Технические и электронные средства

-оборудование для демонстрации слайдов (проектор, компьютер, электронная доска)

-набор учебных презентаций по логике и аргументации

-видеофильмы с лекциями известных лекторов (А.Волков, Ю.Лотман и др.).

IX. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Один из крупнейших мыслителей девятнадцатого века, Дж.С.Милль писал: «Логика есть великий преследователь темного и запутанного мышления; она рассеивает туман, скрывающий от нас наше невежество и заставляющий нас думать, что мы понимаем предмет, в то время как мы его не понимаем». И по прошествии времени с этим трудно не согласиться. Давняя традиция высшего образования в качестве первой ступени предлагала знаменитый trivium, «троепутье», включающий изучение грамматики, логики и риторики. Именно эти дисциплины учили правильно писать, корректно думать и уметь излагать свои мысли. Данный курс продолжает традиции высшего образования.

В логике выделяют три блока проблем: проблемы, связанные с формулированием теории правильных рассуждений, позволяющих обеспечить получение истинных заключений из некоторого набора истинных посылок, логико-семантические проблемы, статус которых определяется использованием языка в качестве средства осуществления интеллектуальных процедур и средства познания, и логико-методологические проблемы, решение которых направлено на выработку познавательных процедур типа определения, объяснения, доказательства и подобных, а также на анализ способов организации зна­ния.

Цель логики - изучение и повышение эффективности и надеж­ности разнообразных интеллектуальных операций и процедур. Несмотря на широкую распространенность и естественность, использование таких процедур иногда приводит к ошибкам. Формулировки логических критериев проведения интеллектуальных операций и процедур позволяют в значительной степени повысить уровень их корректного применения и избежать возможных негативных последствий. Логику определяют как нормативную науку «о формах и приемах интеллектуальной познавательной деятельности, осуществляемой с помощью языка». Полновесное понимание данного определения требует, однако, усилий по систематическому освоению по меньшей мере учебного курса логики.

Исторически логика связана с многообразными коммуникационными процессами, в первую очередь, с публичными выступлениями, дискуссиями и спорами. И современные логические исследования вновь стали тесно контактировать с возродившейся теорией аргументации, выполняя роль наставника и помощника одновременно. Изучение курса логики сейчас, как и прежде, является неотъемлемой частью образования, позволяя сформировать культуру мышления.

Что касается критического мышления, то это в первую очередь мышление творческое. Правда, акценты расставляются таким образом, что в фокусе внимания находятся эффективные методы его формирования. Обращать внимание следует на «обучении мыслить», в том числе «мыслить о смысле», «мыслить о своем мышлении»: речь идет не о том, «чему учиться», а о том, «как учиться», иными словами, внимание обращается на формальные и неформальные алгоритмы анализа, рассуждения, аргументации.

И по логике, и по теории аргументации, и по навыкам критического мышления существует достаточно много литературы. К сожалению, не вся литература хороша. Если и говорить об освоении данного курса, то рекомендуется внимательно слушать лекции, следовать для начала за мыслью преподавателя, не стесняться задавать вопросы, анализировать всю ту информацию, с которой обучающийся сталкивается не только в процессе обучения, но и во «всей полноте жизни». Можно ли научиться мыслить логично, аргументировать убедительно, мыслить критично? Если знать, что это такое, можно.

X. УЧЕБНАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

«Логика, аргументация и критическое мышление»

Преподаватель: Скрипник К.Д.

5 зач.ед.; ак.ч всего: 180, в т.ч.: 36 лекций, 36 семинарских

Кафедра истории философии

Специальность: 45.04.01 Филология

Семестр 3

  Виды контрольных мероприятий Количество баллов за 1 мероприятие Всего
  Текущий контроль    
  Посещение лекций
  Выступление на семинаре
  Индивидуальное собеседование
  Участие в общей дискуссии, круглом столе
  Подготовка реферата
  Подготовка эссе
  Контрольная работа или тест  
  Итоговый контроль      

Преподаватель___________________ К.Д.Скрипник

Приложение

к рабочей программе

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт философии и социально-политических наук

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель направления

_______________

«_____»______________20_ г.

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ЛОГИКА, АРГУМЕНТАЦИЯ И КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Направление подготовки 45.04.01 Филология

Уровень образования магистратура

Фонд оценочных средств разработан   Скрипником К.Д., профессором кафедры истории философии, д.ф.н., профессором
 
    Рекомендован к утверждению на заседании кафедры истории философии
 
  протокол заседания от 11 января 2017 г.№ 4 Зав. кафедрой _________________ К.Д.Скрипник
   

Ростов-на-Дону 2017

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ ДИСЦИПЛИНОЙ

Наши рекомендации