Конспекты игр и практических занятий для детей младшей группы
Дидактические игры
КОНСПЕКТ 23. ИГРА «СИЛА ВООБРАЖЕНИЯ»
Цели: развивающая, познавательная, воспитательная.
Задачи: развитие абстрактного мышления, воображения, координации движений; воспитание взаимовыручки и поддержки.
Игровой материал и наглядные пособия: отсутствуют.
Форма работы: групповая.
Форма занятия: игровая в сочетании с беседой.
Описание и приемы проведения игры. Воспитатель просит детей представить, что они находятся в каком-нибудь замке и им надо пройти через преграды (например, на их пути разные ворота -низкие или высокие). Если взрослый говорит, что ворота высокие, то дети идут прямо, не сгибаясь; а если это маленькие воротца, то малышам надо наклониться. Игру можно усложнить: ввести разные оттенки - где-то проползти, где-то перепрыгнуть, а где-то и взобраться на представляемую ими гору и т. д. Задания надо подбирать так, чтобы дети могли узнать друга в беде, уметь самому прийти на помощь, быть бескорыстными в любой ситуации. Таким образом, игра является практической деятельностью ребенка и направлена на освоение, познание окружающего его мира.
КОНСПЕКТ 24. ИГРА «ДЕГУСТАТОРЫ»
Цели: обучающая, познавательная.
Задачи: упражнение детей в определении вкуса овощей и фруктов (сладкий, соленый, горький, кислый); активизация речи детей; развитие памяти, сосредоточенности; обучение гигиеническим навыкам.
Игровой материал и наглядные пособия: поднос, вилки, овощи и фрукты, знакомые детям, целиком и порезанные на кусочки; бумажные салфетки.
Форма работы: групповая или индивидуальная. Форма занятия: игровая.
Описание и приемы проведения игры. Детям поочередно закрывают глаза, чтобы не могли подглядывать и не торопились с ответом, пока не разжуют. Тому, кто ошибается, дают возможность попробовать на вкус другой овощ.
На столе у воспитателя на подносе лежат огурец (свежий и соленый), капуста, морковь, редис, свекла; груша, яблоко, слива. На другом подносе эти фрукты и овощи разрезаны на небольшие кусочки из расчета на каждого ребенка. Здесь же лежат бумажные салфетки. Воспитатель с подносом обходит всех играющих. К кому подойдет, тому предлагает закрыть глаза, кладет на салфетку один кусочек овоща или фрукта и просит взять этот кусочек в рот. Тот, не открывая глаз, отгадывает по вкусу и запаху название овоща или фрукта. Затем, развязав повязку, находит овощ или фрукт на столе. И так воспитатель ходит до тех пор, пока все дети не будут вовлечены в игру.
Советы воспитателю
Организуя игру, следует помнить о гигиенических требованиях: нельзя с одной вилки давать всем детям для пробы овощи или фрукты, использованные салфетки надо класть на отдельный поднос. В игре могут участвовать как все дети, так и небольшие подгруппы.
КОНСПЕКТ 25. ИГРА «ЖИВОЕ ДОМИНО»
Цели: обучающая, воспитательная, познавательная.
Задачи: развитие внимания, формирование знаний и различений цветов, обогащение словарного запаса, закрепление быстроты реакции на слово.
Игровой материал и наглядные пособия: ленты разных цветов - красного, синего, желтого, зеленого.
Форма работы: групповая.
Форма занятия: игровая, подвижная.
Описание и приемы проведения игры. До игры воспитатель повязывает на руке каждого ребенка ленту. Цвет ленты повторяется, чтобы дети могли находить «свой» и образовывать пары. Воспитатель дает возможность детям посмотреть на нее, потрогать, выяснить, как малыши различают цвета. «У тебя, Катя, какого цвета ленточка ? А У тебя, Саша? У кого одинаковые ленточки? Поднимите их вверх», - так воспитатель подводит маленьких детей к пониманию правил игры. Затем продолжает: «Дети, сейчас мы поиграем. Вы будете бегать по комнате, кто куда хочет. А когда я скажу: «Найди себе пару!» - вы будете искать того, у кого такая же ленточка. Побежали, побежали все по комнате».
