтом, надо пройти серьезную предполетную подготовку. Человек сможет пройти такую подготовку, если обладает хорошим здоровьем. Но Сидоров не обладает хорошим здоровьем. Следовательно, он не может стать космонавтом»

XII. Путем какой логической операции получено приведенное ниже непосредственное умозаключение:

а) операцией превращения,

б) операцией обращения,

в) противопоставлением предикату,

г) по логическому квадрату.

«Среди ученых встречаются неумные люди, следовательно, среди неумных людей встречаются ученые».

XIII. Определите, какие из следующих сложных суждений являются логически истинными, какие логически ложными, а какие выполнимыми (или фактическими):

А) ( p → q ) → ( p → q )?

Б) ( p → q ) ^ (p ^ q )

XIV. Покажите, к какому виду принадлежат следующие умозаключения. Если в умозаключении нет заключения, выведите его. Если в умозаключении есть ошибка, покажите, какая и почему.

А) Если человек невиновен, то его оправдывают.

Данного человека не оправдали.

Следовательно?

Б) Если бухта замерзает, то корабли не могут входить в нее.

Корабли не могут входить в бухту. Следовательно, она замерзла.

XV. К какому виду умозаключений по аналогии относится данное рассуждение, проанализируйте его структуру и проверьте правильность этого рассуждения.

« Любовь подобна лихорадке, она родится и гаснет без малейшего участия воли» (Стендаль)

XVI. Укажите, к какому виду относится данное индуктивное умозаключение:

« Для выступления с докладами на научной конференции подготовились пять студентов: Иванов, Петров, Сидоров, Козлов, Панкратов. Студент Иванов выступил с докладом на пленарном заседании. Студенты Петров, Сидоров, Козлов, Панкратов выступили с докладами на секциях. Таким образом, все студенты, подготовившие доклады, выступили на конференции».

ВАРИАНТ № 2

I. Определите виды понятий: неравнодушный человек, Зевс, самая глубокая впадина мирового океана, теория происхождения жизни на Земле А.Опарина, бригада морской пехоты, незнающий страха человек.

II. Установите, какие из следующих высказываний имеют одинаковую логическую форму.

2.1. Все поэты пишут стихи.

2.2. Не все художники увлекаются импрессионизмом.

2.3. Многие совершают ошибки молодости до глубокой старости.

2.4. Некоторые деревья сбрасывают зимой листья.

2.5. Некоторые животные не являются сумчатыми.

2.6. Многие студенты не умеют играть в шахматы.

III. Какой принцип формальной логики нарушен в данном рассуждении ?

« Ничто так часто не отсутствует, как присутствие духа» (Антуан де Ривароль)

IV. Обобщите и ограничьте следующие понятия:

Заболевший,

Коллектив цеха,

Сфинкс

V. Выразите в кругах Л.Эйлера отношения между понятиями:

Планета (А),

Астероид (В),

Комета (С),

Планета Солнечной системы (Д),

Планета Солнечной системы, имеющая атмосферу (Е),

Земля (Ж),

Спутник Земли (З).

VI. Подберите понятия, противоположные данным:

Молодой, угрюмый, скупой, большой, абстрактный.

VII. Установите, соблюдены ли правила определения в следующих примерах, а если нет, какие ошибки допущены.

7.1. Шотландия – страна, где скупые мужья донашивают юбки своих жен.

7.2. Фонтан – это водопровод в экстазе.

7.3. Импровизация – это техника драматической игры, когда актер играет что-либо непредвиденное, не подготовленное заранее и придуманное в ходе действия.

VIII. Установите, к каким видам относятся следующие деления. Являются ли они правильными? Если деление является неправильным, то какие правила нарушены, какие ошибки допущены.

8.1. В эволюции органического мира выделяют два вида отбора: естественный и искусственный.

8.2. Щелочи делятся на активные и неактивные.

IX. Укажите, какие из приведенных высказываний являются общеутвердительными, общеотрицательными, частноутвердительными, частноотрицательными:

9.1. Ни один океан не имеет пресную воду.

9.2. Всякий металл имеет свою температуру плавления.

9.3. Хорошее дело два века живет.

9.4. Некоторые сотрудники являются необязательными людьми.

X. Определите отношения между высказываниями ( по «логическому квадрату»)

10.1. Все врачи ошибаются.

Ни один врач не ошибается.

