IV. Коллективная работа по редактированию сочинений.
Учитель выбирает несколько отрывков сочинений с наиболее типичными ошибками. Учащиеся должны найти ошибки, определить их тип, предложить варианты исправления.
Работа проводится в следующей последовательности:
· исправление ошибок в содержании;
· исправление ошибок в построении сочинения;
· исправление речевых ошибок.
V. Исправление орфографических и пунктуационных ошибок.
Работа проводится по необходимости в зависимости от уровня класса и по факту допущенных (множественных) ошибок. Возможна организация дифференцированной работы над ошибками. Детям, допустившим ошибки определенного типа, предлагается выполнить те или иные задания.
VI. Индивидуальная работа по совершенствованию текста.
VII. Итог урока.
Чтение отредактированных текстов.
Урок 165
Перелистаем учебник
Цель: закрепить знания об имени существительном.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение изученного.
1. Постановка задач урока.
– Вот и подходит к концу изучение русского языка в начальной школе. Вы многому научились и многое узнали.
– Посмотрите оглавление учебника. В течение всего учебного года основное внимание мы уделяли… (Частям речи.)
– С какими частями речи мы работали? О каких услышали впервые?
– Предлагаю вспомнить все то, что вам теперь известно о каждой части речи.
Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам.
– О какой части речи пойдет разговор на уроке?
– Что вы знаете об имени существительном?
2. Работа со схемой.
– Рассмотрите схему. В ней «собраны» ваши знания об имени существительном.
– По каким группам они распределены?
1) Постоянные признаки.
2) Непостоянные признаки.
3) Орфограммы.
4) Состав.
5) Роль в предложении.
6) Особенности.
– Расскажите о составляющих в каждой группе.
– Почему между собой соединены 3-я и 4-я группы? (Орфограммы есть и в приставках, и в суффиксах, и в окончаниях.)
– Какие орфограммы не указаны в схеме? (С ь, ъ.)
– Какие знания об имени существительном вы получили в 4 классе?
3. Три склонения имен существительных.
а) Заполните таблицу лишь в тех клетках, которые дадут ответ на вопрос: какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?
б) Сгруппируйте пары слов в соответствии с шифром. Для этого определите смысловую связь внутри каждого из шифров. Подберите к ним из левого столбика другие пары слов с такой же смысловой связью. Составленные группы запишите. Определите склонения существительных.
Исходный материал | Шифр |
холод – жара | школа – учитель |
лес – степь | озеро – река |
ложь – правда | трусость – храбрость |
лес – тигр | |
трамвай – автобус | |
море – корабль | |
яблоко – вишня | |
голод – сытость | |
стакан – вода | |
дуб – береза |
4. Изменение существительных по падежам.
– Зачем нам знания о трех типах склонения?
– Где мы их применяем?
– Как определить безударное окончание имени существительного?
а) Продолжите начатые ряды до 4–5 слов, подбирая их по трем признакам одновременно.
Признаки подбора слов определите самостоятельно.
К тропинке, к росинк., …
В погоду, в собаку, …
Для поломк., для посылк., …
– По каким признакам вы подбирали слова?
– Как определяли окончание?
Массаж для пальцев
Дети соединяют поочередно мизинцы, потом безымянные и т. д. до больших пальцев под счет:
Раз, два, три, четыре, пять.
Дети хлопают в ладоши.
Вышли пальцы погулять.
Поочередный массаж пальцев от основания к ногтю по внешней стороне.
Массаж правого большого пальца.
Этот пальчик самый сильный.
Массаж левого большого пальца.
Самый толстый и большой.
Массаж правого указательного пальца.
Этот пальчик для того…
Массаж левого указательного пальца.
Чтоб показывать его.
Массаж правого среднего пальца.
Этот пальчик самый длинный…
Массаж левого среднего пальца.
И стоит он в середине.
Массаж правого безымянного пальца.
Этот пальчик безымянный…
Массаж левого безымянного пальца.
Избалованный он самый.
Массаж правого мизинца.
А мизинчик хоть и мал…
Массаж левого мизинца.
Очень ловок и удал!
Интенсивно растереть кисти и встряхнуть ими.
б) Определите окончания имен существительных, запишите существительные в нужной форме.
Сидели на (береза, осина, сирень, тополь).
Лежали в (травка, кровать, банка, сундук).
Сидели без (тетрадка, книга, портфель).
Гуляли по (аллея, деревня, площадь).
Напомнил о (морковь, пустыня, капель, прогулка).
III. Самостоятельная работа.
– Запишите текст, решая орфографические задачи, определите склонение и падеж всех существительных в тексте.
– Выберите такой порядок записи предложений, чтобы получился связный рассказ.
3. Он ползал по л.дон. и осв.щал на кож. все морщинки и буг.рки.
2. Мы поймали .дного.
1. В.чером у л.сной тр.пинк. мы увид.ли св.тлячков.
