II. Сообщение результатов работы.

III. Анализ передачи содержания текста.

1. К какому жанру мы отнесли текст? (Рассказ.)

– Что характерно для этого жанра?

– От какого лица был дан текст?

– От какого лица писали вы? Что для этого изменяли?

– У всех ли это получилось? Исправьте карандашом в своих работах ошибку.

На доске записан текст.

– Какие слова нужно заменить, чтобы повествование велось от 3-го лица?

Я тихо шел по лесу. Вдруг я заметил дятла. Дятел уселся на стволе старого дерева. Дятел звонко стал долбить сухую кору. Далеко был слышен стук дятла. Возле дятла вертятся шустрые синицы. Они подбирают жучков, червячков. Всем помогает дятел.

– Что для этого нам нужно знать? (Имя рассказчика.)

– Придумайте любое имя. Замените местоимения.

2. Другого редактирования текст не требует? (Требует, много повторов слова.)

– Как исправить эту речевую ошибку?

– Какие слова помогут избежать повторов?

– Продолжите ряд.

Дятел, ... , ... , ... , ... , ... .

– Замените в тексте слово дятел другими там, где это необходимо.

– Посмотрите в свои работы. Если есть повторы, карандашом исправьте.

3. Употребление наиболее подходящих слов.

– Выберите из предложенных наиболее подходящие по смыслу слова.

Гроза (стихла, замолчала, затихла, успокоилась).

Шаровая молния (висела в воздухе, неподвижно стояла).

Красивый шар (медленно поплыл, двинулся, пошел в сторону).

Миша услышал (звук, шелест, шипение) пара.

Молния (упала, отправилась, ушла) в землю.

– Прочитайте написанное вами изложение.

– Определите, есть ли неточность в употреблении слов. Исправьте карандашом.

IV. Анализ орфографических ошибок.

1. Правописание безударных гласных.

а) Как проверить безударную гласную в корне слова?

– Подберите и запишите по 3 слова с безударной гласной
в корне.

II. Сообщение результатов работы. - student2.ru

б) Выпишите из своего текста слова с безударными гласными, в которых допущена ошибка, подберите проверочное слово.

II. Сообщение результатов работы. - student2.ru

Раз, два – вперед нагнуться!

Три, четыре – быстрей чуть-чуть!

Приподняться, подтянуться,

Глубоко потом вздохнуть.

2. Правописание парных согласных.

– Как проверить парную согласную в слабой позиции?

а) Придумайте и запишите слова, которые заканчивались бы:

на -тка, -зка, -бка, -пка, -вка, -дка, -шка, -жка, -тка, -ска.

б) Объясните выбор букв.

Голо (в, ф) ка, ни (з, с) кое, тра (в, ф) ка, лег (г, к) ая, пичу (ж, ш) ка, ши (ш, ж) ка, Сере (ж, ш) ка, крова (т, д) ка, де (д, т) ский, похо (д, т) ка, ука (з, с) ка, весну (ш, ж) ки.

в) Выпишите из своего текста слова с парной согласной, в которых допущена ошибка, подберите проверочные.

3. Правописание приставок и предлогов.

а) Объясните правописание.

(В) летел (в) него, (о) чистил (от) шелухи, (на) крыл, (на) стол, (в) любился (в) тебя, (по) ехал (по) побережью, (с) двинул (с) места, (про) тер (до) дыр, (за) ехал (за) мной, (по) ставил (под) ножку.

б) Исправьте в своих работах.

4. Правописание наречий.

а) неподвижно

совсем

неожидано

медленно

вокруг

потом

– К какой части речи относятся эти слова?

– Докажите.

– Объясните, что вы знаете о правописании каждого из этих слов.

б) Сделайте исправления в своих работах.

5. Правописание удвоенных согласных.

а) Назовите слова, в которых пишутся две одинаковых согласных.

– Какое слово с этой орфограммой вам встретилось в изложении? (Жужжание.)

б) Пропишите это слово на строке несколько раз.

6. Исправление индивидуальных ошибок.

(Если необходимо, учитель помогает определить, на какое правило допущена ошибка и как ее исправить.)

IV. Итог урока.

Домашнее задание: записать исправленные и отредактированные тексты изложения (кому нужно).

Урок 40
Проверяем себя

Цель: формировать умения применять полученные знания орфографии на письме.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа по теме урока.

1. Упражнение 153 (тетрадь-задачник).

а) Перед вами диктант, написанный одним учеником.

– Прочитайте, исправьте допущенные ошибки.

– Сколько ошибок вы нашли? (7.)

– На какие орфограммы ученик допустил ошибки?

1) Безударные гласные, проверяемые ударением:

II. Сообщение результатов работы. - student2.ru

2) Безударные гласные, не проверяемые ударением: капуста.

3) Парные согласные в слабой позиции: репка.

4) Не с глаголами: не оставили.

5) Тся у глаголов: остаётся.

– Во многих словах ученик оставил «окошки». Давайте попробуем разобраться, правописание каких орфограмм он не знает.

– Какие слова с «окошками» мы отнесем к первой группе?