10.2. Некоторые цветы – фиалки.

Неверно, что все цветы – фиалки.

XI. Средствами таблично построенной логики высказываний установите, является ли правильным следующее рассуждение.

«Если философ не признает познаваемость мира, то он не является последовательным материалистом. Если философ признает познаваемость мира, то он не является агностиком. Следовательно, если философ является последовательным материалистом, то он не является агностиком».

XII. Путем какой логической операции получено приведенное ниже непосредственное умозаключение:

а) операцией превращения,

б) операцией обращения,

в) противопоставлением предикату,

г) по логическому квадрату.

« Многие любознательные студенты талантливы, следовательно, некоторые любознательные студенты не являются не талантливыми».

XIII. Определите, какие из следующих сложных суждений являются логически истинными, какие логически ложными, а какие выполнимыми (или фактическими):

13.1. ( p ≡ q ) → ( p → q )?

13.2. ( p → q ) ^ (p ^ q )

XIV. Покажите, к какому виду принадлежат следующие умозаключения. Если в умозаключении нет заключения, выведите его. Если в умозаключении есть ошибка, покажите, какая и почему.

14.1. Люди содействуют или противодействуют ходу истории.

Этот человек не содействовал ходу истории.

Этот человек противодействовал ходу истории.

14.2. Это действие либо похвально, либо постыдно.

Оно похвально.

Следовательно, ?

XV. К какому виду умозаключений по аналогии относится данное умозаключение, проанализируйте его структуру и правильность этого рассуждения.

Прочитав всего несколько страниц, критик дал оценку книги. На упрек в поспешности вывода он ответил: « для того, чтобы определить вкус вина в бочке, разве я должен выпить ее всю? Для этого достаточно попробовать одну рюмку».

XVI. Восстановите энтимему в полный силлогизм. Установите, является ли она правильной?

Получение взятки является посягательством на нормальную работу государственного аппарата, так как получение взятки – должностное преступление.

ВАРИАНТ № 3

I. Определите виды понятий: политическая система, хромосомная теория наследственности, незаурядная личность, галактика, незаконное предпринимательство, вечный двигатель.

II. Установите, какие из следующих высказываний имеют одинаковую логическую форму.

А) Электроны имеют отрицательный заряд.

Б) Не все то, что общепризнано, верно.

В) Ничто не предвещало плохую погоду.

Г) Среди народов древней Европы греки отличались высокоразвитой культурой.

Д) Ничто человеческое мне не чуждо.

Е) Среди деревьев смешанного леса встречаются ясени.

III. Какой принцип формальной логики нарушен в данном рассуждении ?

Дед: «Алеша, ты в этом костюме «утонешь»

Внук: «А я и не собираюсь купаться»

IV. Обобщите и ограничьте следующие понятия:

Собака, выдающийся современный ученый, город на Урале.

V. Выразите в кругах Л.Эйлера отношения между понятиями: А) Мать,

Б) дочь, В) бабушка, Г) внучка, Д) сестра.

VI. Правильно ли проведены обобщения?

6.1. береза — лиственное дерево — смешанный лес — лес;

6.2. улица — квартал — поселок городского типа — город — населенный пункт.

VII. Установите, соблюдены ли правила определения в следующих примерах, а если нет, какие ошибки допущены.

7.1. Регенерация — процесс восстановления утраченных или поврежденных частей тела.

7.2. Пьеса — форма художественного произведения.

7.3. Мировоззрение учащегося — система его взглядов на окружающий мир.

7.4. Архаизмы — это слова, вышедшие из употребления вследствие замены их новыми.

7.5. Желудок — это орган, обладающий сложным строением.

7.6. Фразеология — раздел науки о языке, изучающий смысловые и структурные особенности фразеологических единиц, их типы и функционирование в речи.

VIII. Установите, к каким видам относятся следующие деления. Являются ли они правильными? Если деление является неправильным, то какие правила нарушены, какие ошибки допущены.

8.1. В эволюции органического мира выделяются два вида отбора: естественный и искусственный.

8.2. Щелочи делят на активные и малоактивные.

8.3. Растения размножаются семенами, черенками, клубнями, отводками, усами, луковицами, частями корня.

IX. Укажите, какие из приведенных высказываний являются общеутвердительными, общеотрицательными, частноутвердительными, частноотрицательными:

9.1. Ни один студент не является профессором.