Воспитатель поет песенку или хлопает в ладоши, подбадривая детей. Дети бегают по комнате, пока не услышат нужные слова. Дети ищут ленточки одного цвета на руках товарищей и становятся в пары. «Дети, посмотрите на свои ленточки! - говорит воспитатель. - Никто не ошибся? Все правильно отыскали себе пару? Нина, у тебя какого цвета ленточка? А у Пети? Ау Марины с Сережей? Молодцы, ребята! Все правильно смогли подобрать себе пару по цвету!»
Правила игры.
1. Дети становятся в пару только с тем, у кого на руке лента такого же цвета.
2. В пары можно становиться после бега врассыпную, когда воспитатель произнесет: «Найди свою пару!»
Советы воспитателю
Игру можно закончить пляской или хороводом. Точно так же можно провести игру, где дети должны находить парную фигуру: квадрат, кружок, треугольник. В этом случае фигуры должны быть одного цвета, чтобы признак предмета или его форма были отчетливо видны на картинке. В процессе этой игры дети должны усвоить слова: «одинаковые», «разные», «пара».
КОНСПЕКТ 26. ИГРА «КОМУ ЧТО НУЖНО ДЛЯ РАБОТЫ»
Цели: познавательная, развивающая, воспитательная.
Задачи: знакомство детей с профессиями, орудиями труда взрослых, закрепление знаний о том, что людям помогают в работе разные вещи; воспитание интереса к труду взрослых, желания самим трудиться.
Игровой материал и наглядные пособия: лото с изображениями разных профессий или просто картинки.
Форма работы: групповая или индивидуальная.
Описание и приемы проведения игры. Игра проводится по типу «лото». На больших картах изображены повар, врач, шофер, строитель, а на маленьких - предметы, необходимые в работе. Воспитатель уточняет знания детей о профессиях и орудиях их труда и еще раз напоминает правила игры: закрывать клеточки на большой карте только теми картинками, которые соответствуют ее сюжету (работа шофера, повара, врача, строителя).
Если дети не играли в эту игру, то им следует разъяснить. Берут одну большую карту и рассматривают ее. Затем подбирают к ней соответствующие картинки (например, повару - кастрюлю, половники, мясорубку, чайник, дуршлаг). Педагог помогает вопросами тем, кто затрудняется: «Какие предметы нужны врачу?», «Поищи все предметы, какие нужны строителю».
Советы воспитателю
Игру целесообразно проводить после наблюдения за работой людей разных профессий, обращая внимание на орудия их труда. По мере ознакомления детей с трудом взрослых добавляют картинки с изображением строителя, почтальона, продавца, портнихи и т. д.
КОНСПЕКТ 27. ЗАНЯТИЕ «В КАКОЕ ВРЕМЯ ГОДА БЫВАЕТ...»
Цели: развивающая, познавательная, воспитательная.
Задачи: развитие связной речи детей, внимания, находчивости; закрепление знаний детей о временах года, их характерных признаках.
Игровой материал и наглядные пособия: несколько картинок с изображением разных времен года, для каждого времени года 2-3 картинки. Например, могут быть изображены зимний пейзаж, зимние забавы, труд детей зимой: они расчищают дорожки, кормят птиц. Имитация циферблата с большой стрелкой, которая крутится.
Форма работы: групповая или индивидуальная.
Форма занятия: игровая в сочетании с беседой.
Описание и приемы проведения игры. Дети сидят за столом, на котором лежит циферблат. У воспитателя в руках картинки. Воспитатель объясняет правила игры: «Дети, мы сегодня будем играть так: посмотрите, у меня в руках много картинок. Я их вам пока не покажу, и вы их не показывайте друг другу, когда я вам их раздам. Мы будем отгадывать, что нарисовано на картинке. Видите, на столе лежит стрелка. Тот, на кого она укажет, расскажет нам, что нарисовано на его картинке, а потом стрелка укажет на того, кто должен отгадать. Будьте все внимательны».
