Тактильная Температурная Болевая

Тактильные, температурные и болевые рецепторы неравномерно распределены по всему телу: наибольшее их количество тактильных рецепторов - на ладони, на кончиках пальцев и на губах. Тактильные ощущения руки, объединяясь с мышечно-суставной чувствительностью, образуют осязание - комплексное восприятие, состоящее из сочетания тактильных и двигательных ощущений. Благодаря осязанию рука может отражать форму, пространственное расположение предметов и в этом отношении является чувством, параллельном зрению. Тактильные ощущения дают знания о поверхности предмета: гладкий, шероховатый, жидкий, твердый и т.д. Если человека, у которого закрыты глаза, коснуться каким-либо предметом, то при описании этого предмета будут перечисляться отдельные свойства предмета: теплое (холодное), мягкое (твердое), гладкое (шероховатое) и т.п. Это и есть те ощущения, которые испытывает человек.

Температурная чувствительность регулирует теплообмен между организмом и окружающей средой. Наиболее чувствительна к холоду кожа спины и шеи, наименее - кожа груди. Различные участки кожного покрова имеют различную температуру.

Болевые рецепторы расположены глубже под кожей, чем тактильные. В местах сосредоточения тактильных рецепторов болевых - меньше. Болевые ощущения вызываются механическими, температурными и химическими воздействиями. Они сигнализируют организму о необходимости оторваться от раздражителя и имеют ярко выраженный отрицательный эмоциональный тон.

Статическая (гравитационная) чувствительность отражает положение нашего тела в пространстве относительно направления силы тяжести, ощущение равновесия. Ее рецепторы расположены в вестибулярном аппарате внутреннего уха. Резкие и частые изменения положения тела относительно плоскости земли (качание на качелях, морская качка) приводит к головокружению и тошноте - «морской болезни».

Кинестетическими (кинестезичесими) ощущениями (от греч. «kineo» - движение) являются ощущения движения и положения отдельных частей тела. Знания о силе, скорости , траектории движения частей тела складываются под влиянием раздражения в рецепторах, которые расположены в мышцах и сухожилиях.

Большое количество двигательных рецепторов расположено в пальцах рук, языке и губах, эти органы осуществляют точные и тонкие рабочие и речевые движения. Деятельность двигательного анализатора позволяет человеку координировать и контролировать свои движения. Если двигательные рецепторы нарушаются, то человек не может осуществлять движение без зрительного контроля.

Ощущения, возникающие от раздражения интерорецепторов, находящихся во внутренних органах, образуют органическое чувство (самочувствие) человека: чувство голода, жажды, удушья, тошноты, боли и т.п. Возникновение органических ощущений сопровождается яркими переживаниями отрицательных эмоций, а снятие этих ощущений связано с положительным эмоциональным тоном.

Поскольку ведущим у большинства людей является зрительный анализатор, затем слуховой и т.д., информацию, получаемую с помощью ощущений, следует использовать, придерживаясь следующей последовательности задаваемых вопросов: Что видели? Что слышали? Что еще почувствовали? Может быть, Вам еще что-нибудь показалось?

Ощущения характеризуются: качеством, передающим особенности отражаемых объектов;интенсивностью -силой действующего раздражителя;длительностью - временем, в течение которого ощущения сохраняются; пространственной локализацией - положением раздражителя в пространстве.

Исследования показали, что острота чувствительности органов чувств нарастает с возрастом, достигая максимума к 20-30 годам, затем идет постепенное снижение.

Процесс возникновения ощущений подчиняется определенным закономерностям, к которым относятся: пороги чувствительности, адаптация, взаимодействие, контраст и синестезия.

Не все виды энергии (даже жизненно значимые) воспринимаются человеком в виде ощущений. Например, к радиационным излучениям человек вообще нечувствителен, т.е. человек в виде ощущений получает небольшую часть воздействующей на него информации и энергии.

