III. Знакомство с новым речевым жанром.
1. Какие жанры речи вы уже знаете?
– Исправьте ошибки в названиях жанров:
письменный (письмо)
записочный (записка)
инструкция
загадка
этюд
дневниковые записки (записи)
– К какому жанру отнесете текст, начинающийся так:
– Когда люди обращаются к этому жанру?
– Какие особенности этого жанра вы помните?
2. Упражнение 159.
– Прочитайте отрывок из рассказа.
– Вы узнали рассказ? Кто его автор?
– От какого лица ведется рассказ?
– Что случилось с ребятами? Двумя предложениями ответьте на этот вопрос.
– От какого лица вы строили ответ?
– Что нужно изменить в тексте, чтобы рассказ велся от третьего лица?
– Внесите изменения в текст.
3. – Прочитайте продолжение рассказа в упражнении 160.
– Вы знаете, как называются такие «записки», которые развесили ребята?
– Почему по указанному адресу стало приходить много людей?
4. Знакомство с сообщением авторов.
– Прочитайте, что хотели сообщить вам авторы о новом речевом жанре (с. 72).
Подтянитесь на носочках
Столько раз,
Ровно столько, сколько пальцев
На руке у вас.
5. Рассмотрите рисунок.
– Помогите Мишке и его другу исправить объявление, дополните его необходимыми сведениями.
– В этом вам помогут вопросы:
где? когда? какой чемодан нашли?
где? у кого? когда его можно получить?
– Сведения, которых недостает, придумайте сами, но не пишите ничего лишнего.
– Запишите получившееся объявление в тетрадь.
– Прочитайте, какие объявления у вас получились.
(Дети выбирают лучшее, обосновывая свое решение.)
6. – Вам знакомы герои книги Е. Велтистова «Миллион и один день каникул»?
– Прочитайте объявление и найдите в нем просьбу-запрет.
– Попробуйте перестроить это объявление.
– Вначале сформулируйте просьбу-запрет, а затем поместите подпись.
– Запишите получившееся объявление.
– Какие орфограммы встретились в объявлении?
7. Прочитайте отрывок из хорошо известной вам сказки «Приключения Чиполлино» Дж. Родари и найдите в нем объявления.
(Текст, заранее подготовленный, должен быть на каждой парте, в 1 экземпляре.)
Замок графинь Вишен стоял на вершине холма. Его окружал огромный парк. У ворот парка висело объявление, на одной стороне которого было написано: «Вход воспрещен», а на другой – «Выход воспрещен».
Вишенка гулял по парку один-одинешенек. Он осторожно ходил по ровным дорожкам, все время думая о том, как бы не наступить ненароком на клумбу и не растоптать грядки. Его наставник, синьор Петрушка, развесил по всему парку объявления, в которых было указано, что Вишенке разрешается и что запрещается. Так, у бассейна с золотыми рыбками висела надпись: «Запрещается Вишенке окунать руки в воду!»
Было тут и другое объявление: «Запрещается разговаривать с рыбами!».
В самой середине цветущей клумбы красовалась надпись: «Запрещается трогать цветы! Нарушитель будет оставлен без сладкого».
– Какие объявления вы нашли в отрывке?
– Какие слова помогают понять, что это объявления-запреты?
– Хорошо ли жить человеку среди объявлений-запретов?
– Подумайте, когда они действительно нужны, а когда нет.
IV. Итог урока.
– С каким речевым жанром мы познакомились?
– Какие правила при составлении объявления должны соблюдаться?
Домашнее задание: упражнение 163.
Урок 44
Пишем объявления
Цель: обучить составлению и написанию объявлений.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Какими необходимыми фактами вы дополнили объявление?
– Что необычного в строении слова длинношерстный? Объясните его правописание.
– Как вы объясните постановку гласной в слове вознаграждение?
III. Работа по теме урока.
1. Упражнение 164.
– Прочитайте задание учебника.
– Что за записку написали ребята? Как она называется?
– Какие бы вы внесли в текст записки дополнения?
– Почему, на ваш взгляд, они нужны?
– Составьте и запишите более полное объявление с просьбой.
2. – Еще одно объявление поместил В. Бианки в свою книгу «Лесная газета». Прочитайте его в тетради-задачнике (упр. 165).
