Вопрос 6. Понятие и характеристика речи. Учет особенностей речи в исследовании обстоятельств, имеющих значение для правоохранительной деятельности
Между мышлением и речью существует тесная связь: мысль существует в слове и выражается в слове. Однако неразрывная связь мышления с речью не означает их тождественности. Мыслить – не значит говорить про себя. Доказательством этому может служить возможность высказывания одной и той же мысли разными словами, а также то, что не всегда находятся слова для выражения какой-либо мысли.
Важно понимать разницу между языком и речью.
Язык определяется как система знаков, функционирующих в качестве средства общения и орудия мысли. Язык включает в себя слова с их значениями, т.е. отношение слова к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо от того, какой образ представляет его в сознании, а также синтаксис - правила, по которым строятся предложения.
Основной единицей языка считается слово, которое имеет сложное строение. Детальный разбор строения слова (морфология) показывает, что перед нами сложная система кодов.
Минимальной единицей устной речи являются фонемы (социально отработанные звуки), а письменной – графемы (графические знаки). Из фонем и графем слова и предложения.
В языке собраны величайшие жизненные ценности и опыт предшествующих поколений. Язык представляет собой объективное явление общественной жизни, он един для всего народа и имеет нормативные правила фонетики, грамматики и стилистики и относится к явлениям духовной культуры.
Язык, который не употребляется в живом речевом общении, но который сохранился в письменных источниках, называется мертвым. На основе одного из таких языков – латинского – создан эсперанто (его создатель - Л. Заменгоф), сторонники которого считают его универсальным единым языком для всего человечества.
Предметом психологического изучения является речь – процесс общения посредством языка, а раздел психологии называется психолингвистикой.
В отличие от языка речь индивидуальна и является субъективным отражением данным человеком объективной реальности, она обладает особенностями произношения, лексики и структуры предложений. В следственной практике по особенностям речи идентифицируется личность.
Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам не связанным ни с его психикой, ни с его поведением.
Обозначающая или сигнификативная функция речи отличает речь человека от коммуникаций животных. Человеческое слово обозначает, называет предмет, действие, состояние и т.п. Звук, издаваемый животным, выражает состояние страха, голода или удовольствия, являясь для других особей данного вида определенным сигналом.
Коммуникативная функция речи заключается в передаче знаний, отношений, чувств и направлена на контакты с другими людьми. Коммуникативная функция имеет три стороны: информационную (передача знаний), выразительную (передача чувств и отношений), волеизъявительную (прямое подчинение действий слушателя замыслу говорящего).
Функция обобщения (категориальная)связана с тем, что слово обозначает не только отдельный предмет, но и целую группу сходных предметов, и является носителем их существенных признаков.
Лексическая функция речи заключается в том, что человек дает название различным предметам, действиям, явлениям.
Физиологическая основа речи тесно связана с деятельностью второй сигнальной системы, раздражителем которой является слово в различных его формах: произносимое, видимое и слышимое.
При произнесении слов от голосовых связок сигналы поступают в речевые зоны коры головного мозга, благодаря этому происходит дополнительное контролирование произносимой речи. Во время чтения происходит напряжение голосовых связок, незаметное для человека. Нередко для лучшего понимания написанного человек шевелит губами. Когда понимание речи другого человека затруднено, человек проговаривает ее про себя.
Следует помнить, что вторая сигнальная система работает в единстве с первой сигнальной системой, в случае нарушения этого взаимодействия речь человека превращается в бессодержательный поток слов. Еще одним доказательством причастности первой сигнальной системы к речи является рефлекс на словесный раздражитель, который может быть выработан и у животных. К примеру, реакция домашних животных на кличку, выполнение ряда словесных команд.
Формирование речи у ребенка возможно только при условии его пребывания в человеческой языковой среде и начальном периоде развития – примерно до 10 лет. Ребенок овладевает тем языком, на котором говорят окружающие, вне зависимости от своей национальной принадлежности. Наилучшие речевые результаты, по исследованиям Б.Г. Ананьева, фиксируются в возрасте 35-40 лет.
На качество речи оказывает влияние функциональная асимметрия мозга. Впервые основные различия в работе полушарий были обнаружены американским ученым Р. Сперри: в ходе эксперимента у человека отключали одно из полушарий и были получены следующие результаты.
Выяснилось, что при работе одного левого полушария человеческая речь сохранена, в беседе он захватывает инициативу, становится многословен, но теряет интонационную выразительность, настроение улучшается, становится веселее, оптимистичнее. При различных повреждениях левого полушария (инсульты, операционные вмешательства, травмы и т.п.) человек может потерять возможность говорить, читать, писать, понимать обращенную к нему речь.