Ощущения возникают при воздействии раздражителя определенной интенсивности: нельзя почувствовать воздействие слабого раздражителя (прикосновение пушинки к телу), а при действии очень сильного раздражителя наступает момент, когда ощущения перестают возникать (звуки частотой выше 20 тыс. герц не воспринимаются). Понятие порога чувствительности выражает психологическую зависимость между интенсивностью ощущения и силой раздражителей.

Различаются два вида порогов: порог абсолютной чувствительности и порог чувствительности к различению.

Нижний (минимальный) абсолютный порог - наименьшая сила раздражителя, при которой впервые возникает ощущение, верхний (максимальный) абсолютный порог - наибольшая сила раздражителя, при которой еще существует ощущение данного вида. Например, глаз способен отражать волны длиной от 390 (фиолетовый цвет) до 780 (красный цвет) миллимикрон, ухо различает волны от 20 герц до 20 тысяч герц.

Порогом чувствительности к различению или дифференциальным порогомявляется едва ощущаемое минимальное различие в силе двух однотипных раздражителей.

Пороги чувствительности индивидуальные для каждого человека и на протяжении жизни изменяются. К примеру, опытный водитель по звуку мотора может определить его дефекты; рабочие, занимающиеся окраской ткани, способны различать до 40 оттенков черного цвета, в то время как обычный человек различает 2-3 оттенка.

Кроме того к причинам, изменяющим пороги ощущения, относятся также общее состояние организма, адаптация, взаимодействие органов чувств, тренинг, наркотики, алкоголь.

Иногда неточные показания даются в результате несоответствия порогам чувствительности. К примеру, необходимо критически оценивать оказания о цветовых качествах объекта, воспринимавшегося в сумерки. Если разница в определении различных мер (длины, веса и т.д.) намного превышает разностный порог, стоит усомниться в правдивости показаний.

Явление адаптации - это приспособление чувствительности к постоянно действующему раздражителю, проявляющееся в повышении или понижении порогов ощущений. Например, входя в темное помещение, человек практически ничего не видит, через некоторое время он начинает различать предметы, полная адоптация в темноте наступает через 30-40 мин. Если один свидетель был полностью адаптирован к темноте, а другой находился в этих условиях лишь несколько минут, то показания последнего будут неточными, неполными.

Находясь в накуренном помещении, человек через некоторое время перестает замечать этот запах (снижается чувствительность анализатора). Подобное явление наблюдается во всех видах чувствительности, кроме болевой (т.к. боль сигнализирует о разрушении органа и адаптация к боли может привести к гибели организма).

Скорость и полнота адаптации различных сенсорных систем неодинакова: высокая адаптируемость отмечается при обонянии, в тактильных ощущениях и значительно медленнее происходит зрительная и слуховая адаптация.

Изменение чувствительности одной анализаторной системы под влиянием деятельности другой называется взаимодействием ощущений. Например, слабые вкусовые ощущения (кислое) повышают зрительную чувствительность. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов, а также систематических упражнений называется сенсибилизацией (обострением чувствительности).

Синестезия, т.е. возбуждение возникшими ощущениями одной модальности ощущений другой модальности, может рассматриваться как частный случай взаимодействия ощущений. Например, у человека под давлением звуков могут возникнуть цветовые ощущения, цвет может вызвать ощущение холода или тепла. Это выражается в устойчивых словосочетаниях: тяжелый взгляд, темный звук, бархатный голос.

Изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя называется контрастом ощущений. Одновременный контраст хорошо прослеживается в зрительных ощущениях: одна и та же фигура на черном фоне кажется светлее, на белом - темнее. Примером последовательного контраста может служить контрастный душ - после холодного слабый тепловой раздражитель кажется горячим.

В некоторых случаях неточность показаний может объясняться контрастом ощущений. Например, свидетели утверждали, что преступник был одет в белый плащ и высокого роста. В действительности они видели человека среднего роста в окружении подростков, в сером костюме на черном фоне.