Затем воспитатель раздает всем по картинке и начинает вращать елку по кругу. Тот, на кого указала стрелка, внимательно рассматривает свою картинку и затем рассказывает о ее содержании.
«А сейчас стрелка нам укажет на того, кто отгадает, о каком времени года рассказал нам Максим», - произносит педагог. После ответа первый играющий показывает свою картинку, дети убеждаются в том, что ответ был правильным (или наоборот). Игра продолжается, пока дети не расскажут обо всех картинках.
Советы воспитателю
Вариантом этой игры могут быть чтение воспитателем отрывков из художественных произведений о сезонных природных явлениях и поиск картинок с соответствующим содержанием. Такую игру можно проводить после того, как у ребят накопятся знания о характерных признаках времен года, о труде и забавах детей.
КОНСПЕКТ 28. ЗАНЯТИЕ «ПОСТИРАЕМ И ПОГЛАДИМ КУКЛЕ ПЛАТЬЕ»
Цели: обучающая, воспитательная.
Задачи: развитие представления о действиях и предметах, необходимых для стирки, повторение названий одежды, белья; стимулирование интереса к труду взрослых и к стремлению всегда им помогать.
Игровой материал и наглядные пособия: мыло, таз, вода, гладильная доска, утюг.
Форма работы: групповая. Форма занятия: трудовая.
Описание и приемы проведения игры. Занятие проводится с 3-4 детьми. Они усаживаются около небольшого стола, на котором воспитатель будет показывать трудовые действия. Она говорит, что у большой куклы запачкались платье, маечка, носочки, надо все выстирать, чтобы кукла была чисто одета. Приносит в комнату таз с теплой водой и начинает стирать, приговаривая: «Возьму мыло (намыливает так, чтобы образовалась пена) и выстираю платье. А это что? И маечку постираем, и носочки - все будет чистое». Потом наливает в таз теплой воды и полощет белье. Дети встают и подходят к тазу по очереди, по 2 ребенка, полощут. «Вот теперь все чистое! Повесим на веревку, посушим», - говорит воспитатель. Воспитатель еще раз показывает предметы и просит их назвать. Затем все вместе вешают белье.
Следом проводится показ глажки детского белья. Можно обратиться к детям с такими словами: «Помните, дети, мы нашей кукле Юле выстирали белье: платье, маечку, носочки. Все стало у нее чистое, но мятое, некрасивое, надо его погладить, чтобы было красиво». Затем воспитатель берет утюг, показывает его детям и называет, чтобы они запомнили слово «утюг». Затем гладит этим утюгом, приговаривая: «Какое стало платье гладенькое, красивое! И маечка, и носочки». Когда все поглажено, воспитатель уносит утюг. А потом продолжает разговор с детьми: «Мы все погладили белье для куклы Юли. А как мы это делали?» Воспитатель делает движения рукой, имитирующее глаженье, и предлагает повторить это движение детям. Через несколько дней детям для игры дают лоскутки, тазик, вешают веревку, раздают пластмассовые утюжки. Дети начинают повторять действия воспитателя.
Советы воспитателю
Когда взрослые участвуют в игре вместе с детьми, это доставляет малышам большую радость, активизирует их действия. Воспитатель всегда старается следить за физическим состоянием детей: если они слишком возбуждаются, то игру надо сменить на более спокойную. После игры целесообразно похвалить очень активных детей, подчеркнуть, что они были ловкими, хорошо прятались, соблюдали правила игры. Очень важно в течение года заниматься повторением игры, что сказывается на ее усвоении. Новые игры можно проводить с малышами 2-3 дня подряд, затем следует повторить дней через 5. Чтобы повторные игры не утомляли детей, их надо совершенствовать, менять месторасположение, делать замену игрушек, тем самым повышается интерес детей к игре.
