Вопрос 5. Понятие и характеристика мышления. Характеристика интуиции. Характеристика и структура интеллекта
Мышление относится к одному из самых сложных психических процессов и является предметом исследования ряда наук (философии, логики, культурологии, социологии, медицины и др.).
Отличие психологии от других наук заключается в том, что она изучает процессуальные явления мышления, связанные с мотивами мышления, его целями, этапами, уровнями сознательности – подсознательности, видами, индивидуальными особенностями, личностными и социально-психологическими проявлениями. Для психологии представляют интерес не только те виды и формы мышления, которые адекватно отражают действительность, но и искаженные в случаях различных заболеваний, ошибок восприятия и памяти, неправильной интерпретации.
Мышление– опосредованное, обобщенное отражение действительности человеком в ее существенных связях и отношениях. Благодаря мышлению человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке.
Мышление является высшим познавательным процессом и в то же время оно присутствует во всех других процессах: в восприятии, внимании, памяти. В отличие от других познавательных процессов мышление выходит за пределы чувственно данного, расширяет границы познания.
Мышление дает ответ на такие вопросы, которые нельзя разрешить путем непосредственного чувственного отражения, К примеру, при осмотре места происшествия следователь находит некоторые следы прошедшего события. Устанавливая существенные, неизбежно повторяющиеся взаимосвязи между ними, следователь путем логического мышления реконструирует возможный ход событий. Эта реконструкция происходит непосредственно путем понимания связей между внешними проявлениями и сущностью того, что происходило в действительности. Это опосредованное отражение возможно лишь на основе обобщения, на основе знаний.
Человек познает объективный мир как через органы чувств, так и логическим путем. На чувственной ступени познания внешние воздействия непосредственно прямо приводят к возникновению соответствующих образов в нашем сознании. На логической ступени познания отражение объективной действительности значительно сложнее. Оно совершается с помощью целой системы средств, которые обычно отсутствуют на чувственной ступени познания, т.е. носит не непосредственный, а опосредованный характер.
Мышление является опосредованным отражением действительности и потому, что оно всегда протекает с опорой на имеющиеся у человека знания. Например, глядя на термометр, повешенный с наружной стороны окна, мы можем судить о том, насколько на улице тепло или холодно в данный момент; а увидев раскачивающиеся верхушки деревьев, понимаем, что на улице ветер.
Обобщенный характер мышления является результатом анализа и сравнения отдельных объектов, выделения и абстрагирования того, что в них является общим.
Опосредованный и обобщенный характер мышления обеспечивает познание человеком как явлений, так и их сущности. Мышление позволяет устанавливать различные связи и отношения. Особенно большое значение имеет установление причинно-следственных связей, раскрытие которых, с одной стороны, позволяет понять, как и почему возникают те или иные явления, а с другой – создает возможность прогнозировать будущее.
Познавая действительность, человек опирается на опыт, накопленный предшествующими поколениями (а опыт является одним из средств отражения действительности на уровне мышления), оперирует тем словарным запасом языка, который создан предшествующими поколениями как средство выражения, обобщения и сохранения результатов познавательной деятельности людей. Это представляет собой общественно-историческую обусловленность мышления.
Основными формами мышления принято считать понятие, суждение и умозаключение.
Знания, полученные в результате логического познания, существуют в виде понятий, которые отражают существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выражаемыесловом или группой слов.
Отличительными особенностями понятия от представления является то, что представление всегда есть образ, а понятие – это мысль, выраженная в слове, представление включает и существенные, и несущественные признаки, в понятии сохраняются лишь существенные признаки. Понятие и представление взаимосвязаны, это особенно заметно, когда в моменты затруднений мысль старается привлечь наглядный материал.
Основной формой результата мыслительного процесса является суждение, отражающее связи между предметами или явлениями, утверждение или отрицание чего-либо. Суждения могут быть ложными и истинными. Как правило, суждение реального субъекта представляет собой волевой акт и эмоционально насыщено, поскольку в нем нечто утверждается или опровергается. В суждении выражается не только знание о предмете, но и субъективное отношение человека к этому знанию (различная степень уверенности в истинности этого знания). Это проявляется в проблемных суждениях типа «возможно подозреваемый Н. Не совершал преступления».
Если истинность суждения вызывает сомнение, мышление приобретает форму рассуждения. Рассуждение – работа мысли над суждением.
Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Умозаключения различаются на индуктивные, дедуктивные, по аналогии.
Индукция – логический вывод в процессе мышления от частного к общему, установление общих законов и правил на основании изучения отдельных фактов и явления. Например, на основании того, что все известные нам случаи преступления сохраняли какие-либо следы, мы делаем общий вывод: преступление не совершается бесследно.
Противоположное явление – дедукция, т.е. логический вывод в процессе мышления от общего к частному, познание отдельных фактов и явлений на основании знаний общих законов и правил. К примеру, встречаясь с конкретным случаем преступления и, зная, что преступление не совершается бесследно, делаем вывод, что и в этом случае обязательно должны быть следы преступления.
Аналогия – логический вывод в процессе мышления от частного к частному на основе некоторых элементов сходства. Умозаключение по аналогии используется, когда та или иная версия выдвигается по аналогии с другим сходным случаем.
Операционными компонентами мышления является система мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, классификации, систематизации.
Анализ – мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений. Анализ может быть практическим (когда мыслительный процесс непосредственно включен в речевую деятельность) и умственным (теоретическим). Анализируя следы преступления, следователь выделяет только те из них, которые имеют доказательственное значение. Результаты анализа объединяются, синтезируются.
Операция синтеза противоположна анализу – это мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое. Синтез не является механическим соединением частей и поэтому не сводится к их сумме: при соединении отдельных частей машины, при их синтезе получается не груда металла, а автомобиль, способный передвигаться.
У некоторых людей наблюдается склонность к анализу, у других к синтезу.
Сравнение – установление сходства или различия между предметами или явлениями или их отдельными признаками: например, при прикладывании одного предмета к другому. Для более глубокого и точного познания деятельности большое значение имеет такое качество мышления как способность находить различие в наиболее сходных предметах и сходство – в различных.
Абстракция состоит в том, что вычленяя какие-либо свойства, признаки изучаемого объекта, мы отвлекаемся от остальных. Путем абстрагирования были созданы отвлеченные, абстрактные понятия длины, количества, стоимости и т.п.
Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Например, сходные признаки имеющиеся у кошек и собак, соединяются в одном понятии «животные».
Классификация направлена на разделение и последующее объединение объектов по каким-либо основаниям. Например, классификация типов преступлений.
Систематизация в отличие от классификации обеспечивает разделение и последующее объединение, но не отдельных объектов, а их групп, классов.
Все эти операции не могут проявлять изолированно, вне связи друг с другом.
Каждый человек обладает индивидуальными различиями в мыслительной деятельности, которые людей проявляются в таких качествах мышления, как широта, глубина и самостоятельность мышления, гибкость мысли, быстрота и критичность ума.
Широта мышления – способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей. Это качество особенно необходимо следователям, занимающимся расследованием хозяйственных преступлений, где нужна большая разносторонность, рациональное применение знаний, умений и прошлого опыта в процессе познавательной деятельности.
Глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов. Противоположное глубине качество - поверхностность суждений, обращение внимания на мелочи и упущение главного.
Самостоятельность мышления –характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей.
Гибкость мысли выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки.
Быстрота ума – способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение.
Торопливость ума проявляется в том, что человек, на продумав всесторонне вопроса, выхватывает какую-то одну сторону, спешит дать решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения. Противоположное качество – замедленность мыслительной деятельности может быть обусловлена типом нервной системы – малой ее подвижностью.
Критичность ума –умениечеловека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы.
Процесс раскрытия преступления представляет собой решение различных мыслительных задач. Условно процесс решения мыслительных задач можно разделить на несколько этапов.
I этап Процесс мышления происходит при возникновении возникает какой-либо вопроса в том случае, когда человек анализирует, сравнивает, обобщает и т.д. Такие вопросы появляются в условиях проблемной ситуации.
Проблемная ситуация характеризуется наличием различных противоречий. Противоречия могут возникать между обычным и необычным, между тем, что есть и к чему стремится человек, между тем, что известно, и тем, что необходимо узнать, и т.д. Проблемная ситуация всегда имеет субъективный характер: в одинаковых условиях перед одним человеком появляется вопрос, он видит ту или иную противоречивость ситуации, а у другого вопросы не возникают. С формулирования вопроса в проблемной ситуации и начинается процесс решения задачи – это первый этап.