Для каждого человека характерен определенный уровень развития отдельных систем чувствительности и способ их объединения в комплексы - сенсорная организация. Замечено, что в животном мире преимущественный уровень развития чувствительности какой-либо одной модальности является родовым признаком: все представители одного вида (напр., орлы) обладают хорошим зрением, а другого (напр., собаки) - обонянием.

Что касается человека, то особенностью сенсорной организации человека является то, что она складывается прижизненно. Формирование социально значимой личности может протекать на крайне ограниченной сенсорной основе, даже при потере двух ведущих дистантных рецепций - зрения и слуха.

Крупный ученый-психолог слепоглухонемая И.О. Скороходовой писала: «Вся жизнь, которая протекает вокруг, отделена от меня «стеклянной стеной»... Как только я захочу непосредственно воспринять эту жизнь, без помощи зрячих и слышащих, я натыкаюсь на тонкую «стеклянную стену», которая кажется мне настоящей «китайской» стеной. Я многое о жизни знаю, но зрительно и в виде слуховых восприятий ее не ощущаю». Пример ее жизни убедительное свидетельство того, каких высот творческой активности может достигнуть индивид, опираясь в своем развитии на «неведущие» у других людей модальности.

Необходимо помнить о зависимости чувствительности от различных факторов: внешних условий; состояния анализатора; психических факторов; социальных явлений; воздействия различных раздражителей; длительности пребывания в определенной обстановке; физиологического состояния человека и т.п.

Знание закономерностей ощущений должно учитываться при расследовании преступлений. Задача сотрудника ОВД - воссоздать все условия, в которых происходило отражение свойств предметов и явлений, и учесть основные закономерности ощущений.

Ощущение и восприятие являются звеньями единого процесса чувственного познания и неразрывно взаимосвязаны. Но если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предмета, то восприятие - это отражение предметов и явлений в целостном виде, совокупности их свойств и частей.

Важную роль в процессе восприятия играет вторая сигнальная система, благодаря чему восприятие человека отличается от восприятия животных, поскольку воспринимаемые объекты приобретают смысл.

Восприятие можно различать по видам в зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора: зрительное восприятие (рассматривание картины), слуховое восприятие (слушание рассказа), осязательное восприятие (ощупывание предмета) и т.п.

Любое восприятие определено деятельностью не одного, а нескольких анализаторов. Например, при слушании лекции ведущим является слуховой анализатор. Однако при этом студент видит преподавателя, записывает основные положения в тетради и т.п.

Восприятие различается по видам также в зависимости от воспринимаемого объекта. Говорят о восприятии пространства, времени, предмета, музыки, восприятии человека человеком. С этими видами восприятия связаны такие явления как галлюцинации и иллюзии.

Восприятия, возникшие без наличия реального объекта, называются галлюцинациями(видения, призраки, мнимые звуки, голоса, запахи и т.п.). Человеком, находящимся во власти галлюцинаций, они переживаются как истинно воспринимаемое, т.е. субъективные чувственные ощущения являются такими же действительными. как и исходящие из объективного мира.

Не следует путать галлюцинации с иллюзиями (ошибочные восприятия реальных вещей или явлений). Главная особенность иллюзий - обязательное наличие подлинного объекта.

Для пространственных восприятий характерна переоценка малых расстояний и недооценка больших, расстояния на воде недооцениваются. Ярко окрашенные и хорошо освещенные предметы кажутся более близко расположенными. Многие ошибки в оценке размеров предметов связаны с контрастом восприятия: серое на черном фоне кажется белым, человек среднего возраста рядом с молодым выглядит старше.

Движение окружающих нас предметов мы способны воспринимать благодаря тому, что перемещение происходит обычно на каком-либо фоне, это позволяет сетчатке глаза последовательно воспроизводить происходящие изменения в положении движущихся тел по отношению к тем элементам, перед которыми или позади которых перемещается пр6едмет. К примеру, неподвижно светящаяся точка в темноте кажется движущейся (автокинестический эффект). Этим объясняются многие ошибки, в том числе различные «видения» так называемых НЛО.

