Департамент социальных и психологических наук

Департамент социальных и психологических наук

Алферова Мария Андреевна

ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ

КУРСОВАЯ РАБОТА

  Студент гр. Б4402 _____________________Алферова М. А.    
  Руководитель к.псих.н., доцент _____________________Аристова И. Л.  
   
  Регистрационный № ________ ___________ ___________________ подпись И.О.Фамилия « _____» ___________________2017 г.     Оценка _________________________   ____________ ___________________ подпись И.О.Фамилия   «_____» ________________ 2017 г.  
   

г. Владивосток

Оглавление

Введение. 3

1 Теоретические аспекты изучения мышления. 5

1.1 Развитие представлений о мышлении в психологии в XVIII – XX веках. 5

1.2 Представления о мышлении в современной психологии. 6

2 Представление о типологиях мышления. 13

2.1 Теоретический и практический виды мышления. 17

2.2 Продуктивный и репродуктивный виды мышления. 18

2.3 Наглядно-действенный, наглядно-образный и словесно-логический виды мышления 23

2.4 Аутистический, эгоцентрический и реалистический виды мышления. 23

2.5 Индуктивный и дедуктивный виды мышления. 23

2.6 Аналитический и интуитивный виды мышления. 23

2.7 Полифонический и клиповый виды мышления. 23

Заключение. 26

Список литературы.. 28

Введение

Мышление как человеческий феномен с древних времен является объектом пристального внимания и изучения, а с появлением научных методов – объектом фундаментальных и прикладных исследований. Накопленная к настоящему моменту база психологических знаний об этом феномене структурно может быть описана как поле равнозначных согласующихся и противоречащих друг другу теорий мышления. Отсутствие общепринятой парадигмы в психологии, таким образом, отражается в том числе в отсутствии единого определения мышления и его видов.

Объект исследования – мышление как психологическая категория.

Предмет исследования – виды мышления.

Цель данной работы – проанализировать содержание различий видов мышления человека.

Достижение поставленной цели обеспечивается выполнением следующих задач:

- проанализировать подходы к определению мышления;

- охарактеризовать основные виды мышления.

В первой главе работы раскрыты представления о мышлении в XVIII-XX веках, сформировавшие базу для современных исследований этого феномена. Во второй главе работы приведено описание современных представлений о видах мышления в психологии.

Методологическую основу исследования составляют научные работы ведущих зарубежных и отечественных специалистов.




Теоретические аспекты изучения мышления

Развитие представлений о мышлении в психологии в XVIII-XX веках

Ассоцианисты: Д. Беркли, Д. Юм, Д. Гартли, Г. Эббингауз.

Ассоциативная психология как направление развивалась с IV в. до н. э. до 20-х годов XX века, пережив свой расцвет во втором периоде становления – с середины XVIII в. до начала XIX в. – чем обогатила новые психологические школы, сформировавшиеся на ее основе. Основной принцип ассоциативной психологии – принцип атомизма (элементаризма), берущий начало в английском материализме – все сложные психические явления необходимо разложить на элементы и объяснить их из связи этих элементов[1].

Структуралисты: В. Вундт, Э. Титченер.

Функционалисты: У. Джемс, Дж. Дьюи, Д. Энджелл, Р. Вудвортс, Г. Спенсер, Г. Кэрр, Т. Рибо, Н. Ланге, Э. Клапаред, К. Штумпф.

Вюрцбургская школа: О. Кюльпе, О. Зельц.

Бихевиористы

Гештальтпсихологи: М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка, К. Левин, К. Дункер.

Психоаналитики: З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, К. Хорни.

Экзистенциалисты: В. Франкл, А. Ленгле, Дж. Бьюдженталь, И. Ялом, Р. Мэй, Л. Бисвангер, М. Босс, Е. Минковски.

Гуманисты: А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт, Ш. Бюлер.

Деятели: А. Леонтьев, С. Рубинштейн, Л. Выготский.

Возрастные: Ж. Пиаже, А. Бандура.

Когнитивисты: Дж. Миллер, Дж. Брунер, У. Найссер, С. Герберт, А. Ньюэлл, К. Прибрам, Р. Солсо, Дж. Сперлинг, Б. Величковский.

Представления о мышлении в современной психологии

Теоретические представления о том, что мышление и эмоции тесно связаны, возникли задолго до введения в 1990-х годах в научный оборот термина «эмоциональный интеллект», который позже был с успехом популяризован Дэниелом Гоулманом[2].

Представление о типологиях мышления

Различные представления о мышлении сосуществуют в пределах отдельных концепций и по сей день, и редкий исследователь описывает этот психический процесс как монолитный. Рассмотрим некоторые типологии мышления и виды мышления, характерные для них.

Теоретический и практический виды мышления

Продуктивный и репродуктивный виды мышления

Наглядно-действенный, наглядно-образный и словесно-логический виды мышления

Заключение

Открытие феномена «эмоциональный интеллект» явилось результатом развития представлений о природе когнитивных и аффективных процессов и их взаимосвязи. Важнейшими достижениями в этом плане явились обогащение представлений об эмоциях, расширение представлений об интеллекте, а также встречное движение в исследованиях эмоций и интеллекта.