II. Сообщение результатов работы. - student2.ru

– Назовите слова, в которых ученик затруднился в написании суффикса. II. Сообщение результатов работы. - student2.ru

– Как определить, какой суффикс пишется в глаголах прошедшего времени перед суффиксом II. Сообщение результатов работы. - student2.ru

– Что можете сказать о правописании окончания в слове огурц_?

– Что бы вы порекомендовали такому ученику?

б) – Я выписала несколько слов из текста. Попробуйте определить, к какой части речи каждое из них относится.

II. Сообщение результатов работы. - student2.ru

(Задание написано на карточке, дети соединяют слова с названиями части речи.)

– Какие служебные части речи вы определили?

– Какие самостоятельные?

в) – Определите в тексте падеж имен существительных.

– Как вы будете это делать?

(«По цепочке» дети находят существительные, затем слова, от которых они зависят, ставят вопрос и определяют падеж.)

2. Работа со словосочетаниями.

– Какого вида могут быть словосочетания с существительными? (Сущ. + прил.; сущ. + глаг.; сущ. + сущ.)

– Приведите примеры каждого вида словосочетаний.

Игра «Составь словосочетания».

(Для каждого ряда записан столбик имен существительных.)

кусок конец начало
середина верхушка воротник
рукав глоток стакан
килограмм мешок пучок
ведро горсть щепотка
пачка ложка литр
банка бутылка угол
листок обложка крышка
ручка ветка корень
берег листья тарелка

– Составьте словосочетания всех видов, подставляя нужные слова.

– Может ли вам понадобиться изменение слова? В каких случаях?

(После выполнения задания дети зачитывают получившиеся словосочетания.)

– Обозначьте в словосочетаниях все встретившиеся орфограммы. Кто их больше найдет?

II. Сообщение результатов работы. - student2.ru

Дети с палками идут,

Ровно палки все несут,

Раз, два, три, четыре!

Палки дружно положили,

Стали бегать и скакать,

Ну, довольно, палки взять!

3. Упражнение 154. Работа в парах.

– Составьте словосочетания.

– Сколько членов может быть в одном словосочетании?

– Если нужно, используйте предлоги.

(Учащиеся выполняют задание.)

– Какие орфографические задачи вы решали?

– В каких случаях при составлении словосочетаний использовали предлоги?

– Определите в этих словосочетаниях падеж имен существительных.

– Какие неизменяемые слова вам встретились?

– Что знаете об их правописании?

– Можно ли из слов последней группы составить вопросительное предложение?

– Какой член предложения необходимо добавить?

– Запишите предложение, дайте ему характеристику.

– В чем отличие предложений и словосочетаний?

4. Правописание наречий.

а) Выпишите из строк С. Маршака наречия.

Колеса, колеса,

Послушный народ,

Берете вы дружно

Любой поворот –

Направо, налево,

И прямо, и вкось, –

Куда повернется

Колесная ось.

– На какие группы относительно правописания можно разделить эти наречия?

– От каких еще приставок зависит правописание наречий?

II. Сообщение результатов работы. - student2.ru

б) Напишите ответы, используя наречия на -о.

I вариант.

Работает честно, на совесть.

Приблизительно.

Осмотрительно.

Необдуманно, непредусмотрительно.

II вариант.

Синоним слова осмотрительно, с опаской.

Все как один (о решении).

Нарочно, преднамеренно.

Не скрываясь, не таясь.

III. Итог урока.

– Что мы повторили сегодня на уроке?

Домашнее задание: упражнение 151.

Урок 41
Проверяем себя

Цель: формировать умения применять полученные знания на письме.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания. Работа в парах.

– Прочитайте внимательно слова, которые написал ваш сосед по парте (учащиеся обмениваются тетрадями).

– Продиктуйте друг другу по очереди слова из своей тетради.

– Проверьте выполненную работу по словарю.

– На полях карандашом поставьте отметку за работу.

III. Работа по теме урока.

1. Комментированное письмо.

(При письме объясняют все орфограммы.)

Я вышел из автобуса и повернул налево. Прошел прямо и остановился. Слева был новый поворот. Повернуть или нет? Я повернул. Но направо шли две узкие тропинки. По какой идти?

– Найдите в тексте словосочетания с наречиями, выпишите их.

– От какого слова в этих словосочетаниях зависит наречие?

– Выпишите словосочетания с прилагательными.

– К каким словам относятся прилагательные?

2. Составление словосочетаний и предложений (упражнение 155).

– В чем разница между словосочетанием и предложением?

– Может ли предложение состоять из двух слов?

– Как называются такие предложения?

– Прочитайте слова каждой предложенной группы и найдите те, из которых можно составить нераспространенные предложения.

– Форму каких слов необходимо изменить?

– Запишите предложения, употребляя глаголы в прошедшем времени.

– Из слов каждой группы составьте словосочетания, изменяя слова, добавляя предлоги.

– Запишите словосочетания, определите падеж имен существительных.

– Можно слова каждой группы записать так, чтобы получилось распространенное предложение? Запишите два предложения, подчеркните главные члены, обозначьте части речи.