Механизм восприятия человеком времени связан с так называемыми «биологическими часами» - определенной последовательностью и ритмикой биологических обменных процессов, происходящих в организме человека. Последнее частично подтверждается тем, что при воздействии медикаментов, влияющих на скорость обменных процессов, восприятие времени может меняться. Например, хинин и алкоголь чаще всего замедляют субъективно воспринимаемый ход времени, а кофеин ускоряет его. Марихуана и гашиш имеют непостоянное влияние на восприятие времени, они могут приводить как к ускорению, так и замедлению субъективного времени.

Субъективная продолжительность времени частично зависит от того, чем оно заполнено. Более короткой по времени кажется интересная и осмысленная деятельность. Гораздо дольше продолжается та, которая заполнена бессмысленными и неинтересными занятиями. Существуют большие индивидуальные, в частности возрастные, различия в восприятии хода времени. Экспериментально доказано, что одно и то же время может пройти для десятилетнего ребенка в пять раз быстрее, чем для шестидесятилетнего человека.

Кроме того, у одного и того же человека оценки времени могут варьироваться в широких пределах в зависимости от его душевного и физического состояния. При хорошем настроении время идет чуть быстрее, чем обычно, а в состоянии подавленности или фрустрации оно течет медленнее.

Нередко при восприятии у человека могут возникать иллюзии, которые могут быть вызваны различными причинами, зависящими как от состояния воспринимающей системы, так и от особенностей организации воспринимаемого материала.

Аффективные иллюзии чаще всего обусловлены страхом или тревожным подавленным настроением. В этом состоянии даже висящая на вешалке одежда может показаться грабителем, а случайный прохожий - насильником и убийцей.

Вербальные иллюзии заключаются в ложном восприятии содержания реально происходящих разговоров окружающих; человеку кажется, что эти разговоры содержат намеки на какие-то его неблаговидные поступки, издевательства, скрытые угрозы по его адресу.

В зависимости от степени целенаправленности деятельности личности, восприятие разделяется на произвольное (преднамеренное) и непроизвольное (непреднамеренное).

Непреднамеренное восприятие вызывается как особенностями окружающих предметов (их яркостью, необычностью), так и соответствием этих предметов интересам личности. Находясь в помещении, человек видит людей и предметы, слышит шумы, воспринимает различные запахи и т.д. В таком восприятии нет заранее поставленной цели и отсутствует волевая активность.

В преднамеренном восприятии человек ставит цель, прилагает волевые усилия, например, слушание доклада, просмотр выставки книг.

Основными свойствами восприятия являются избирательность, предметность, константность, целостность, апперцепция, осмысленность и обобщенность.

Из огромного числа предметов и явлений, действующих на человека, лишь некоторые выделяются с отчетливостью и осознанностью. Эта особенность восприятия называется избирательностью, которая зависит от интересов, установок, потребностей личности. Например, для решения какого-либо вопроса вам нужен конкретный человек. Заглянув в несколько комнат, вы говорите, что там никого нет, хотя в каждом помещении находятся другие люди. В восприятии фиксируется невозможность удовлетворить возникшую потребность.

Первоначальной и общей возможностью восприятий является выделение контура предмета из фона и лишь затем начинается различение формы, пропорций, отдельных деталей.

Константность -относительное постоянство воспринимаемой величины, формы и цвета предметов при изменении расстояния, ракурса, освещенности. Висящая на стене доска воспринимается одинаково по величине и форме и цвету при передвижении по комнате, хотя изображение на сетчатке глаза будет различным.

Во многом константность восприятия является проявлением влияния прошлого опыта. Мы знаем, что колеса круглые и поэтому мы их так видим. Но при определенных условиях (при большом удалении предмета, при очень ярком освещении и т.п.) константность восприятия нарушается.