Подвижные игры
КОНСПЕКТ 29. ЗАНЯТИЕ «РИТМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ»
Цели: адаптационная, воспитательная, развивающая.
Задачи: усовершенствование чувства ритма, выработка умения концентрировать внимание и выполнять ритмические упражнения как по одному, так и вместе, развитие координации движений, формирование положительных навыков поведения.
Форма работы: групповая или индивидуальная.
Форма занятия: беседа с элементами игры.
Игровой материал и наглядные пособия: музыкальный центр, фортепиано.
Описание и приемы проведения игры. Воспитатель строит детей в шеренгу или расставляет по кругу, сам встает так, чтобы его было хорошо видно. Затем он говорит: «Сейчас мы будем играть в игры. Первая игра - «Кто громче всех умеет хлопать?», вторая игра - «Кто громче всех умеет топать?», третья - «Кто быстрее всех повторит движения?»
Далее педагог показывает детям (ребенку) простейшие ритмические упражнения, которые они повторяют. Сначала детям (ребенку) предлагается громко похлопать в ладоши. Затем воспитатель демонстрирует простой ритмический рисунок с помощью хлопков и предлагает его повторить. На этом первый этап игры заканчивается.
Начинается второй этап. Детям (ребенку) предлагается сильно потопать, после чего взрослый демонстрирует ритмический рисунок, который выстукивается ногами.
На третьем этапе детям (ребенку) предлагается громко и произвольно похлопать и потопать. После выполнения демонстрируется простой ритмический рисунок, который одновременно отхлопыва-ется и оттопывается, и предлагается его повторить.
И, наконец, на фортепиано играются простые ритмические рисунки, которые должны повторить дети или один ребенок.
Советы воспитателю
При групповой работе следует учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Если один ребенок быстро запоминает упражнения, а у другого не развито чувство ритма, не следует акцентировать на этом внимания. Можно развивать необходимые навыки у этого малыша на индивидуальных занятиях.
КОНСПЕКТ 30. ИГРА «САМОЛЕТИКИ»
Цели: развивающая, обучающая, воспитательная.
Задачи: привитие навыков слушать стихотворение, понимать его смысл и действовать по сигналу; развитие согласованных действий и координации движений, выносливости.
Игровой материал и наглядные пособия: мел.
Форма работы: групповая.
Форма занятия: игровая.
Описание и приемы проведения игры. Воспитатель говорит, что сейчас все будут играть в самолетики. Затем он предлагает разделиться детям на две группы: одна группа - самолетики, другая - туча. Затем рисует большой круг: это аэродром. После этого он говорит: «Сейчас я буду читать стихотворение, а вы все будете изображать то, о чем там говорится». Дальше произносятся такие слова:
Самолетики летят
И на землю не хотят.
В небе весело несутся,
Но друг с другом не столкнутся.
Самолетики, которых изображают дети, расставив руки в стороны, начинают летать за пределами круга. Воспитатель говорит:
Вдруг летит большая туча,
Стало все темно вокруг.
Самолетики - в свой круг!
При этих словах те, кто изображает тучу, пытаются поймать самолетики. Кто успел залететь на аэродром, тот спасен, кого поймали - становится тучей.
Советы воспитателю
Когда дети освоят эту игру, ведущим может быть кто-то из них. Можно также предложить читать стихи хором.
КОНСПЕКТ 31. ИГРА «СОРОКОНОЖКА»
Цели: адаптационная, развивающая, воспитательная.
Задачи: формирование умения соблюдать выдержку, развитие координации движений, слаженных действий, выносливости и сообразительности.
Игровой материал и наглядные пособия: отсутствуют.
Форма работы: групповая.
Форма занятия: спортивно-игровая.
