Конструкты типа «похожесть на человека X»
Решетка дает возможность использовать «людей» как в качестве элементов, так и в качестве конструктов. Элементы можно оценить или проранжировать в соответствии с их степенью сходства, например, с матерью по характеру. А можно использовать «мать» как один из элементов, которые нужно проранжировать по определенным конструктам. При составлении решеток часто и довольно небезуспешно используют конкретных лиц в качестве конструктов, но здесь есть свои проблемы. В главе 8 (с. 168) можно найти описание некоторых известных нам исследований в этой области, а также обсуждение проблем, связанных с применением конструктов такого рода.
Комментарий
Существуют определенные правила работы с элементами и конструктами, которые необходимо учиты вать при составлении любой решетки. В ходе разработ ки новых методов и форм обязательно возникают новые проблемы, которые можно успешно разрешить, если обратиться за советом к теории. Если же этого не происходит, то исследователь может оказаться в тупике. В известном смысле это уже случилось. Существу ет ряд психологов, полагающих, что элементы — это только элементы, а конструкты — это только конструкты и ничего больше. Есть исследователи, чересчур увлекающиеся измерением когнитивной сложности,1 — тут дело дошло до того, что предложено столько мер, не имеющих под собой никакой теоретической основы, что никто уже не знает, что именно они измеряют (см. главу 4).
1 Когнитивная сложность — операциональный показатель, позво ляющнй оценить количество параметров, которое человек може! одновременно учитывать при восприятии и оценке событий.— Прим
pet).
Глава 3
РЕПЕРТУАРНЫЕ ТЕСТЫ, ИСПОЛЬЗУЮЩИЕСЯ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
И все-таки мы можем увидеть то, что стоит за словами. В этом нам поможет контекст. Например, важно знать, использует ли клиент слово <• нежный» только по отношению к лицам противоположного пола. Применяет ли он слово «сочувствующий» только по отношению к членам своей семьи или только по отношению к людям, которых считает «близкими»? Ответы на подобные вопросы дадут нам возможность понять сложный узор терминологии клиента и особенности его взглядов на мир. А этого не найти ни в одном словаре.
Дж. Келли (102, 267)
Репертуарный тест ролевых конструктов в форме решетки
Цель этой длинной и временами, может быть, скучной главы — познакомить вас и помочь справиться со сложностями, возникающими при разработке решеток. Репертуарная решетка (такая, какой мы знаем ее в настоящее время) есть производная репертуарного теста ролевых конструктов (РТРК), разработанного Келли для «познания того, что стоит за словами». Во второй главе мы уже знакомили вас с этим тестом, правда только в свете задачи выявления конструктов человека.
Теперь мы коснемся основных положений методологии Келли, предложенной им для обоснования математического описания личного психологического пространства человека. Основное предположение Келли было следующим: математические зависимости между суждениями человека отражают психологические процессы, лежащие в основе этих суждений.
Существует множество разновидностей конкретных форм репертуарного теста ролевых конструктов. Некоторые из них мы рассмотрим подробно. Однако сначала мы опишем тот тип решетки, который предложил Келли.
Таблица 1. Бланк для Репертуарного теста ролевых конструктов Келли (102, 270) | ||||||||||||||||||||||||||
О | о | о | я | 3 4 5 в'.' 8 3 '0 И 12 13 14 15 16 17 53 19 20 21 22 | ||||||||||||||||||||||
о | о | о | о | Ма | ||||||||||||||||||||||
о | о | о | о | От | ||||||||||||||||||||||
о | о | о | о | Бр | ||||||||||||||||||||||
о | о | о | о | Се | ||||||||||||||||||||||
О | о | о | о | о | Су | |||||||||||||||||||||
О | о | о | о | БП | ||||||||||||||||||||||
о | о | о | Др | |||||||||||||||||||||||
о | о | о | БД | |||||||||||||||||||||||
мж | Ми | |||||||||||||||||||||||||
мж | Вр | |||||||||||||||||||||||||
мж | Со | |||||||||||||||||||||||||
о | о | о | о | мж | НЛ | |||||||||||||||||||||
о | о | о | мж | жч | ||||||||||||||||||||||
о | о | о | мж | чн | ||||||||||||||||||||||
о | о | мж | ич | |||||||||||||||||||||||
о | о | о | мж | +V | ||||||||||||||||||||||
о | о | о | мж | -у | ||||||||||||||||||||||
о | о | о | мж | На | ||||||||||||||||||||||
О | о | мж | УЧ | |||||||||||||||||||||||
о | о | о | мж | СЧ | ||||||||||||||||||||||
о | о | о | мж | нч | ||||||||||||||||||||||
Имя Дата КОНСТРУКТ КОНТРАСТ | ||||||||||||||||||||||||||
Репертуар ролей Первое, что должен сделать человек, заполняющий эту форму решетки,— подставить имена своих знакомых в ролевой список, приведенный в табл. 2. Испытуемого инструктируют следующим образом: «Начиная с самого себя, напишите имена всех описанных мною лиц. Затем запишите их имена в соответствующие графы. Если вы не можете вспомнить имя данного человека, напишите его фамилию или что-нибудь такое, что позволит вам сразу его вспомнить» (Келли, 102, 272). |
Таблица 2, Список персонажей для Репертуарного теста ролевых конструктов Келли (102, 270) (к Таблице 1.)