– Объясните правописание букв на месте пропусков.
– Это серьезное объявление?
– А если такое объявление с просьбой не беспокоить зверей во время зимней спячки напишем мы?
– Что в тексте объявления нужно изменить?
– Напишите новое объявление, с той же просьбой, но от лица людей.
3. – Найдите недостатки в объявлении крокодила Гены из книги Э. Успенского (упр. 166).
– Какие части речи использовал крокодил Гена в своем объявлении?
– Что можете сказать о подчеркнутом в тексте слове?
– Запишите его начальную форму.
– Что можете сказать о его изменении?
4. Работа в парах.
– Вы, конечно, помните, что в городе, где жил Гена, было много людей и зверей, которые хотели бы иметь друзей. И крокодил Гена с Чебурашкой и девочкой Галей решили: всем, кому нужен друг, помочь. Прочитайте, как они это сделали.
На следующий день работа закипела. Гена сидел за столом и как главный специалист по объявлениям писал:
Открывается дом дружбы.
Каждый, кто хочет иметь друга,
пусть приходит к нам.
Чебурашка брал эти объявления и выбегал на улицу. Он наклеивал их везде, где можно и где нельзя. На стенах домов, на заборах и даже на проходивших мимо лошадях.
– Все ли в объявлении Гены понятно?
– Исправьте это объявление, чтобы к Гене и Чебурашке могли прийти друзья.
– Это объявление дано в повести-сказке. А как вы думаете: если у человека в самом деле нет друзей, поможет ли объявление найти их?
– Что бы вы сделали, чтобы обрести друзей?
На лужайке поутру
Мы затеяли игру.
Ты – ромашка, я – вьюнок.
Становитесь к нам в венок.
Раз, два, три, четыре,
Раздвигайте круг пошире.
– В отрывке из повести-сказки Э. Успенского сказано про Чебурашку: «Он наклеивал их (объявления) везде, где можно и где нельзя».
– Скажите, где можно, а где нельзя помещать объявления в школе, на улице?
5. Упражнение 167.
– Прочитайте объявления, которые ребята увидели у себя в школах.
– Чем объявления похожи? Чем они различаются?
– Какие недостатки есть и в одном и в другом объявлении?
– Какое объявление привлекло ваше внимание больше?
– Улучшите его и в исправленном виде запишите в тетрадь.
– Чем вы дополните объявление?
6. – А вот небольшое объявление из сказки Ю. Олеши «Три толстяка».
Учитель танцев Раздватрис. Учу не только танцам, но вообще красоте, изяществу, легкости, вежливости и поэтическому взгляду на жизнь. Плата за десять танцев вперед. |
– Что особенного вы заметили в этом объявлении?
– Можно ли по этому объявлению представить героя книги – учителя танцев?
– Каким вы его представляете?
– Составьте объявление, которое мог повесить настоящий учитель танцев.
– Запишите его в тетрадь.
(Дети зачитывают получившиеся объявления, обсуждают правильность их формулировки согласно правилам написания, выбирают лучшее.)
IV. Итог урока.
– Какие требования к написанию объявлений вы знаете?
Домашнее задание: составить объявление с использованием слов из словаря, записать объявления на листках.
Урок 45
Пишем объявления
Цель: обучить составлению и написанию объявлений.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Те объявления, которые дети написали дома, прикрепляются к доске.
Учащиеся знакомятся с текстами некоторых объявлений (по выбору учителя), находят в них достоинства и недостатки, корректируют.
III. Работа по теме урока.
1. Игра «Горе-наборщик».
Известно, объявления
Нужны нам для того,
Чтоб знало население,
Читая объявления:
Что? Где? Когда? (и) Почему?
Зачем? И для кого?
«Нужна детсаду прачка,
Звоните в детский сад».
«Потеряна собачка
По кличке Мармелад».
«Сдается дача летняя
С козой и гаражом».
«В театре будет лекция
Про жизнь за рубежом».
«Нужна телега с лошадью
И грузчики на склад».
«Меняется жилплощадь:
Москва на Ленинград».
«Учитель учит пению
И рисованию».
И «Требуется няня
В хорошую семью».