4. Мы с.брали в к.робку неск.лько св.тлячков и пос.дили их на листья с.рен..
6. В теплые летние дни вдоль тр.пинк. мног. по.вля.тся св.тлячков.
5. Всю ноч? на с.рен. под нашими окнами г.рели, п.р.л.вались з.леные .гоньки.
– Прочитайте получившийся рассказ. Как его можно озаглавить?
– Объясните правописание орфограмм на месте пропусков.
– В каких падежах употреблены имена существительные?
IV. Итог урока.
Урок 166
Перелистаем учебник
Цель: закрепить и обобщить знания об имени прилагательном.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение изученного.
1. Определение задач урока.
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
– Какая часть речи так о себе «говорит»?
– Что считаете необходимым повторить из большой темы «Имя прилагательное»?
2. Обобщение, заполнение схемы.
– Что общего имеет имя прилагательное с именем существительным? Чем различаются?
– Дополните «лучики» схемы:
– Расскажите об орфографических задачах, которые могут встретиться:
в приставке _______
корне _______
суффиксе _______
окончании _______
у имени прилагательного и о способах их решения.
– С какой частью речи «дружит» прилагательное?
– В чем заключается «их дружба»?
3. Игра «Разминка».
– Значение прилагательных в речи очень велико.
– А в союзе с существительным их значение увеличивается.
деревянный голос –
деревянная походка –
железная воля –
железная дисциплина –
железное здоровье –
золотое время –
золотые руки –
– Повторяются прилагательные? А их значения?
– Подберите синоним к каждому случаю, определите род имен прилагательных.
– В каком случае род вы определить не смогли? Почему?
– А у существительного в этом случае род определить можно?
4. Игра «Грамматическая эстафета».
– Как определить род имени прилагательного?
На доске – 3 столбика сочетаний прилагательных с существительными:
красн. мак | стар. платье | весел. игра |
зимн. стужа | син. платок | бел. облако |
нов. пальто | зелен. трава | зимн. холод |
мягк. мох | свеж. мясо | красив. книга |
летн. время | громк. музыка | тих. ветерок |
темн. туча | стар. дуб | спел. яблоко |
Дети выходят по очереди к доске, вписывают по одному пропущенному окончанию. Побеждает та команда, которая правильно и в то же время быстрее других выполнит задание.
5. Запись под диктовку.
– Как определить падеж имени прилагательного?
– Определите падеж имени прилагательного.
– Объясните правописание безударного окончания.
В синем море, со старшим братом, за дальним полем, в зимнюю стужу, на солнечной полянке, по родной сторонке, на высоком дереве, в начальную школу, в соседнем доме, с маленьким котенком, из дальнего села.
– Какое словосочетание можно назвать лишним? По какому признаку? (С ударным окончанием прилагательного.)
Сейчас чуть-чуть мы отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
В ладоши мы похлопаем,
Ножками потопаем,
Вверху помашем ручками,
Внизу помашем тоже,
Тихонько сядут Коли,
И Пети, и Сережи.
Теперь тихонько сели
Все остальные дети.
6. Составьте и запишите 4 предложения так, чтобы одно и то же имя прилагательное стояло:
а) в м. р., р. п.;
б) ж. р., в. п.;
в) ср. р., д. п.;
г) м. р., т. п.
Окончания имен прилагательных должны быть безударными.
III. Самостоятельная работа.
– Напишите предложения, ориентируясь на порядок, указанный в таблице. Решите орфографические задачи.
– К составленному тексту придумайте название и концовку.
Ели мы обязаны скр.пичн. музыкой.
Изготавливают из м.гуч. ели отличн. доски, мебель.
Бумагу част. делают из ств.лов др.в.сины.
Это дер.во д.ет п.вуч. др.в.сину.
Это х.рош. сырье для приг.т.вления витаминн. настоя.
Елов. хвоя в шесть раз б.гаче некоторыми витаминами, чем .пельсин и л.мон.
Номер предложения | Падеж имени прилагательного | |||||
И. п. | Р. п. | Д. п. | В. п. | Т. п. | П. п. | |
– | – | – | – | – | ||
– | – | – | – | |||
– | – | – | – | – | ||
– | – | – | – | – | ||
– | – | – | – | – | ||
– | – | – | – |
– Как вы озаглавили текст?
– Как закончили его?
IV. Итог урока.
– Кто доволен своей работой на уроке?
Урок 167
Перелистаем учебник
Цель: обобщить и закрепить знания о глаголе.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение изученного.
1. Определение задач урока.
Кружил,
изводил,
мучил,
летал,
пикировал,
кусался,
звенел,
зудел,
усмехался,
злобствовал.
– О ком идет речь? (О комаре.)
– Из каких частей речи состоит загадка?
– Много новых, серьезных тем мы изучили в этом году о глаголе. Этот урок мы посвятим ему. Какую задачу перед собой поставим?
