Игра «расположи правильно картинки»
Покажите ребенку (5–6 лет) следующие картинки (рис. на с. 108).
Ребенок должен расположить картинки в правильном порядке, как развивались события.
Далее приводятся ряды фигурок в квадратиках.
Расположите картинни по порядку Как развивается растение?
Игра «Что лишнее»
Ребенку предлагается рассмотреть приведенные ниже картинки и определить, что на них лишнее, сопоставив картинки по одному определяющему признаку.
Необходимо вычеркнуть тот рисунок, который отличается от четырех остальных, не подходит к ним.
Можно предлагать детям это задание на время. Кто сделает это задание быстрее и с минимальным числом ошибок, тот и выиграл.
Развитие мышления предполагает формирование таких операций, как анализ, синтез, умозаключение и дедукция. Для тренировки указанных способностей используются сложные сюжетно-ролевые игры.
Игра «Поиск сокровищ»
Эта игра требует специальной подготовки. Выбирается «сокровище» и определяется место его хранения. Затем составляется карта поиска сокровища, причем она имеет несколько этапов, преодоление которых необходимо, чтобы осуществлять поиски дальше. Например, на первом этапе необходимо решить ребус, чтобы определить дальнейшее направление поиска. На втором этапе необходимо «пройти по горной дороге». На третьем – найти дополнительную карту и по ней разыскать ключ от «сундука с сокровищами». Вариантов игры может быть много. Еще лучше, когда играет не один ребенок, а несколько и их можно разделить на две команды. Тогда одна команда может подготовить «план маршрута» для другой, и наоборот. Играть в «поиск сокровищ» можно дома и на улице. Для большей наглядности мы приводим здесь возможный сценарий игры в квартире.
В качестве «сокровищ» можно использовать любую мелкую игрушку или что-то более «материальное», например, коробочку конфет или несколько монеток. Это «сокровище» в маленькой коробочке прячем в укромное место в квартире. Рисуем следующую карту. (Очертания ее можно перевести на бумагу, а ориентиры расположить в соответствии с конкретными условиями.)
На карте указаны основные зоны квартиры: прихожая, спальня, кухня, гостиная . В каждой зоне основные ориентиры: стол, кресло, диван, шкаф и т. д.
Поиск начинается с пункта 1. Затем по стрелочке в указанном направлении. В пункте 2 должен разгадать ребус, для того, чтобы определить, по какой стрелочке двигаться дальше.
Если игрок разгадал ребус, то он попадает на наиболее выгодный маршрут, если нет, то идет по любой стрелочке. Попадая в какую-либо точку, игрок выполняет то задание, которое предлагается в этом месте. Возможны следующие маршруты движения:
1 – 2–5 – 10–11 – 12 (сокровище);
1 – 2–4 – 6–8 – 5 – 10–11 – 12 (сокровище);
1 – 2–3 – 6–7 – 8–9 – 5 – 10–11 – 12 (сокровище).
Каждому пункту движения соответствуют следующие задания.
Пункт 3.Игрок должен пройти по «горной дороге». Для этого на полу необходимо расставить кегли, кубики или просто разложить несколько листов бумаги с узкими «проходами». Игрок должен внимательно рассмотреть расположение предметов, запомнить их и затем пройти между ними с завязанными глазами. Каждый «сбой» приносит одно штрафное очко.
Пункт 4.Игрок перед «разрушенным мостом» – его нужно «достроить». Игроку предлагается дорисовать недостающую фигуру в предлагаемом рисунке. Для этого дается 3 минуты. Каждая лишняя минута дает один штрафной балл.
Пункт 5.Нужно «перебраться через пропасть, держась руками за веревку». В данном пункте игроку предлагается перенести мячик (или апельсин) в пункт 10. Использовать для этого руки и зубы запрещается. Мячик необходимо зажать под подбородком, а руки поднять вверх в «замке», будто держишься за веревку, и таким образом доставить «груз» на место.
Пункт 6.«Завал» на дороге. Его необходимо «расчистить». Игрок решает задачи со спичками.
Ему предлагаются три задачи разной трудности: простая, средняя и сложная. Он может выбрать любую. Однако здесь имеются свои правила.
Если игрок решает простую задачу, то идет на цифру 7, самый длинный маршрут. Если решает среднюю задачу, то на цифру 5, а если самую сложную – 10, практически к финишу игры. Но!
Если он не решит простую задачу, то получит одно штрафное очко, если не решит среднюю задачу – два очка, если не решит сложную – три очка.