Во время работы правого полушария речевые возможности резко ограничены, человек немногословен, охотнее отвечает мимикой и жестами, улучшается образное восприятие, в эмоциональной сфере происходит сдвиг в сторону отрицательных эмоций. У здорового человека оба полушария находятся в постоянном взаимодействии.
К исполнительным отделам речевого механизма прежде всего относится артикуляционный отдел, обеспечивающий человеку возможность произносить) разнообразные речевые звуки. Артикуляционный отдел состоит из гортани, гортанной части глотки, ротовой и носовой полости, голосовых связок, генерирующих звук с помощью воздуха, выходящего из легких.
Несмотря на то, что в русском языке довольно богатая система фонетических средств (41 звук с выделением мягких и твердых согласных, сонорных, шипящих), при произношении русских звуков практически не задействованы гортань и гортанная часть глотки (сравните специфику кавказских языков) и зубно-губные сочетания, типичные для английского языка, а также звуки-дифтонги, двойные гласные, среднее между А и Е (например, типичные для прибалтийских языков). Особенности навыков произношения остаются на всю жизнь в виде акцента, по которому нетрудно определить доминантный (родной) язык.
В психологии различаются две основные формы речи: внешняя и внутренняя. Внешняя речь включает несколько психологических своеобразных видов речи: устную (диалогическую и монологическую) и письменную.
Внешняя речь. Диалогическая речь (непосредственное общение двух или нескольких человек) является самым древним видом речи. Тематически направленный диалог называется беседой. В диалогической речи не так заметны обмолвки, недосказанные фразы, неточное употребление слов, поскольку ситуация взаимного общения сглаживает эти недочеты.
Монологическая речь развивалась на основе диалогической с увеличением количества материала, сообщаемого одним говорящим. Формами монологической речи являются: доклад, рассказ, лекция, выступление и др.
Требования к монологической речи более высокие (последовательность, доказательность, логичность изложения; темп, звучание, выразительность речи и т.п.), так как монолог является связной контекстной речью. Монологическая речь во всех ее формах требует предварительной подготовки. Крупный юрист и общественный деятель А.Ф. Кони рекомендовал выступающим письменно излагать материал, для тренировки прочитывать кому-либо, затем заучивать его.
Письменная речь появилась позже устной. Первый этап развития письменной речи получил название идеграфической речи, которая выражается посредством рисунков.
Затем возникло иероглифическое письмо, где иероглифы (знаки предметов) обозначают предметы или выражают целые мысли.
Самым поздним видом является алфабетическое письмо, изобретение которого приписывается древним финикийцам. Такое письмо тесно связано с устной речью, поскольку графема (буква) обозначает фонему (звук), в результате чего небольшим количеством графем можно письменно выразить любую мысль.
С возникновением письма у человека стали вырабатываться новые психофизиологические механизмы: слова воспринимаются глазом, а производятся рукой в отличие от устной речи, где задействованы в основном слуховые анализаторы.
Письменно-речевые навыки человека характеризуют совокупность двух групп признаков: признаки письменной речи (манера изложения текста, определяемая грамотностью человека, словарным запасом, характером профессиональной деятельности и др. обстоятельствами) и признаки почерка (общие и частные). Здесь речь пойдет не о криминалистическом исследовании письма, а о письменной речи как о психологическом феномене.
Одно из видных мест в кругу научных знаний о человеке занимает графология - наука, изучающая законы зависимости между почерком и личностью. Почерк есть проекция нашего сознания форме определенных фиксированных движений.
Почерк каждого человека характеризуется определенными признаками, отличающими его от всех остальных. Графологи утверждают, что двух совершенно одинаковых почерков не бывает; манера писать каждого человека не повторяется и абсолютно индивидуальны, независимо от того, использует ли человек в процессе письма руку или другой приспособленный к письму орган тела (пальцы ног, колени, рот, подбородок и д.п.).
При этом всякий отдельный почерк, как бы типичен он не был, вовсе не представляет собой что-то застывшее, раз и навсегда определившееся, напротив, может претерпевать изменения, и иногда довольно существенные. Целый ряд наблюдений показал, что человек никогда не может повторить в точности своего письма, как никогда не повторяется тот или иной комплекс чувствований, настроений. Часто мы можем наблюдать, что человек способен писать как бы двумя почерками, иногда значительно разнящимися (но в основном построении, безусловно, одинаковыми). Причем один употребляется для пометок в записной книжке, конспектов лекции, он более свободный, непринужденный. А второй почерк - «парадный», строгий, ясный, более прямой применяется для написания документов (рапортов, поздравительных открыток, адресов на конвертах и т.п.). Чем больше разнится первый почерк от второго, тем более человек разнится в личной и общественной жизни.