Чем больше опыт в той или иной области, тем легче и полнее человек видит нерешенные задачи, тем чаще перед ним возникают вопросы, требующие своего разрешения. На обращение преподавателя к студентам: «Что не понятно?» вопросы задают лишь те студенты, которые лучше знают данный предмет. По словам С.Л. Рубинштейна, возникновение вопросов – первый признак начинающейся работы мысли и понимания. Чем ниже уровень знаний, чем меньше опыт, тем труднее увидеть нерешенные задачи. С другой стороны, только в процессе решения новых, более сложных задач приобретается необходимый опыт, совершается умственное развитие человека.
Успешность процесса решения, как правило, обусловлена точностью формулировки вопроса.
II этап Второй этап начинается с поиска возможных путей решения сформулированного вопроса и заключается в выдвижении различных гипотез. Успех решения задачи и создание благоприятных условий для развития мышления зависят от многообразия выдвинутых гипотез.
Но многообразие гипотез не должно быть самоцелью, поэтому очень важно каждую из выдвинутых гипотез соотнести с условием и вопросом задачи и убедиться в их соответствии. Нередко в процессе подобной проверки происходит не только отбрасывание неверных гипотез, но и дальнейшее уточнение условий задачи и перформулирование вопроса.
В следственной версии так же, как и в гипотезе, достоверное знание связывается с предположением. В раскрытии преступления версии играют служебную роль, направляя расследование в определенное русло. Для выполнения этой роли версия должна быть фактически обоснованной, реальной.
III этап Следующим этапом решения задачи является дальнейшая проверка оставшихся гипотез.
Процесс решения задачи – это процесс получения недостающих данных для достижения поставленной цели. При решении следственных задач недостающие данные собираются и проверяются путем осуществления различных следственных действий.
Построение новой стратегии решения есть результат длительной предшествующей работы мысли. Отдельные этапы этой работы человеком не всегда полностью осознаются и поэтому создается впечатление, что такое решение приходит внезапно, как озарение, инсайт-решение, так называемое интуитивное решение задачи. Но необходимо помнить, что интуиция является эвристическим, а не доказательственным процессом и ее заключение имеет вероятностый характер.
IV этап Заключительным этапом считается этап проверки. Необходимо еще раз соотнести условие задачи, ее вопрос и полученные результаты.
Виды мышления выделяются по различным основаниям:
В зависимости от содержания решаемой задачи в психологии принято выделять три вида мышления: практически-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.
Наглядно-действенное мышлениехарактеризуется тем, что мыслительная задача решается непосредственно в процессе деятельности. Это наиболее ранний вид мышления у человека. Ф. Энгельс в «Диалектике природы» указывал, что первая мысль человека – это действие, и наш далекий предок исходил не одну тысячу шагов, измеряя площади посевов, пока не создал столь абстрактную науку, как геометрия. С этого вида начинается развитие мышления у ребенка, который решает задачи, непосредственно действуя с предметом. Этот вид мышления необходим и незаменим при решении задачи непосредственно в практической деятельности.
В том случае, когда содержание мыслительной задачи основано на образном материале и человек анализирует, сравнивает, стремится обобщить различные образы предметов, явлений, событий, речь идет о словено-логическом мышлении. Этот вид мышления появляется у ребенка в 2-3 года и остается основным до 6-7 лет. Основной единицей этого вида мышления является образ, а значение заключается в том, что оно позволяет человеку более многогранно и разнообразно отражать объективную действительность.
Особенностью ведущего для человека вида мышления - абстрактно- образного - является то, что задача решается в словесной форме. В этом случае человек использует отвлеченные понятия, которые нередко не имеют прямого образного выражения (социально-исторические понятия: государство, общественные отношения; нравственные: честность, принципиальность; психологические: стресс, адаптация и т.п.).
В практической мыслительной деятельности человека все виды мышления неразрывно взаимосвязаны: при совершении практических действий у человека возникает соответствующий образ действия и он словесно обозначает то или иное действие; а используя отвлеченные понятия, как правило, опирается на соответствующие им образы. Тому же карманнику для удачного определения потенциальной жертвы потребуется словесно-логическое мышление (выбор невнимательного, рассеянного, чем-то сильно возбужденного или подавленного человека), а для самой кражи – наглядно-действенное мышление, то, что называется «ручным интеллектом».
Необходимо помнить, что только развитие всех видов мышления в их единстве может обеспечить правильное и достаточно полное отражение действительности.