3. Спишите текст, решая орфографические задачи.

Последн. обл.ко растаял. в н.бесн. синеве. Галечн. отмель делил. реку на две протоки. У берега т.мнел. омуток. (На) его поверхности непрерывн. возникал. небольш. воронки. Они ун.сил.сь стремительным бегом в.ды. (У) в.ршины омута л.жал. больш. валун. В.да тр.п.тал. (на) его мокр. плечах, как туго натянут. серебрян. шарф.

– Как вы определяли окончание у глаголов прошедшего времени? От чего оно зависит?

– Как определяли окончания у прилагательных?

– На какие знания опирались, раскрывая скобки?

– Сколько слов с безударной гласной в корне вы проверили?

– Встретились ли вам слова с непроверяемыми написаниями?

– Подчеркните во всех предложениях главные члены (с комментированием).

– Найдите в тексте слова, подходящие по составу к схемам.

II. Сообщение результатов работы. - student2.ru

II. Сообщение результатов работы. - student2.ru

Раз, два – назад прогнуться,

Не сгибать колен ничуть.

Раз, два, три, четыре,

Взмах руками, ноги шире!

4. Разбор слов по составу.

Зеленый, позолота, ловец, быстро, игривый, полезли, прибежать, зеркальными, ловушка, мировая, лететь, парник, низина, новизна, носовых, стрелять.

5. Тренировочный диктант.

а) В этот день у меня было плохое настроение. Я решил рано лечь спать, но долго не засыпал. Потом я уснул, но спал плохо. Ночью я проснулся. Была полночь. Вдруг я все понял. Я глупо поссорился с дядей. Я должен с ним помириться. Дружбу надо беречь!

б) В написании каких слов вы затруднились?

– Назовите слова, в которых звуков меньше, чем букв. (Лечь, день, спать, полночь, поссорился, помириться, беречь.)

– Объясните, почему при произношении в каждом слове звуков меньше, чем букв.

– Слово ночью можем отнести к этой же группе слов? Почему?

– Выполните звукобуквенный разбор слов: ночью, лечь.

в) Подчеркните в тексте наречия.

– Объясните там, где необходимо, их правописание.

– Назовите словосочетания, в которые они входят.

г) Укажите падеж над всеми именами существительными.

д) Найдите пары однокоренных слов, покажите в них корень. (Плохое – плохо; ночью – полночь.)

IV. Итог урока.

– Какие виды работ на уроке вызвали затруднения?

– На правописание каких орфограмм в течение урока вы допустили ошибки?

Домашнее задание: упражнение 156.

Урок 42
Контрольная работа за I четверть

Цель: проверить орфографические и грамматические умения.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Диктант.

Небо часто покрывалось низкими осенними облаками. Мимо неслись стаи перелетных птиц. Болота уже покрывались ледком. Поэтому болотные птицы улетели первыми. Начали готовиться к отлету лебеди, гуси, утки. Старые и бывалые птицы учили молодых. Каждое утро молодежь делала большие прогулки. Она укрепляла крылья для полета. Сколько было крика, веселья и радости! Одна Серая Шейка была в стороне. Ей нужно было мириться с судьбой.

III. Грамматические задания.

1. Указать части речи и подчеркнуть главные члены.

I вариант – в первом предложении;

II вариант – во втором предложении.

2. Выпишите из текста два словосочетания так, чтобы в первом зависимое слово было наречием, а во втором – именем существительным.

3. Покажите состав слова.

I вариант – перелетных, готовила;

II вариант – покрывали, болотные.

4. Выполнить звукобуквенный анализ.

I вариант – ледком;

II вариант – низкими.

IV. Итог урока.

Урок 43
Работа над ошибками. Пишем объявления

Цель: развивать умения исправлять ошибки, допущенные в работе; ознакомить с особенностями объявления как речевого жанра.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа над ошибками.

1. Сообщение общих результатов.

2. Подготовка учащихся к самостоятельной работе над ошибками.

– Какие корневые орфограммы встретились в диктанте?

– Как проверить написание слов, содержащих орфограмму в корне?

– Расскажите, как определить окончание у глагола прошедшего времени и у имен прилагательных.

– Какие правила написания суффиксов вы знаете?

– Какие правила написания приставок вы знаете?

3. Самостоятельная работа над ошибками.

– Определите, в какой части слова вы допустили ошибку.

– Объясните правописание.

4. Работа над ошибками, допущенными в грамматическом задании.

а) Какие слова называются главными членами предложения?

– Как найти главные члены предложения?

– Проверьте правильность выполнения вами задания. Если задание выполнено неверно, выпишите предложение заново и подчеркните главные члены.

б) Что называется словосочетанием?

– Выпишите из текста словосочетания с именем существительным, глаголом, наречием.

– Обозначьте в них зависимость II. Сообщение результатов работы. - student2.ru укажите вопрос.

в) Выполните разбор слов по составу заново, если вы допустили ошибку, подберите еще по одному слову для того же состава.

г) Звукобуквенный анализ проверьте по готовому образцу.

Наши рекомендации