Психические познавательные процессы в правоохранительной деятельности
Тезисы лекции
по учебной дисциплине «Психология»
Тема № 3:
Психические познавательные процессы в правоохранительной деятельности
Обсуждена и одобрена на заседании кафедры
протокол № 11 от 5 мая 2017 г.
Москва 2017
ПЛАН
Введение …………………………………………………………………………3
Вопрос 1.Понятие и характеристика ощущения и восприятия. Учет закономерностей проявления ощущений и восприятия в исследовании обстоятельств, имеющих значение для правоохранительной деятельности…….3
Вопрос 2. Понятие и характеристика внимания. Учет закономерностей проявления внимания в исследовании обстоятельств, имеющих значение для правоохранительной деятельности………………………………………………..16
Вопрос 3. Понятие и характеристика памяти. Психологические факторы, влияющие на воспроизведение события преступления …………………………19
Вопрос 4. Понятие и характеристика представления и воображения. Учет закономерностей проявления представления и воображения в исследовании обстоятельств, имеющих значение для правоохранительной деятельности………………………………………………………………………...27
Вопрос 5. Понятие и характеристика мышления. Характеристика интуиции. Характеристика и структура интеллекта………………………………………….27
Вопрос 6. Понятие и характеристика речи. Учет особенностей речи в исследовании обстоятельств, имеющих значение для правоохранительной деятельности………………………………………………………………………..34
Заключение………………………………………………………………………. 41
Список литературы…………………………………………………………….. 41
Введение
Психические познавательные процессы представляют собой способы отражения действительности, которые обеспечивают связь человека с внешним миром, познание реальности, формирование через них других элементов психики.
Человек воспринимает мир, обращает внимание на различные моменты или компоненты деятельности, запоминает, обдумывает, высказывает суждения, т.е. без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна.
Основными психическими процессами являются: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление и речь.
Самостоятельно эти процессы не существуют, они тесто взаимосвязаны. Нельзя что-либо воспринять и осознавать при этом, что именно воспринято, без памяти (например, при проявлениях амнезии человек воспринимает событие, но не может его воспроизвести). Но также нельзя ничего запомнить без того, чтобы это было воспринято (например, если человек не был участником какого-либо события и ничего о нем не слышал и не читал, он ничего не сможет рассказать об этом событии).
Деление на психические процессы условно, однако, оно необходимо для лучшего понимания данных процессов и изучения их закономерностей.
Виды слуховых ощущений
Речевые Музыкальные Шумы
В этих видах ощущений звуковой анализатор выделяется четыре качества звука: сила (громкий - тихий), высота(высокий - низкий), тембр (своеобразие голоса или музыкального инструмента), длительность (время звучания).
В жизни человека вибрационная чувствительность подчинена слуховой и зрительной. Специальных вибрационных рецепторов у человека не обнаружено. Считается, что вибрационное чувство является одним из самых древних видов чувствительности, а отражать вибрации внешней и внутренней среды могут все ткани организма. На организм здорового человека непродолжительные вибрации оказывают тонизирующее действие, а длительные и интенсивные - утомляют и способны вызвать болезненные явления.
Раздражителями, вызывающими обонятельные ощущения, являются микроскопические частицы пахучих веществ, которые попадают в носовую полость с воздухом, растворяются в носовой жидкости и воздействуют на рецептор.
У многих животных обоняние - основной рецептор, при помощи которого они ориентируются в окружающей среде. Например, у рыб обонятельный мозг охватывает практически всю поверхность полушарий, у собак - около одной трети, у человека - одну двадцатую часть (эта функция подавлена зрением и слухом). Обонятельная чувствительность тесно связана с вкусовой, помогает распознавать качество пищи, обоняние предупреждает об опасной для организма воздушной среде, позволяет различать в ряде случаев химический состав веществ.
Вкусовые ощущениявозникают при соприкосновении рецепторов органа чувств (которым является язык) с химическими веществами, растворенными в слюне или воде.
Выделяют четыре основных качества вкусовых раздражителей: кислое, сладкое, горькое, соленое, из комбинации которых и возникает гамма вкусовых ощущений. Поскольку рецепторы вкусовых ощущений расположены на поверхности языка неравномерно, отдельные участки имеют разную чувствительность: кончик языка реагирует на сладкое, задняя часть языка - на горькое, а края - на кислое и соленое. В результате голодания значительно повышается чувствительность к сладкому и понижается - к остальным качествам вкусовых раздражителей.
Кожные ощущенияосновываются на том, что в кожных покровах имеется несколько самостоятельных анализаторных систем: тактильная (ощущение прикосновения и давления, температурная (ощущение холода и тепла) и болевая.
Вопрос 4. Понятие и характеристика представления и воображения. Учет закономерностей проявления представления и воображения в исследовании обстоятельств, имеющих значение для правоохранительной деятельности
Представления- это воспроизводимые образы предметов или явлений, не воздействующих в данный момент на органы чувств, т.е. вторичные образы, сохраненные в памяти. По отношению к первичным образам представление более бледное, фрагментарное, неустойчивое.
Представления - чувственные образы и классифицируются по анализаторам, с которыми связано их возникновение. Следовательно, можно выделить зрительные, слуховые, двигательные и другие виды представлений.
Мышечно-двигательные представления лежат в основе движений. Их распад приводит к тому, что человек утрачивает способность совершать движения в отсутствии предмета по представлению. Доказано, что намерение сделать то или иное движение вызывает напряжение мышц, незаметное для самого человека, но доступное для регистрации приборами. Например, если взять двумя пальцами нитку с привязанным к ней небольшим грузом и напряженно представлять, что груз раскачивается, груз действительно начнет раскачиваться: рука будет совершать незаметные для человека движения под влиянием представлений.