Феномен константности не проявляется в тех случаях, когда знание о реальных формах, размерах цвете предмета отсутствует. Однажды в Африке один этнограф вместе с местным жителем - пигмеем вышел из леса. Вдалеке паслись коровы, а поскольку пигмей никогда не видел коров издалека, то константность восприятия была нарушена и пигмей, к изумлению этнографа, принял их за муравьев.

Если бы восприятие не было константным, то человек при каждом шаге, движении сталкивался бы с новыми предметами, переставал бы их узнавать.

Восприятие есть всегда целостный образ предмета, который не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов.

Слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию, которая остается той же самой, если ее исполняет симфонический или струнный оркестр, или один рояль, или человеческий голос.. Целостность музыкального образа в нашем сознании выступает при этом ярче, чем отдельные звуковые ощущения, различные в данных случаях.

Однако способность целостного зрительного восприятия предметов не является врожденной, о чем свидетельствуют данные о восприятии людей, которые ослепли в младенчестве и которым зрение было возвращено в зрелые годы: в первые дни после операции они не видят мир предметов, а лишь расплывчатые очертания, пятна различной яркости и величины, т.е. были одиночные ощущения, но не было восприятия. Постепенно у этих людей у этих людей формируется зрительное восприятие, но оно ограничивается тем, что они узнали ранее путем осязания. Восприятие формируется в процессе практики.

Апперцепция или зависимость восприятия от опыта человека, его интересов, отношения к жизни - одно из важнейших свойств восприятия. Все виды восприятия осуществляются не отдельным анализатором (зрительным, слуховым и т.п.), а конкретным, действующим, познающим человеком с его желаниями, установками, чувствами. Например, люди, обитающие в круглых жилищах (алеуты), с трудом ориентируются в наших домах с обилием горизонтальных и вертикальных прямых линий.

Осмысленно воспринимать предмет - значит мысленно назвать его, отнести его к определенной группе, обобщить его словом. Даже при виде незнакомого предмета человек старается установить сходство со знакомыми предметами, всему придать смысл. Швейцарским психологом Роршахом было установлено, что даже бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются как что-то осмысленное(собака, озеро, облако и т.п.).

Отражение любого единичного случая как особого проявления общего представляет собой обобщенностьвосприятия. Степень обобщенности восприятия зависит от особенностей имеющихся у человека понятий, т.е. от уровня и объема знаний. Обобщенность является высшим проявлением осознанности человеческого восприятия. В акте восприятия обнаруживается единство чувственных и логических элементов, проявляется взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельности личности.

Необходимо учитывать тот факт, что на восприятие оказывает большое влияние ожидания и предположения. Проще говоря, мы часто видим то, что ожидаем увидеть, слышим то, что ожидаем услышать и т.п.

Грузинский психолог И.Т. Бжалава предъявлял испытуемым, знающим немецкий и русский языки, списки немецких слов. В конце этого списка стояло слово, которое можно было прочитать как написанное латинскими буквами бессмысленное буквосочетание, или как написанное кириллицей осмысленное слово. Все испытуемые продолжали читать это буквосочетание по-немецки (т.е. относили к классу бессмысленных, но немецких слов), не заметив осмысленного варианта как русского слова.

Восприятие и наблюдение человека характеризуются не только общими закономерностями, но и индивидуальными особенностями. В связи с чем выделяются следующие типы восприятия: синтетический, аналитический, аналитико - синтетический, эмоциональный.

У людей синтетического типа проявляется склонность к обобщению явлений и к определению основного смысла происходящего, они не придают значения деталям.

Люди аналитического типа стремятся выделить и проанализировать прежде всего детали, частности. Они вникают во все обстоятельства, подробности, затрудняясь понять основной смысл явлений.

Аналитико-синтетический тип восприятия встречается в жизни наиболее часто и является наиболее благоприятным для деятельности. У людей данного склада наблюдается стремление к пониманию основного смысла явления и фактическому его подтверждению, т.е. они соотносят анализ отдельных частей с выводами, установление фактов - с их объяснениями.