Стремление женщины к эмансипации, желание приобрести мужские характерные свойства, безусловно отразились и в женском почерке. Иногда только после тщательных изучений подобные почерки можно отличить от мужских.
К старости почерк физиологически изменяется и характеризуется дрожанием, заменой прямых линий волнистыми.
Еще в прошлом веке установлено, что существует определенная связь между нервно-мозговыми заболеваниями и нарушением обычного вида почерка Прогрессивно ухудшаясь во время болезни, почерк приближается к нормальному, обычному письму по мере выздоровления. У алкоголиков и иногда при неврастении и истерии почерк дрожащий. Лица, страдающие сердечными припадками, часто злоупотребляют точками в соединении отдельных букв или между словами, там где они не требуются.
Интересный случай из своей практики приводит французский графолог А. Варинар. Когда однажды он заявил в близком кругу своему знакомому, что у того имеется инкубационный период помешательства, то со всех сторон посыпались возражения, но год спустя несчастный действительно сошел с ума и умер.
Своеобразность почерка пропорциональна своеобразности личности. Занимательны опыты с изменением личности, а в связи с этим и почерка, под влиянием гипнотического внушения. К примеру, испытуемого приводили в гипнотическое состояние и последовательно внушали, что он хитрый, скрытный и т.п., в то же время заставляя его писать под диктовку. Результаты оказались следующими: почерки в каждом случае получались разные, совсем не похожие на почерк данного субъекта в нормальном его состоянии. Так, свойство скупости в почерке характеризуется сжатым письмом, в котором одна буква ложится на другую, поля почти отсутствуют или очень малы, как бы для того, чтобы на небольшом пространстве поместить как можно больше; осторожность, недоверчивость в длинных горизонтальных штрихах, особенно в конце строк, а также до или после подписи, как бы заполняющих остающееся место до края листа бумаги (дописывая строки такие люди бессознательно боятся, что кто-то на оставшемся свободном месте может поставить точку, запятую или какой-нибудь другой знак, изменяющий смысл написанного, поэтому они заполняют на всякий случай пустое место горизонтальным штрихом.
Испытуемых также возвращали к тому детскому возрасту, в котором они только начинали учиться, и почерк в связи с этим мгновенно менялся, становился неуверенным, человек уже не писал, а с трудом вырисовывал букву за буквой. Почерк точно соответствовал почерку того периода жизни, в который был возвращен автор.
По почерку некоторые графологи пытаются установить профпригодность к тому или иному виду деятельности. Каждая профессия характеризуется определенным комплексом признаков. Например, сотрудники ОВД должны обладать выносливостью, решительностью, находчивостью, выдержкой и др. подобными качествами. Таким образом, молодые люди, в почерке которых имеются признаки, указывающие на подобные свойства характера, безусловно будут более пригодны для этой профессии, чем те, почерк которых указывает на нерешительность, неуравновешенность, нетерпеливость и т.п.
Долголетнее занятие определенной профессией отражается на почерке. Можно найти много общего в почерках врачей. Людям художественного склада (художникам, поэтам) присуща образность представлений, творческая фантазия, которая выражается в стилизации, фигурности рисунков букв. Некоторые буквы в почерках математиков и др. людей, привыкших к написанию формул и цифр, некоторые буквы совершенно напоминают алгебраические знаки (например, буква «з» напоминает цифру «три», а буква «в» похожа на цифру «6»). Музыканты часто пишут буквы, похожие на нотные знаки.
Наша подпись также отличается информативностью. Замечено, что чем более открыт и доверчив человек, тем проще его подпись. Если же человек в душе ставит себя выше других, а занимаемое положение не отвечает его претензиям, то это выражается в манерной и затейливой подписи, как будто бы в нее автор вкладывает все свое стремление к какому-либо проявлению личности, ущемленной условиями существования.
Исследование письменной речи помогает ответить на многие вопросы в уголовном процессе. Эксперты-почерковеды устанавливают идентичность почерков исполнителя исследуемого документа и подозреваемого, а эксперты-психолингвисты могут установить истинного автора письменного документа, позицию пишущего, его эмоциональное состояние, личностные и другие особенности.
Внутренняя речьнаправлена на общение не с другими людьми, а с самим собой, во внутренней речи протекает мышление. Первоначально она была выделена и описана как «голос совести». Под внутренней речью подразумевается переходный этап между мыслью и развернутой внешней речью.
Отличительным признаком внутренней речи является ее непроизносимость, беззвучность. Кроме того, в отличие от внешней, внутренняя речь свернута, часто в ней остаются только ключевые слова, вокруг которых объединяются образы.
Проговаривание же совпадает по структуре с внешней речью.
