Вопрос 4. Речь, ее социальное значение. Понятие о культуре речи.

Речь – необходимая часть социального бытия людей, условие существования человеческого общества. Речь используется в процессе совместной трудовой деятельности для согласования усилий, планирования работы, проверки и оценки ее результатов. Она является необходимым условием познавательной деятельности человека (т. е. благодаря речи, языку человек усваивает, приобретает знания и передает их). Речь – средство воздействия на сознание, выработки мировоззрения, норм поведения, формирования вкусов (т.е. используется для того, чтобы их отношение к определенным фактам и явлениям действительности, склонить их к действенным поступкам). Речь – средство удовлетворения личных потребностей человека в общении, в приобщении к определенной группе лиц (т.е. человек, будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться, делиться мыслями, сопереживать, искать понимания и т.д.). В целом, речь имеет основополагающее значение в становлении личности.

Речь может быть выражена в устной и письменной форме. Первична, безусловно, устная речь, но ораторская устная речь вторична по отношению к письменной. Устная речь имеет свои отличительные особенности от письменной речи.

Самая главная особенность заключается в следующем. В уст­ной речи наблюдается, во-первых, живой контакт говорящего и слушающего, в связи с чем большое значение имеют вопросы установления психологического контакта субъекта и объекта речи. Вторая особенность заключается в форме предъявления информации – «на слух». Такая информация требует больших усилий для восприятия со стороны слушающего. В-третьих, устная речь всегда ограничена в объеме и во времени, а пись­менная речь может быть представлена различным по объему изложением информации, усвоение которой происходит в лю­бое удобное для читающего время. Далее, устная речь может быть монологической, диалогической или представлять со­бой полилог – разговор нескольких лиц, участников обще­ния. Письменная речь может отражать монолог и полилог, но читающий не может включиться в непосредственный процесс общения. Монологическая по форме речь может обладать внутренней диалогичностью, поэтому любая речь (и письменная, и устная) может быть вну­тренне диалогична.

Речь оказывается явлением не только лингвистическим, но и психологическим и эстетическим. Именно поэтому люди замечают плохие и хорошие стороны речи, прибегая к таким словам, как «точная», «правильная», «красивая», «ясная», «логичная», «доступная» и т.д.

Культура речи (по базовому определению Введенской Л.А. в учебнике «Русский язык и культура речи») – это:

1) соблюдение этики общения;

2) владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах;

3) умение выбрать и организовать языковые средства, которые в определенной ситуации общения способствуют достижению поставленных задач коммуникации.

Это нормативность речи, ее соответствие требованиям данного языка, соблюдение норм произношения, ударения, словоупотребления, формообразования, построения словосочетаний и предложений. Нормативность речи включает в себя и такие ее качества, как точность, ясность, чистота.

Вопрос 5,6. Культура речи включает в себя три базовых компонента:

1) нормативный;

2) коммуникативный;

3) этический.

1. Нормативный аспект культуры речи

Термин «современный русский литературный язык» включает следующие понятия:

«язык» – совокупность средств речевого взаимодействия людей;

«русский язык» – национальный язык русского народа;

«современный русский язык» – от Пушкина до наших дней, в более строгих рамках – язык живущих поколений, в первую очередь, язык послевоенного времени.

Литературный язык – тип речи, который исторически сложился на базе русской письменности, литературы.

Это форма исторического существования национального языка, принимаемая его носителями за образцовую.

Это язык литературы и искусства, науки, государственных учреждений, школы, печати, радио и телевидения.

Литературный язык – язык нормированный, в своем употреблении он всегда подчинен исторически сложившимся и закрепленным нормам, правилам.

Правильная литературная речь доступна всем говорящим по-русски. Однако много нужно работать и учиться, чтобы она стала точной, выразительной, лаконичной. С литературным языком тесно связано понятие культуры речи.

Рассматривают десять основных норм культуры речи:

1. Орфоэпические нормы, или нормы произношения слов русского языка;

2. Фонетические нормы, или нормы правильного разграничения звуков современного литературного языка;

3. Морфологические нормы – это нормы правильного разграничения частей речи;

4. Синтаксические нормы – нормы правильного построения словосочетаний и предложений;

5. Интонационные нормы – нормы правильного интонирования предложений и текста;

6. Словообразовательные, или нормы правильного образования слов;

7. Лексические нормы, или нормы словоупотребления;

8. Акцентологические нормы, или нормы правильной постановки ударения;

9. Пунктуационные нормы, или нормы правильной расстановки знаков препинания;

10. Орфографические нормы – нормы правильного написания слов. Все нормы современного русского литературного языка не только исторически изменчивы, они меняются постоянно. Русский язык – это живой организм. Нормы рождаются, разветвляются, устаревают и исчезают.

Наши рекомендации