Описание и приемы проведения игры. Сначала при помощи считалочки выбирается ведущий, или голова сороконожки. Все остальные играющие - туловище сороконожки. Дети встают друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящему. Играющие должны крепко держать друг друга за плечи, чтобы насекомое не разорвалось. Ведущий бежит, увлекая за собой всех участников игры и описывая разнообразные фигуры: по кругу, вокруг деревьев, делая резкие повороты, перепрыгивая через препятствия; водит цепь змейкой, закручивая ее вокруг крайнего игрока, затем ее развивает. Дети должны точно выполнять движения ведущего, поэтому ему не разрешается быстро бегать. Воспитатель должен следить за этим.
Если дети устали, то воспитатель должен сказать: «Сороконожка хочет есть». Все игроки останавливаются и отдыхают. По команде воспитателя: «Сороконожка опять идет!» - игра продолжается.
Советы воспитателю
Играть в сороконожку можно в любое время года на просторной площадке, лужайке, лесной опушке. Чем больше игроков, тем веселее проходит игра. Чтобы она проходила живо, надо учить детей придумывать интересные ситуации. Например, ведущий называет по имени последнего играющего, названный ребенок и стоящий рядом останавливаются, поднимают руки, и ведущий проводит сороконожку в ворота.
КОНСПЕКТ 32. ИГРА «ПОЕЗД»
Цели: обучающая, развивающая, адаптационная, воспитательная.
Задачи: обучение детей действиям по команде воспитателя, внимательному слушанию слов воспитателя; развитие координации движений, ловкости, гибкости, внимания; формирование умения действовать в команде.
Игровой материал и наглядные пособия: отсутствуют.
Форма работы: групповая.
Форма занятия: спортивная игра.
Описание и приемы проведения игры. Игру можно проводить на площадке или в помещении. Дети становятся в колонну по одной стороне зала или площадки на улице. Первый, стоящий в колонне, - паровоз, остальные - вагоны. Воспитатель дает гудок, и дети начинают двигаться вперед без сцепления: вначале медленно, затем быстрее и, наконец, переходят на бег (при медленном движении дети могут произносить: «Чух-чух-чух»). «Поезд подъезжает к станции», - говорит воспитатель. Все постепенно замедляют шаг и останавливаются. «Пойдем на лужок собирать цветы», - командует воспитатель. Дети свободно ходят по площадке. Воспитатель снова дает гудок, и движение поезда возобновляется - надо быстро снова выстроиться в колонну. Тот, кто не успел, остается в депо.
КОНСПЕКТ 33. ИГРА «КРУГОВАЯ ЛАПТА»
Цели: познавательная, развивающая, адаптационная.
Задачи: знакомство детей с народными играми, развитие внимания, выносливости, физической силы, смекалки.
Игровой материал и наглядные пособия: мел, мяч.
Описание и приемы проведения игры. Перед прогулкой воспитатель рассказывает малышам о том, что такое лапта и как в нее играть. Затем во время прогулки начинается игра в круговую лапту.
На земле воспитатель чертит круг - это город. Дети делятся на Две равные группы: игроки одной идут в город, а другой - остаются в поле. Полевые игроки - водящие.
Они с мячом отходят от города, и один из них прячет его. Затем игроки возвращаются к городу, держа руки кто за спиной, кт0 в карманах, кто под рубашкой, чтобы нельзя было догадаться, у кого мяч. Все они бегают вокруг города и приговаривают: «Я кого-то ударю, я кого-то ожгу!» или: «Жигало, Жигало!» Тот, у кого мяч, ждет удобного момента, чтобы осалить одного из играющих города. Если он бросил мяч и промахнулся, играющие города кричат: «Сгорел сгорел!», - и он выходит из игры. Если удар удачный, то полевые игроки разбегаются, запятнанный берет мяч и бросает его в убегающих. Ему нужно отыграться, запятнать одного из полевых игроков, чтобы игроки города остались на месте. Если он не отыгрывается, играющие меняются местами. Полевые игроки вновь прячут мяч. Советы воспитателю Если эта игра кажется трудной для ребят, то надо упростить задания. Можно разбить ее на несколько этапов, или пусть воспитатель объясняет действия и подсказывает.