Уяснение и уточнение вопросов, поставленных перед экспертом

Почерковедческая экспертиза малообъемных рукописей назна­чается в тех случаях, когда по обстоятельствам уголовного дела возникает необходимость в установлении исполнителя всего текста (записи) или какой-нибудь его части. Можно выделить следующие задания, которые даются эксперту на исследование и вытекают из типичных экспертных ситуаций:

1. Тексты могли быть написаны определенным лицом или кем-то из числа лиц, образцы почерка которых направлены на экспертизу. В этих случаях вопросы эксперту задаются в таких ориентировоч­ных формулировках: «Не написан ли рукописный текст (наименование документа) определенным лицом?»; «Кем из числа лиц, образцы почерка которых представлены для сравнения, выполнен рукописный текст документа (наименование документа)?»

2. Следователь не располагает данными для выдвижения версии о возможности выполнения нескольких малых по объему рукопи­сей или отдельных частей одной и той же рукописи каким-либо конкретным лицом или определенными лицами. В таких случаях важно установить существенные обстоятельства, связанные с ис­полнением рукописных текстов исследуемых документов. В этих ситуациях вопросы могут быть поставлены примерно так «Не на­писаны ли рукописные тексты двух или нескольких представлен­ных на исследование документов (наименование документов) од­ним и тем же лицом?», «Весь ли рукописный текст документа (наименование документа) написан одним и тем же лицом?».

Следует отметить, что в практике часто встречаются случаи, когда вопросы эксперту в отношении текстов с малым объемом формулируются неправильно (неясно или безграмотно в кримина­листическом отношении). При уяснении поставленных вопросов эксперт поступает следующим образом. Если формулировка вопро­сов или их неточная редакция не приводят к коренному изменению сущности назначаемой экспертизы и само задание эксперту ясно после ознакомления со всеми поступившими материалами, экспер­тиза производится, а вопросы могут быть уточнены, отредактиро­ваны или переформулированы без изменения целей и задач иссле­дования, о чем делается отметка в заключении эксперта. Если же вопросы поставлены так, что эксперт не понимает задания или у него возникают сомнения в правомерности проведения почерковед­ческого исследования по представленным материалам, составляет­ся справка, в которой излагаются установленные неточности, а все материалы возвращаются лицу, назначившему экспертизу, для уточнения задач исследования или выяснения возникших сомнений.

В постановлении следователя, наряду с вопросами, требующи­ми почерковедческого исследования, могут быть поставлены и вопросы, связанные с проведением других исследований в отноше­нии тех же документов (химическое исследование бумаги, кра­сителя штрихов или пятен на документах, установление факта из­менения содержания в документе, прочтение отдельных записей, выявление первоначального текста и т.д). В этих случаях эксперт выделяет почерковедческие вопросы и определяет возможности и порядок решения остальных поставленных вопросов. Например, на экспертизу поступила трудовая книжка, в которой необходимо ус­тановить исполнителя отдельных рукописных записей. Одновремен­но следователем заданы вопросы: «В каком году выпущен бланк трудовой книжки?», «Правильно ли названы в отдельных графах предприятия и учреждения, где работал владелец этой книжки?». Понятно, что два последних вопроса не могут быть разрешены экспертом-криминалистом, а следователь должен направить запро­сы в соответствующие органы.

Изучение обстоятельств дела

\

Обстоятельства расследуемого уголовного дела имеют иногда существенное значение для разрешения вопросов, поставленных перед экспертом. При этом все обстоятельства нужно разделить на две группы. К первой из них относятся фактические данные, со­бранные в стадии предварительного расследования и подтвержда­ющие или опровергающие версии о выполнении исследуемого ко­роткого рукописного текста тем или иным лицом[10]. Вторая группа охватывает фактические данные, имеющие непосредственное отно­шение к исследуемому документу, его происхождению, условиям выполнения и к предполагаемому его исполнителю. Все эти обстоя­тельства сообщаются в постановлении, или эксперт знакомится с ними из материалов дела.

Следует учесть, что первая группа обстоятельств не может никак влиять на ход исследования и вывод эксперта, так как само исследование в своей основе имеет изучение и объективную оценку совокупности графических признаков, наблюдаемых в представ­ленных документах.

Особое значение для исследования малообъемных рукописей имеют фактические данные, относящиеся к документу — веществен­ному доказательству, которые должны быть тщательно изучены экспертом, так как они содержат сведения, позволяющие более правильно оценить обстоятельства, связанные с условиями выпол­нения документа (необычная поза, непривычный материал письма и пишущий прибор, место изъятия и условия хранения документа и т.п.), которые могли оказать свое влияние на отображение гра­фических признаков в текстах или привести к их изменению.

Сведения о предполагаемом исполнителе рукописного текста, подлежащего исследованию, сообщаются эксперту также для оцен­ки наблюдаемых признаков и качества сравнительного материала (образцов почерка). Желательным является сообщение таких дан­ных, как образование, возраст, национальность, какой рукой пи­шет (правой или левой) и какими заболеваниями (если эти забо­левания могут повлиять на отображение графических признаков) страдает предполагаемый исполнитель документа.

Если же указанные сведения эксперту не сообщены, а в про­цессе дальнейшего исследования выяснится необходимость с ними ознакомиться для объяснения наблюдаемых признаков, эксперт имеет право затребовать их дополнительно[11].

Наши рекомендации