9.2. Всякий клоун выступает в цирке.

9.3. Тише едешь – дальше будешь.

9.4. Древние финикийцы основали Карфаген.

X. Определите отношения между высказываниями ( по «логическому квадрату»)

А) Все люди смертны.

Ни один человек не смертен.

Б) Ни одна геометрическая фигура не является объемной.

Некоторые геометрические фигуры не являются объемными.

XI. Средствами таблично построенной логики высказываний установите, является ли правильным следующее рассуждение.

Если человек говорит правду, то он не заблуждается и сознательно не вводит в заблуждение других. Этот человек говорит неправду, но явно не заблуждается. Следовательно, он сознательно вводит в заблуждение других.

XII. Путем какой логической операции получено приведенное ниже непосредственное умозаключение:

а) операцией превращения,

б) операцией обращения,

в) противопоставлением предикату,

г) по логическому квадрату.

«Все повествовательные предложения выражают суждения, а некоторые из предложений, выражающих суждения, являются повествовательными».

XIII. Определите, какие из следующих сложных суждений являются логически истинными, какие логически ложными, а какие выполнимыми (или фактическими):

13.1. ((p → q) ^ q) → q

13.2. ( pV qV r ) =p ^ q ^ r

XIV. Покажите, к какому виду принадлежат следующие умозаключения. Если в умозаключении нет заключения, выведите его. Если в умозаключении есть ошибка, покажите, какая и почему.

14.1. Некоторые ученые верят в Бога.
Ни один материалист не верит в Бога.

Некоторые материалисты не являются учеными.

14.2. Туристы, прибыв в незнакомый город в часы пик, обратили внимание, что транспорт был перегружен. Они сделали вывод, что транспорт в этом городе перегружен постоянно.

14.3. «Долгое время математики считали, что все уравнения могут быть решены в радикалах. Это заключение было сделано на том основании, что исследование уравнения первой, второй, третьей и четвертой степеней могут быть приведены к виду Xй = а.
Впоследствии оказалось, что уравнение пятой степени нельзя решить в радикалах»

(Д. П. Горский).

XV. К какому виду умозаключений по аналогии относится данное умозаключение, проанализируйте его структуру и правильность этого рассуждения.

«Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой, мы — команда одного корабля»

(А. Сент-Экзюпери).

XVI. Восстановите энтимему в полный силлогизм. Установите, является ли она правильной?

«Новый государь не может избежать жестокости, ибо ему угрожает множество опасностей» (Н. Макиавелли).

ВАРИАНТ № 4

I. Определите виды понятий: Ростральная колонна, хищное животное, парламент, ненастье, Дед Мороз, ромашка.

II. Установите, какие из следующих высказываний имеют одинаковую логическую форму.

2.1. В каждом районе Петербурга был собственный полицейский участок.

2.2. И ныне стоит на Охте дом с пожарной каланчой.

2.3. Много открылось на Охте торговых заведений.

2.4. Мост Петра Великого открыт в 1911 году.

2.5. Проекты моста предлагались еще в середине XIX века.

III. Какой принцип формальной логики нарушен в данном рассуждении ?

«Подобно тому как Сократ, будучи другим относительно камня, не есть камень, то и отец Сократа, Софроникс, будучи другим относительно Хэридима, который есть отец Патрокла, не может считаться отцом; следовательно, у Сократа нет отца».

IV. Обобщите и ограничьте следующие понятия: музей, художники эпохи Возрождения, памятные места Петербурга, Полтавская битва, искусство Западной Европы.

V. Выразите в кругах Л.Эйлера отношения между понятиями:

5.1. Набережные Невы, гранитные набережные Невы, негранитные набережные Невы, Университетская набережная

5.2. Мосты, разводные мосты, неразводные мосты, Поцелуев мост

5.3. Граждане, имеющие право голоса; граждане, принявшие участие в голосовании; граждане, голосовавшие за доверие; граждане, голосовавшие за недоверие.

VI. Правильно ли проведены обобщения?

6.1. Собор, памятник архитектуры, крепость, Петропавловская крепость, Петропавловский собор.

6.2. Тигр, хищное животное, млекопитающее, фауна, биосфера.