Для людей с эмоциональным типом восприятия характерно не выделение сущности явления и его частей, а стремление выразить свои переживания, вызванные этим явлением. У них обнаруживается повышенная эмоциональная возбудимость на самые разнообразные раздражители.

В процессе познания окружающей действительности восприятие может переходить в наиболее развитую форму - наблюдение - целенаправленное, планомерное восприятие объектов с целью решения познавательного вопроса. Наблюдение характеризуется большой активностью личности, человек выделяет наиболее важное и интересное для него.

Наблюдение начинается с постановки задачи, на основе которых составляется подробный план. Наблюдение предполагает предварительную подготовку наблюдателя, наличие у него определенных знаний, умений, владение методикой работы. Для достижения наилучшего успеха наблюдение полезно сопровождать записями, сбором документальных материалов, которые впоследствии подвергаются тщательному анализу. Результативность наблюдения зависит от четкости поставленной цели, последовательности и систематичности, от предварительных знаний о наблюдаемом объекте.

Если человек систематически упражняется в наблюдении, совершенствует культуру наблюдения, то у него развивается такое свойство личности, как наблюдательность - умение подмечать характерные , но малозаметные особенности предметов и явлений. Она приобретается в процессе систематических занятий каким-либо делом и связана с развитием профессиональных интересов личности.

В ходе различных следственных действий (осмотр места происшествия, следственный эксперимент, допрос и т.п.) восприятие следователя осуществляется в виде наблюдения. Следователь должен обладать большой наблюдательностью, подмечать малозаметные детали. Организует процесс наблюдения знание типичных способов преступления, типичных следов от них, приемов маскировки преступления и т.п. Так, во время обыска следователь остановил свое внимание на одном из деревьев, листья которого были менее свежими, чем на других. Выяснилось, что дерево было недавно пересажено на то место, где был устроен тайник.

Вопрос 2.Понятие и характеристика внимания. Учет закономерностей проявления внимания в исследовании обстоятельств, имеющих значение для правоохранительной деятельности

Находясь под постоянным наплывом все новых и новых впечатлений, мы отмечаем и замечаем лишь самую малую, ничтожную их часть. Для возникновения внимания необходимо выделить объект (предметы внешнего мира или сама психическая деятельность: мысли, переживания), сосредоточиться на нем и отвлечься от посторонних раздражителей. Итак, внимание - сосредоточение сознания на определенном объекте при одновременном отвлечении от других, т.е. процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой.

Следует отметить особое место внимания: оно не является самостоятельным психическим процессом, а включено в практическую деятельность и в познавательные процессы. Физиологический механизм рассматривается как фильтр, расположенный на разных уровнях нервной системы и отсеивающий малозначимые сигналы.

В отличие от животных, люди управляют своим вниманием. Поэтому в динамике внимания важную роль играет умение поставить цель.

По особой мимике, жестам и позе человека можно наблюдать внешнее выражение внимания, которое характеризуется торможением лишних движений, направленностью органов чувств и всего корпуса на объект, разведением осей глаз («отсутствующий взгляд»), расслабленностью тела.

По активности человека в организации внимания различают: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.

Непроизвольное (пассивное, эмоциональное) внимание возникает при сосредоточении сознания на объекте в силу его особенности как раздражителя. Внимание вызывает более сильный на фоне действующих раздражителей (яркий луч, громкий крик), новизна раздражителя (автомобиль новой марки), начало и прекращение действия раздражителя (сигнализация). Непроизвольное сосредоточение внимания вызывают предметы, создающие яркий эмоциональный тон (яркие цвета, мелодичные звуки, приятные запахи) либо вызывающие эстетические, интеллектуальные или моральные чувства (произведения искусства).

Произвольное (активное, волевое) внимание зависит от постановки цели деятельности и волевого усилия, т.к. это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности. Важным условием поддержания внимания является психическое состояние человека (утомленному или подавленному человеку труднее сосредоточиться).