Незаметные, зачаточные движения под влиянием представлений (идеомоторные акты) выражаются в биотоке мышц, что используется в конструировании искусственной руки. Браслет, снимающий биотоки с руки оператора, соединяют с механической рукой, которая повторяет все те движения, которые он представляет и производит.
Идеомоторными актами объясняют так называемое «чтение мыслей» (опыты Вольфа Мессинга и Михаила Куни). Они по идеомоторным актам угадывают движения и, основываясь на них, двигаются в ту сторону, куда хотел бы пойти человек, которого они держат за руку.
Способность к представлениям у людей различное: одни видят в сознании образ отчетливо, ярко (у художников обычно развиты зрительные представления, у музыкантов - слуховые, у танцоров - двигательные), другие с трудом могут вызвать его в сознании. Различия в показаниях свидетелей нередко вызываются особенностями их представлений. Выявление этих особенностей помогает объективной оценке их показаний. Известны случаи, когда у допрашиваемого лица смешивались представления о цвете: фиолетовое называлось розовым, и следствие было дезориентировано.
Заключение
Психические познавательные процессы выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности (удовлетворения различных потребностей, игры, общения, учения, трудовой деятельности).
Успех выполняемой работы сотрудников ОВД неразрывно связан с познавательной активностью и зависит от степени объективности получаемых данных об обстоятельствах дела. Следовательно, необходимо учитывать субъективность человеческого познания и особенности психических познавательных процессов
Список литературы
1. Еникеев М.И Юридическая психология : Учебник для вузов( Гриф государственного комитета РФ по высшему образованию).- М.: Норма,-2015
2. Еникеев М.И . Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии. Учебник для вузов/М.И Еникеев.-2-е изд., перераб.-ил.-Изд-во «Инфра- М, Норма»-2015
3. Караяни А.Г., Цветков В.Л. Юридическая психология: от эксперимента к практике: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» /А.Г. Караяни, В.Л. Цветков – М., 2013.
4. Караяни А.Г. Цветков В.Л. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях. (Гриф УМЦ «Профессиональный учебник») – Изд-во «Юнити-ДАНА», 2015.
5. Лебедев И.Б., Родин В.Ф., Цветков В.Л., Кикоть В.Я., Эриашвили Н.Д. Юридическая психология: учебник для студентов вузов, курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России юридического профиля / Под ред. В.Я.Кикотя. - 2-е издание перераб. и дополненное – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2014.
6. Родин В.Ф. Психология. Учебное пособие для студентов вузов – М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2016. 303 с.
7. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология в вопросах и ответах. Учебное пособие. Проспект, 2015
Дополнительная:
1. Антонян Ю.М. В.Е Эминов. Портреты преступников: Криминолого-психологический анализ: Монография.- Изд-во «Инфра-М, Норма», 2014
2. Синилов Г.К. Введение в оперативно-розыскную психологию: Учебное пособие.- Изд-во «Норма», 2014.
3. Чуфаровский Ю.В. Психология оперативно-розыскной и следственной деятельности. Учебное пособие.: Изд-во «Проспект» 2015.
Доктор педагогических наук,
профессор, академик РАЕН,
профессор кафедры юридической
психологии УНК ПСД Московского
университета МВД России имени В.Я Кикотя Родин В.Ф.
Тезисы лекции
по учебной дисциплине «Психология»
Тема № 3:
Психические познавательные процессы в правоохранительной деятельности
Обсуждена и одобрена на заседании кафедры
протокол № 11 от 5 мая 2017 г.
Москва 2017
ПЛАН
Введение …………………………………………………………………………3
Вопрос 1.Понятие и характеристика ощущения и восприятия. Учет закономерностей проявления ощущений и восприятия в исследовании обстоятельств, имеющих значение для правоохранительной деятельности…….3
Вопрос 2. Понятие и характеристика внимания. Учет закономерностей проявления внимания в исследовании обстоятельств, имеющих значение для правоохранительной деятельности………………………………………………..16
Вопрос 3. Понятие и характеристика памяти. Психологические факторы, влияющие на воспроизведение события преступления …………………………19
Вопрос 4. Понятие и характеристика представления и воображения. Учет закономерностей проявления представления и воображения в исследовании обстоятельств, имеющих значение для правоохранительной деятельности………………………………………………………………………...27
Вопрос 5. Понятие и характеристика мышления. Характеристика интуиции. Характеристика и структура интеллекта………………………………………….27
Вопрос 6. Понятие и характеристика речи. Учет особенностей речи в исследовании обстоятельств, имеющих значение для правоохранительной деятельности………………………………………………………………………..34
Заключение………………………………………………………………………. 41
Список литературы…………………………………………………………….. 41
Введение
Психические познавательные процессы представляют собой способы отражения действительности, которые обеспечивают связь человека с внешним миром, познание реальности, формирование через них других элементов психики.
Человек воспринимает мир, обращает внимание на различные моменты или компоненты деятельности, запоминает, обдумывает, высказывает суждения, т.е. без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна.
Основными психическими процессами являются: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление и речь.
Самостоятельно эти процессы не существуют, они тесто взаимосвязаны. Нельзя что-либо воспринять и осознавать при этом, что именно воспринято, без памяти (например, при проявлениях амнезии человек воспринимает событие, но не может его воспроизвести). Но также нельзя ничего запомнить без того, чтобы это было воспринято (например, если человек не был участником какого-либо события и ничего о нем не слышал и не читал, он ничего не сможет рассказать об этом событии).
Деление на психические процессы условно, однако, оно необходимо для лучшего понимания данных процессов и изучения их закономерностей.