VII. Установите, соблюдены ли правила определения в следующих примерах, а если нет, какие ошибки допущены.

7.1. Свет – это движение лучей, состоящих из светящихся телец

7.2. Музей – учреждение, изучающее предметы материальной культуры

7.3.Опиум вызывает сон, так как он содержит снотворную силу

7.4.Эрмитаж не есть закрытое дворцовое собрание картин

7.5.Эрмитаж – это удивительный мир, полный чудес!

7.6.Музей – государственное учреждение

VIII. Установите, к каким видам относятся следующие деления. Являются ли они правильными? Если деление является неправильным, то какие правила нарушены, какие ошибки допущены.

8.1. К ценным бумагам относятся акции и чеки.

8.2. Преступления делятся на умышленные, неосторожные и хозяйственные.

8.3. Видами искусства являются художественная литература, живопись, архитектура, театр, симфоническая музыка.

8.4. Сделки бывают двусторонними, многосторонними и завещаниями.

8.5. Языки делятся на естественные, искусственные и народные.

IX. Укажите, какие из приведенных высказываний являются общеутвердительными, общеотрицательными, частноутвердительными, частноотрицательными:

9.1. Каждый человек обладает способностью писать.

9.2. Каждый школьник умеет строить квадрат, равновеликий данному прямоугольнику.

9.3. «Не знающий геометрии да не войдет сюда».

9.4. Некоторые студенты университета не изучают логику.

9.5. Не все, что он сказал, истинно.

9.6. Все студенты философского факультета изучают логику.

9.7. Люди часто говорят и о несерьезном.

X. Определите отношения между высказываниями ( по «логическому квадрату»)

10.1 Все кенгуру живут в Австралии.

Ни один кенгуру не живет в Австралии.

10.2. Все цветы являются фиалками.

Неверно, что все цветы - это фиалки.

XI. Средствами таблично построенной логики высказываний установите, является ли правильным следующее рассуждение.

Преступление могли совершить Смит, Джонс или Браун. Установлено, что Джонс никогда не совершает преступлений без Брауна. Значит, его совершил Смит.

XII. Путем какой логической операции получено приведенное ниже непосредственное умозаключение:

12.1. Некоторые музеи являются архитектурными памятниками, значит некоторые архитектурные памятники – это музеи.

12.2. Ни один приговор суда не должен быть необоснованным, значит всякий приговор суда должен быть обоснованным.

XIII. Определите, какие из следующих сложных суждений являются логически истинными, какие логически ложными, а какие выполнимыми (или фактическими):

13.1.( ( pV q )) → (p ^ q)

13.2. ( p → q) → (p ^ q)

XIV. Покажите, к какому виду принадлежат следующие умозаключения. Если в умозаключении нет заключения, выведите его. Если в умозаключении есть ошибка, покажите, какая и почему.

14.1. Если данное здание находится в Петербурге, то оно построено после XVII века. Данное здание построено в Петербурге. Значит……

14.2. Простые суждения бывают либо вида А, либо Е, либо О, либо I. Это суждение не относится к виду Е, не относится к виду I, не относится к виду О. Значит……

14.3. Все баскетболисты – спортсмены

Ни один спортсмен – не младенец

XV. К какому виду умозаключений по аналогии относится данное умозаключение, проанализируйте его структуру и правильность этого рассуждения.

Вообразим себе караван, идущий в пустыне на заходе солнца. Тени, падающие на песок, удлинены и деформированы. Но каждому положению, каждому движению наездников и животных соответствует определенное положение и движение тени на песке. Между людьми и верблюдами и их искаженными тенями мало сходства. Животные и люди являются трехмерными, цветными; тени же плоские, черные, карикатурно удлиненные. И вместе с тем между миром вещей и миром теней есть элемент подобия и даже тождества. Взаимные положения теней являются такими же, как взаимные положения членов каравана. Каждому наклону головы, каждому движению ноги наездника или верблюда отвечает точно такое же движение соответствующей тени на песке. Можно сказать, что поведение теней строго аналогично поведению тех объектов, которые отбрасывают эти тени.

XVI. Восстановите энтимему в полный силлогизм. Установите, является ли она правильной?

Всякий актёр по призванию талантлив, а Сергей Безруков является актёром по призванию.

ВАРИАНТ № 5

I. Определите виды понятий: Белоснежка, неленивый человек, страна восходящего Солнца, орден святой Анны, средство Макропулоса, книга.

II. Установите, какие из следующих высказыва

Наши рекомендации