– Что, на ваш взгляд, вызывает затруднение при написании глаголов?
– Что, считаете, нужно повторить?
2. Проверка знаний правил.
Игра «Счастливый случай».
Оговаривается время на ответы (например 30 секунд).
Желающий ученик выходит к доске и берет по одной карточке с вопросом о глаголе, следующую карточку берет лишь тогда, когда даст полный ответ на предыдущий вопрос. Если ответ не дан, карточка остается в игре.
Выигрывают те учащиеся, которые смогли дать правильные ответы на большее число вопросов за определенное время.
Примерный перечень вопросов
1. Что обозначает глагол?
2. На какие вопросы отвечают глаголы?
3. Какого вида бывают глаголы?
4. На какие вопросы отвечают глаголы совершенного вида?
5. На какие вопросы отвечают глаголы несовершенного вида?
6. Как изменяются глаголы настоящего времени?
7. Как изменяются глаголы будущего времени?
8. Как изменяются глаголы прошедшего времени?
9. Что такое неопределенная форма глагола?
10. У каких глаголов пишется суффикс ?
11. Как определить суффикс перед суффиксом ?
12. Как называется изменение глаголов по лицам и числам?
13. Как определить лицо глагола?
14. Как с глаголами пишется частица не?
15. С какими частями речи глагол связан в предложении?
16. Какие глаголы относятся к I спряжению?
17. Какие глаголы относятся ко II спряжению?
18. Какие окончания у глаголов I спряжения?
19. Какие окончания у глаголов II спряжения?
20. Какие глаголы-исключения относятся ко II спряжению?
21. Какие глаголы-исключения относятся к I спряжению?
22. В какой форме стоит глагол «задержит»? И т. д.
3. Игра «Сосчитай-ка».
Учитель читает стихотворение, детям нужно сосчитать, сколько глаголов прошедшего времени в стихотворении.
Я шел зимою вдоль болота
В галошах, в шляпе и в очках.
Вдруг по реке пронесся кто-то
На металлических крючках.
Я побежал скорее к речке.
А он бегом пустился в лес.
К ногам приделал две дощечки,
Присел, подпрыгнул и исчез.
Д. Хармс
4. Какие орфограммы встречаются у глаголов прошедшего времени? (Суффикс перед и родовые окончания, которые отличают их от других глаголов.)
а) Игра «Что они делали?».
На доске записаны слова в три столбика. Надо объяснить правописание окончаний.
фонарь свети. | лампа свети. | солнце свети. |
дерево стоя. | сосна стоя. | столб стоя. |
лодка плы. | человек плы. | бревно плыл. |
отец говори. | мать говори. | радио говори. |
вода кипел. | суп кипе. | варенье кипе. |
яблоко зре. | груша зре. | огурец зре. |
б) Правописание суффикса перед .
– Запишите глаголы в прошедшем времени. Укажите суффиксы.
Посыплет, просит, обидит, накрахмалит, растают, лелеем, ударите, исправишь, построит, повесит, услышим, пролает, ненавидишь, падает, веет, разрушите, накачает, рыщет, слушает.
(Глаголы диктует учитель.)
Вот задача для ребяток:
Как нам сосчитать десяток?
Один, два, три,
Ты за ними посмотри –
Идут четыре, пять и шесть –
Их нам надо быстро счесть.
Дальше будет семь и восемь.
К ним и девять мы подбросим.
Единицу лишь прибавим,
И десяток вмиг составим.
(Ведущий показывает упражнения, класс повторяет.)
5. – Какие трудности возникают при написании глаголов настоящего и будущего времени с безударными окончаниями?
– Перечислите все глаголы-исключения.
а) Работа по карточкам.
– Соедините глаголы с окончанием.
б) Работа с пословицами.
– Употребите глаголы в форме 2-го лица, ед. числа.
Не догон. и конем, коль опозда. одним днем.
Как постел., так и высп.ся.
На большое позар.ся, малое упуст.
Задним умом дела не поправ.
За краюшкой погон.ся – каравай потеря..
– Как вы понимаете смысл пословиц?
– Какие орфографические задачи вы решили? Как?
6. Правописание Тся, ться.
– Что можете сказать об этих словах?
улыбну [ца] улыба [ца] улыбае [ца]
– Какая орфографическая задача перед вами стоит?
– Определите форму глаголов.
– Во всех ли случаях это возможно сделать? Почему?
«Засели дом».
У детей на столах карточка вида:
– Вам нужно заселить дом: в первом подъезде будут «жить» глаголы 3 л. ед. ч., во втором – неопределенной формы.
Проверка. Учащиеся называют глаголы, доказывая правильность их написания.
– Какая еще орфограмма встретилась у «жителей первого подъезда»?
III. Итог урока.
– Что о глаголе мы сегодня повторили?
Урок 168
Перелистаем учебник
Цель: обобщить и закрепить знания о местоимении, числительном и наречии.
Ход урока
I. Организационный момент.