Наборщик в типографии
Вдруг выронил набор…
Смешались в объявлениях
Слова и предложения,
И в этих «Где», «Когда?», «Зачем?».
Произошел сыр-бор.
«Нужна детсаду прачка
С телегою на склад».
«Меняется учитель:
Москва на Ленинград».
«Сдается дача летняя
И грузчик с гаражом».
«В театре будет лекция:
Коза за рубежом».
«Собачка учит пению
И рисованию».
И «Требуется лошадь
В хорошую семью».
Смеялось население,
Читая объявления,
А кто смеяться не умел,
Пришел в недоумение.
Э. Успенский
– Вам было смешно при чтении стихотворения?
– А на какие главные вопросы отвечают объявления?
– О чем люди могут писать в объявлениях?
– Наборщик типографии, о котором мы только что прочитали, еще раз уронил набор и все перепутал. Получилась какая-то каша из объявлений.
– Помогите наборщику разобраться в этой путанице: составьте правильные объявления.
(Работа в парах.)
1) Пропали шкаф и стол.
2) Продаются уроки физики и математики с верандой.
3) Даю полдачи.
4) Сдаются болонки Кэт и Мэри в хорошем состоянии.
– Если вам трудно составить объявления, прочитайте вопросы, они помогут разобраться, что к чему.
(Вопросы записаны на доске.)
1) Кто пропал?
2) Что может продаваться в хорошем состоянии?
3) Что может сдаваться (с верандой)?
– А теперь из оставшихся слов составьте четвертое объявление.
– Могут ли желающие разрешить свои проблемы по этим объявлениям?
– Почему?
– Что необходимо обязательно указать? (Адрес или телефон человека, обращающегося с просьбой или предложением.)
2. Упражнение 169.
– Выберите один предмет из предложенных на рисунке. Представьте, что вы его потеряли.
– Составьте и запишите объявление о пропаже.
– На какие вопросы вы будете опираться?
3. Упражнение 170. Работа в группах.
– Составьте шуточное объявление о встречах, прогулках, развлечениях, которые вы могли бы предложить своим товарищам во время школьных каникул.
(После составления выбирается лучшее.)
4. Знаете ли вы, что объявления могут быть не только письменными, но и устными?
– Подумайте, где можно услышать такие объявления?
– Осторожно! Двери закрываются! Следующая станция «Динамо».
– Граждане пассажиры! Не стойте на эскалаторе! Проходите с левой стороны!
– Вспомните, какие еще устные объявления произносит водитель автобуса.
5. Прочитайте отрывок из сказки Я. Акима «Девочка и лев». Найдите в отрывке устное объявление.
– О чем оно?
– Кто его произносит и как?
6. – А вот еще одно необычное устное объявление – из книги
С. Покровской «Не буду просить прощения».
– Слушайте! Слушайте! Слушайте!
Передаем экстренное сообщение!
Человек поссорился с мамой!..
Эта беда случилась в нашем городе.
И теперь в наш город пришли Великие Холода!
Граждане, берегите носы, уши и пальцы!
Плотнее закрывайте двери и форточки.
Внимание! Внимание!
В наш город пришли Великие Холода!
– Почему это объявление необычное?
– Как говорящий привлекает внимание слушателей?
– Каким тоном надо произносить текст?
– Громко или тихо?
– О чем сообщается в этом объявлении?
– Какой совет дается гражданам города?
– Вам захотелось узнать, что будет дальше?
– Для этого вам нужно будет прочитать эту книгу.
7. Работа в парах.
– Составьте два устных объявления для школьного радио о том, что завтра в школе состоится воскресник.
Пусть в одном объявлении будет только сообщение о воскреснике, то есть оно должно быть составлено в деловом стиле; а другое пусть содержит не только сообщение о воскреснике, но и призыв к действию.
(Объявления заслушиваются.)
IV. Итог урока.
– О каком жанре речи вы еще узнали?
– Когда им пользуются люди?
– Каким требованиям должен отвечать текст?
– Ответом на какие вопросы обычно бывают сообщаемые сведения?
Урок 46
Что ты знаешь об именах существительных
Цель: повторить сведения об именах существительных, повторить системы падежей и способов их определения, познакомить с понятием «склонение».
Ход урока
I. Организационный момент.