Технические и электронные средства
-оборудование для демонстрации слайдов (проектор, компьютер, электронная доска)
-набор учебных презентаций по логике и аргументации
-видеофильмы с лекциями известных лекторов (А.Волков, Ю.Лотман и др.).
IX. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Один из крупнейших мыслителей девятнадцатого века, Дж.С.Милль писал: «Логика есть великий преследователь темного и запутанного мышления; она рассеивает туман, скрывающий от нас наше невежество и заставляющий нас думать, что мы понимаем предмет, в то время как мы его не понимаем». И по прошествии времени с этим трудно не согласиться. Давняя традиция высшего образования в качестве первой ступени предлагала знаменитый trivium, «троепутье», включающий изучение грамматики, логики и риторики. Именно эти дисциплины учили правильно писать, корректно думать и уметь излагать свои мысли. Данный курс продолжает традиции высшего образования.
В логике выделяют три блока проблем: проблемы, связанные с формулированием теории правильных рассуждений, позволяющих обеспечить получение истинных заключений из некоторого набора истинных посылок, логико-семантические проблемы, статус которых определяется использованием языка в качестве средства осуществления интеллектуальных процедур и средства познания, и логико-методологические проблемы, решение которых направлено на выработку познавательных процедур типа определения, объяснения, доказательства и подобных, а также на анализ способов организации знания.
Цель логики - изучение и повышение эффективности и надежности разнообразных интеллектуальных операций и процедур. Несмотря на широкую распространенность и естественность, использование таких процедур иногда приводит к ошибкам. Формулировки логических критериев проведения интеллектуальных операций и процедур позволяют в значительной степени повысить уровень их корректного применения и избежать возможных негативных последствий. Логику определяют как нормативную науку «о формах и приемах интеллектуальной познавательной деятельности, осуществляемой с помощью языка». Полновесное понимание данного определения требует, однако, усилий по систематическому освоению по меньшей мере учебного курса логики.
Исторически логика связана с многообразными коммуникационными процессами, в первую очередь, с публичными выступлениями, дискуссиями и спорами. И современные логические исследования вновь стали тесно контактировать с возродившейся теорией аргументации, выполняя роль наставника и помощника одновременно. Изучение курса логики сейчас, как и прежде, является неотъемлемой частью образования, позволяя сформировать культуру мышления.
Что касается критического мышления, то это в первую очередь мышление творческое. Правда, акценты расставляются таким образом, что в фокусе внимания находятся эффективные методы его формирования. Обращать внимание следует на «обучении мыслить», в том числе «мыслить о смысле», «мыслить о своем мышлении»: речь идет не о том, «чему учиться», а о том, «как учиться», иными словами, внимание обращается на формальные и неформальные алгоритмы анализа, рассуждения, аргументации.
И по логике, и по теории аргументации, и по навыкам критического мышления существует достаточно много литературы. К сожалению, не вся литература хороша. Если и говорить об освоении данного курса, то рекомендуется внимательно слушать лекции, следовать для начала за мыслью преподавателя, не стесняться задавать вопросы, анализировать всю ту информацию, с которой обучающийся сталкивается не только в процессе обучения, но и во «всей полноте жизни». Можно ли научиться мыслить логично, аргументировать убедительно, мыслить критично? Если знать, что это такое, можно.
X. УЧЕБНАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
«Логика, аргументация и критическое мышление»
Преподаватель: Скрипник К.Д.
5 зач.ед.; ак.ч всего: 180, в т.ч.: 36 лекций, 36 семинарских
Кафедра истории философии
Специальность: 45.04.01 Филология
Семестр 3
Виды контрольных мероприятий | Количество баллов за 1 мероприятие | Всего | |||
Текущий контроль | |||||
Посещение лекций | |||||
Выступление на семинаре | |||||
Индивидуальное собеседование | |||||
Участие в общей дискуссии, круглом столе | |||||
Подготовка реферата | |||||
Подготовка эссе | |||||
Контрольная работа или тест | |||||
Итоговый контроль |
Преподаватель___________________ К.Д.Скрипник
Приложение
к рабочей программе
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт философии и социально-политических наук
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель направления
_______________
«_____»______________20_ г.
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ЛОГИКА, АРГУМЕНТАЦИЯ И КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
Направление подготовки 45.04.01 Филология
Уровень образования магистратура
Фонд оценочных средств разработан | Скрипником К.Д., профессором кафедры истории философии, д.ф.н., профессором |
Рекомендован к утверждению на заседании кафедры истории философии | |
протокол заседания от 11 января 2017 г.№ 4 Зав. кафедрой _________________ К.Д.Скрипник | |
Ростов-на-Дону 2017
ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ ДИСЦИПЛИНОЙ