Использование такого рода психодиагностического инструментария, как опросники (в целях измерения уровня эмоционального интеллекта и степеней предпочитаемости стратегий поведения в конфликте) оказалось эффективным ввиду природы изучаемого явления, предопределяющей необходимость заданий, основанных на самоотчёте. Тип статистического критерия, применённого при обработке данных эмпирического исследования, был подобран в соответствии со спецификой групп данных и задач теоретического исследования.

Подводя итоги, можно сказать следующее:

1) Цели курсовой работы достигнуты посредством выполнения поставленных задач;

2) Гипотеза работы подтверждена анализом эмпирически полученных данных - обнаружены статистически значимые данные связи эмоционального интеллекта и стратегий поведения в конфликте по результатам анализа данных, полученных испытуемыми по всем психодиагностическим методикам. Учитывая содержание конструкта «эмоциональный интеллект», мы можем предположить, что отрицательная корреляционная связь, выявленная в ходе эмпирического исследования, выражается в следующем: чем выше показатель эмоционального интеллекта, тем меньше вероятность выбора любой стратегии поведения в конфликте, отличной от стратегии «Уклонение».

Список литературы

1. Блонский, П. П. Проблема реальности у Беркли. – Изд-е 2-е. – М.: Либроком, 2009. – 160 с. - Сер. «Из наследия мировой философской мысли: история философии».

2. Васильев, В. В. Методология Юма и его наука о человеческой природе // Историко-философский ежегодник’2012. – М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2013.

3. Власенкова, И. Н. Принцип ассоциации в психодиагностических исследованиях ХIХ-ХХI веков / И. Н. Власенкова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. - №94. - С. 258–268.

4. Юм, Д. Трактат о человеческой природе / пер. с англ. С. И. Церетели; под общ. ред. И. С. Нарского. – Минск.: ООО «Попурри», 1998. – 720 с.

5. Ebbinghaus, H. Memory: A contribution to experimental psychology / translated by H. Ruger and C. Bussenius. – NY: Teachers College, Columbia Univ., 1913. – 142 p.

6. Hartley, D. Observations on Man, His Frame, his Duty, and his Expectations // Cambridge Library Collection – Philosophy. – Cambridge Univ. Press, 2013. – Vol. 1. – 538 p.

[1] Власенкова, И. Н. Принцип ассоциации в психодиагностических исследованиях ХIХ-ХХI веков // Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2009

[2] Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект. - М.: АСТ, 2009

Департамент социальных и психологических наук

Алферова Мария Андреевна

ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ

КУРСОВАЯ РАБОТА

  Студент гр. Б4402 _____________________Алферова М. А.    
  Руководитель к.псих.н., доцент _____________________Аристова И. Л.  
   
  Регистрационный № ________ ___________ ___________________ подпись И.О.Фамилия « _____» ___________________2017 г.     Оценка _________________________   ____________ ___________________ подпись И.О.Фамилия   «_____» ________________ 2017 г.  
   

г. Владивосток

Оглавление

Введение. 3

1 Теоретические аспекты изучения мышления. 5

1.1 Развитие представлений о мышлении в психологии в XVIII – XX веках. 5

1.2 Представления о мышлении в современной психологии. 6

2 Представление о типологиях мышления. 13

2.1 Теоретический и практический виды мышления. 17

2.2 Продуктивный и репродуктивный виды мышления. 18

2.3 Наглядно-действенный, наглядно-образный и словесно-логический виды мышления 23

2.4 Аутистический, эгоцентрический и реалистический виды мышления. 23

2.5 Индуктивный и дедуктивный виды мышления. 23

2.6 Аналитический и интуитивный виды мышления. 23

2.7 Полифонический и клиповый виды мышления. 23

Заключение. 26

Список литературы.. 28

Введение

Мышление как человеческий феномен с древних времен является объектом пристального внимания и изучения, а с появлением научных методов – объектом фундаментальных и прикладных исследований. Накопленная к настоящему моменту база психологических знаний об этом феномене структурно может быть описана как поле равнозначных согласующихся и противоречащих друг другу теорий мышления. Отсутствие общепринятой парадигмы в психологии, таким образом, отражается в том числе в отсутствии единого определения мышления и его видов.

Объект исследования – мышление как психологическая категория.

Предмет исследования – виды мышления.

Цель данной работы – проанализировать содержание различий видов мышления человека.

Достижение поставленной цели обеспечивается выполнением следующих задач:

- проанализировать подходы к определению мышления;

- охарактеризовать основные виды мышления.

В первой главе работы раскрыты представления о мышлении в XVIII-XX веках, сформировавшие базу для современных исследований этого феномена. Во второй главе работы приведено описание современных представлений о видах мышления в психологии.

Методологическую основу исследования составляют научные работы ведущих зарубежных и отечественных специалистов.


Наши рекомендации