В результате опытов со взрослыми, где в процессе восприятия текста или решения арифметической задачи им предлагалось одновременно читать вслух хорошо выученные стихи или произносить одни и те же простые звуки (например, «ля-ля»), было установлено, что как восприятие текстов, так и решение умственных задач серьезно затрудняются при отсутствии внутренней речи.
Иногда переход от внутренней речи к внешней связан с определенными трудностями: когда человек пытается выразить понятную ему мысль вслух, оказывается, что окружающие его не понимают или он сам чувствует, что сказал не то, что хотелось. Это объясняется тем, что необходимо перейти от свернутых, сжатых мыслей к развернутым грамматическим и логическим формам, доступных пониманию других. Поэтому важно тренироваться в выражении своих мыслей и чувств.
От степени культуры речи во многом зависит эффективность предварительного расследования и престиж органов правосудия, поэтому представитель правоохранительных органов должен обладать культурой речи, которая включает в себя:
· нормативность (правильность) речи - умение точно, в соответствии с нормами литературного языка передавать мысли, без употребления жаргонных, диалектных и просторечных слов;
· речевое мастерство - доходчивость, логичность, выразительность, индивидуальность речи, богатство словаря;
· точность речи - выбор таких слов, словосочетаний, которые соответствуют содержанию полученной информации, точности речи соответствует принцип законности (инспектор уголовного розыска сообщая по телевидению о разыскиваемых преступниках, сказала: «Кто знает что-либо об этих товарищах, просим сообщить в милицию». И, поняв, что неточно выбрала слово, исправила ошибку: «Не о товарищах, а о гражданах»);
· уместность - подбор языковых средств, которая делает речь отвечающей целям и условиям общения;
· чистота речи - отсутствие чуждых литературному языку элементов (на самом деле, по типу), а также уместное употребление иноязычных слов;
· ясность - логичность изложения, убедительность аргументов.
Есть поговорка: «Он - как умная собака, все знает и понимает, а сказать не может». Это не совсем верно. Если человек знает, он и сказать может (если, конечно, он не является глухонемым), а если не может, значит, не знает. У него есть только обрывки мыслей, смутные воспоминания о том, что когда-то слышал или читал - это иллюзия знания.
Другое дело затруднения в моторном компоненте речи.
Пути развития собственной речи различны:
1 расширение словарного запаса;
2 подражание лучшим речевым образцам (по радио, телевидению и т.п.);
3 выработка навыков свободного и правильного изложения своих мыслей;
4 проведение самоконтроля и самооценка своих мыслей.
Заключение
Психические познавательные процессы выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности (удовлетворения различных потребностей, игры, общения, учения, трудовой деятельности).
Успех выполняемой работы сотрудников ОВД неразрывно связан с познавательной активностью и зависит от степени объективности получаемых данных об обстоятельствах дела. Следовательно, необходимо учитывать субъективность человеческого познания и особенности психических познавательных процессов
Список литературы
1. Еникеев М.И Юридическая психология : Учебник для вузов( Гриф государственного комитета РФ по высшему образованию).- М.: Норма,-2015
2. Еникеев М.И . Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии. Учебник для вузов/М.И Еникеев.-2-е изд., перераб.-ил.-Изд-во «Инфра- М, Норма»-2015
3. Караяни А.Г., Цветков В.Л. Юридическая психология: от эксперимента к практике: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» /А.Г. Караяни, В.Л. Цветков – М., 2013.
4. Караяни А.Г. Цветков В.Л. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях. (Гриф УМЦ «Профессиональный учебник») – Изд-во «Юнити-ДАНА», 2015.
5. Лебедев И.Б., Родин В.Ф., Цветков В.Л., Кикоть В.Я., Эриашвили Н.Д. Юридическая психология: учебник для студентов вузов, курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России юридического профиля / Под ред. В.Я.Кикотя. - 2-е издание перераб. и дополненное – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2014.
6. Родин В.Ф. Психология. Учебное пособие для студентов вузов – М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2016. 303 с.
7. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология в вопросах и ответах. Учебное пособие. Проспект, 2015
Дополнительная:
1. Антонян Ю.М. В.Е Эминов. Портреты преступников: Криминолого-психологический анализ: Монография.- Изд-во «Инфра-М, Норма», 2014
2. Синилов Г.К. Введение в оперативно-розыскную психологию: Учебное пособие.- Изд-во «Норма», 2014.
3. Чуфаровский Ю.В. Психология оперативно-розыскной и следственной деятельности. Учебное пособие.: Изд-во «Проспект» 2015.
Доктор педагогических наук,
профессор, академик РАЕН,
профессор кафедры юридической
психологии УНК ПСД Московского
университета МВД России имени В.Я Кикотя Родин В.Ф.