Послепроизвольное внимание - сосредоточение на объекте в силу его ценности для личности, оно возникает после того, как было вызвано произвольное внимание.

Так, занявшись каким-либо делом без всякого интереса, заставив себя сосредоточить внимание на нем, может возникнуть такое отношение, когда необходимость волевого поддержания внимания исчезает, оно остается прикованным к предметом - человек увлекся процессом. При этом до наступления общей усталости не чувствуется напряжения. Переход к контролю деятельности на уровне послепроизвольного внимания определяется особенностями личности, привычкой трудиться.

Произвольное и послепроизвольное внимание в значительной мере и продукт, и условие нашей цивилизации, сделавшей необходимым непривлекательный труд - и физический, и умственный. Французский психолог Т. Рибо считал, что до возникновения цивилизации эти виды внимания практически отсутствовали. Дикарь со страстью предается охоте, войне, игре, но постоянный труд, который предполагает конкретную форму произвольного внимания, вызывает у него презрение. Ч. Дарвин в одном из путешествий в Южную Америку спросил у гаучей , занятых, в основном пьянством, азартными играми и воровством, почему они не работают и получил ответ: «Дни слишком длинные».

Но есть основания говорить о генетической предрасположенности к произвольному вниманию. Когда Ч. Дарвин заинтересовался тем, как дрессировщик обезьян отбирает своих будущих «артистов», оказалось, что все зависит от их способности к вниманию. Если во время «разговора» дрессировщика с обезьяной, ее внимание легко отвлекается различными пустяками, следовательно «воспитуемый» совершенно не способен к обучению.

Следует учитывать, что три вида внимания неразрывно связаны и тесно переплетены в практической деятельности человека.

Внимание характеризуется рядом свойств: объемом, распределением, концентрацией, устойчивостью, переключением.

Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которое может быть охвачено в определенный отрезок времени (у взрослого человека примерно 4-6 объектов). Объем внимания зависит от профессиональной деятельности человека, его опыта, психического развития. Объем внимания увеличивается, если объекты сгруппированы, систематизированы.

Во время допроса следует учитывать, что свидетель, воспринимавший событие в течение незначительного интервала времени (например, быстро убежавшего за укрытие преступника, промчавшийся на большой скорости автомобиль), не может дать показаний более чем о четырех-пяти особенностях воспринимавшихся объектов.

Распределение - возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов, оно зависит от опыта, навыков и умений. К примеру, начинающий водитель напряженно регулирует движение автомобиля, он с трудом может оторвать взгляд от дороги, чтобы посмотреть на приборы, и не расположен поддерживать разговор с собеседником.

Следователь, производя обыск, одновременно обследует помещение, поддерживает контакт с обыскиваемым, наблюдает за малейшими изменениями его психического состояния, делает предположение о наиболее вероятных местах захоронения искомых объектов.

Концентрация (интенсивность) - степень сосредоточенности внимания на объекте. Показателем интенсивности является «помехоустойчивость», невозможность отвлечь внимание от предмета деятельности посторонними раздражителями.

Устойчивость проявляется в длительности сосредоточения внимания на объекте и зависит от силы нервных процессов, от характера деятельности, от отношения к делу, от сложившихся привычек и др. Полная устойчивость внимания может сохраняться 15-20 мин.

Свойством, противоположным устойчивости, является отвлечение, которое выражается в колебаниях внимания, проследить которое можно при восприятии двойственных изображений.

Переключение - намеренный перенос внимания с одного объекта на другой. Причем, чем менее важен для личности объект деятельности, тем быстрее внимание переключается на более значимый (в течение 1 сек. можно 3-4 раза переключить внимание)

Обстоятельства, в которых находится человек, могут вызвать состояние внимательности или рассеянности. В новой, необычной обстановке у человека возникает состояние обостренной внимательности, которое вызывается напряженным ожиданием существенных для личности событий, выполнением ответственных поручений.

Рассеянность, т.е. состояние, при котором человек не может сосредоточиться на каком-либо объекте, вызывается усталостью, озабоченностью, выполнением малоинтересного дела и другими причинами. Здесь имеется не та «профессорская» рассеянность, которая является результатом большого умственного сосредоточения, а общая рассеянность, исключающая какую бы то ни было сосредоточенность внимания.

При оценке и проверке свидетельских показаний необходимо учитывать тот факт, что различные люди склонны обращать особое внимание на определенные стороны предметов и вещей. Так, внимание определенной категории свидетелей может быть преимущественно направленным на то, что связано с их личностью. По мнению А.Ф. Кони, «обладатель такого внимания нередко с большою подробностью и вкусом будет говорить о вздоре, действительно только его касающемся и лишь для него интересном, - будь то вопросы сна, удобства костюма, домашних привычек, тесноты обуви, сварения желудка и т.п. - чем о событиях общественной важности или исторического значения, которых ему пришлось быть свидетелем. Из рассказа его всегда ускользнет все общее, родовое, широкое в том, о чем он может свидетельствовать».

Вопрос 3. Понятие и характеристика памяти. Психологические факторы, влияющие на воспроизведение события преступления.

Важнейшей особенностью психики является способность накапливать информацию и часто реализуется автоматически, почти бессознательно. Один из классических примеров сообщает о совершенно неграмотной женщине, которая в лихорадочном бреду во время болезни громко выкрикивала латинские и греческие изречения, смысла которых явно не понимала. Выяснилось, что в детстве она служила у пастора, имевшего обыкновение заучивать вслух цитаты античных классиков. До болезни женщина и не подозревала, что невольно запомнила эти цитаты навсегда.

Если в широком смысле память рассматривать как механизм фиксации информации, приобретенной и используемой живым организмом, то не отрицается возможность способности к запоминанию у всех живых существ и даже у растений.

Человеческая память - это накопление, сохранение и последующее воспроизведение обстоятельств жизни и деятельности личности. Память является основой психической жизни личности. Исследования показывают, что «человек без памяти» перестает быть личностью, это автомат, действующий под влиянием примитивных потребностей и сиюминутных внешних стимулов.

Поскольку память у людей проявляется по-разному (по силе памяти, скорости запоминания и воспроизведения, прочности сохранения и точности воспроизведения), некоторые из особенностей памяти могут упрочиться и стать свойствами личности. Для людей с сильной памятью характерно быстрое запоминание и длительное сохранение информации. К примерам исключительной памяти можно отнести А.С. Пушкина, который мог наизусть прочесть чужое стихотворение после двукратного его прочтения и И.С. Моцарта, запоминавшего сложнейшие музыкальные произведения после одного прослушивания.

А.Р. Лурия в своей «Маленькой книжке о большой памяти» описывает свои наблюдения в течение почти 30 лет за неким Шершевским, который с одинаковой быстротой запоминал различный материал, включая бессмысленный, и при том в большом объеме. Его память отличалась и прочностью: через 20 лет от точно припомнил содержание экспериментального материала, место эксперимента, костюм, у котором он был и другие мельчайшие подробности.

Физиологическим механизмом памяти является образование, закрепление, возбуждение и торможение нервных связей. Этим физиологическим процессам соответствуют процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Все процессы памяти неразрывно взаимосвязаны.

Установлено, что свежие следы, возникающие в результате непосредственных впечатлений, фиксируются не мгновенно, а в течение определенного времени (от 15 с до 30 мин), которое необходимо для биохимических процессов.

Запоминание - психическая деятельность, направленная на закрепление в памяти новой информации путем связывания ее с уже приобретенными ранее знаниями.

Зависимость запоминания от цели, поставленной человеком. Учебный предмет, который заучивается только для того, чтобы сдать, забывается сразу же после экзамена или зачета. Незавершенные действия з

Наши рекомендации