II. Сообщение темы урока и постановка учебной задачи.
– Сегодня вы будете учиться исправлять ошибки, допущенные в сочинении.
– Почему это важно?
– Особое внимание мы уделим построению текста, содержанию каждой части.
III. Сообщение общих результатов работы. Обсуждение сочинений.
Учитель кратко говорит о результатах: что его порадовало, каковы типичные недочеты.
По предложению учителя или по собственному желанию некоторые учащиеся читают свои сочинения. Весь класс принимает участие в обсуждении.
План обсуждения написан на доске:
1. Что особенно привлекает в сочинении?
2. Соответствует сочинение картине (теме)?
3. Полнота передачи содержания картины.
4. Оценка содержания вводной части, основной и заключения.
5. Как связать между собой части?
6. Правильность построения предложений.
7. Точность употребления слов в тексте.
8. Правильность написания слов.
Учащиеся обмениваются тетрадями и работают вдвоем или маленькими группами.
IV. Индивидуальная работа над ошибками под руководством учителя.
Учащиеся совершенствуют свой текст, учитывая пометки учителя на полях и замечания своих товарищей, и переписывают его частично (некоторые – полностью).
V. Итог урока.
Учащиеся зачитывают отредактированные сочинения, выбирают наиболее понравившиеся.
Урок 33
Учимся правильной речи
Цель: обучить правильному построению словосочетаний со связью управление.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Работа по теме урока.
1. Упражнение 122.
– Прочитайте стихотворение.
– Что вы заметили?
– Выпишите словосочетания со словом пальто, покажите его подчинение главному и обозначьте падеж.
– Вы знаете, как в русском языке называются такие слова?
– Это несклоняемые существительные, которые имеют для всех падежей одну и ту же форму, то есть не меняют окончание.
Сказка о несклоняемых существительных
Собрались как-то несклоняемые существительные в гостях у слова мадмуазель.
Хозяйка заставила снять в прихожей пальто и кашне, кашпо с алоэ убрала с окошка и опустила жалюзи, чтобы с авеню никто не заглядывал в комнату. Меню состояло из кольраби, филе, суфле, желе, кофе и какао. Шимпанзе играл на пианино, колибри и какаду пели, фламинго выделывал ногами разные па. Остальные гости составляли жюри. Они хлопали в ладоши и восклицали: «Чудесно! Прямо как в кино!».
Вдруг владелица ателье сообщила, что многие ее знакомые слова переехали в Россию и там отлично прижились. В русском языке их прекрасно приняли и теперь считают своими.
«Может быть, рискнуть и нам? Отправимся в турне?»
Тут как раз по радио передали, что партия эскимо вылетает в Россию.
Наши слова выбежали на шоссе, поймали такси, потом ехали на метро и успели как раз вовремя: на табло появились сведения об отправке самолета.
Полет был долгим, слова пачками ели эскимо, замерзли так, что даже шевельнуться уже не могли, совсем заледенели и стали неподвижны. Наконец самолет выпустил шасси и приземлился.
Слова выгрузили и поставили на землю. Надо сказать, что русские слова встретили их очень хорошо и оставили жить в русском языке.
Но замерзшие слова так и не растаяли и остались на всю жизнь в той форме, в которой замерзли. С тех пор они по падежам не склоняются.
– Какие неизменяемые существительные вы услышали в сказке?
– Откуда же появились такие слова? (Это слова из иностранных языков.)
– Какие же в стихотворении «Пальто» встретились еще зависимые имена существительные?
– Выпишите словосочетания, укажите падеж.
– В каких падежах слова не встретились?
– Поставьте в них слова рукав и пальто и запишите в словосочетании с глаголами.
– В каком падеже не обойтись без предлога?
2. Упражнение 123.
– Прочитайте сообщение о глаголах одеть и надеть на с. 55.
– Когда употребляется глагол надеть, а когда – глагол одеть?
– Соберите грамотно фрагменты предложений.
– Какую орфографическую задачу вам необходимо решить?
– Объясните правильное употребление глаголов.
– Образование фраз начинайте со второго столбика.
(На доске – показ стрелками.)
Надеть (что?) сапоги; одеть братишку в пальто, надеть на себя пиджак, надеть на сестру варежки.
3. Упражнение 124 (самостоятельно по заданию учебника).
4. Работа в парах (упражнение 125).
– Прочитайте задание.
– Как будете действовать?
(Дети выполняют задание.)
– Какие формы существительных вы записали?
– По каким вопросам вы определяли падеж?
– Как называются вторые вопросы? Для чего они служат?
Раз, два – стоит ракета.
Три, четыре – самолет.
Раз, два – хлопок в ладоши,
А потом на каждый счет.
Раз, два, три, четыре –
Руки выше, плечи шире.
Раз, два, три, четыре –
И на месте походили.
5. Упражнение 126.
– Запишите словосочетания без вопросов, укажите падеж имен существительных, выделите окончание у имен существительных.
– Познакомьтесь с сообщением (с. 56) о правильном употреблении предлогов.
(Учащиеся записывают словосочетания в тетрадях, один ученик работает на закрытой доске.)
– Какой частью речи выражены главные слова в словосочетаниях?
– Как называется эта связь?
– Какую команду подает глагол существительному?
– Какие предлоги вы употребляли? Почему?
– Проверьте указанные падежи.
6. Упражнение 128.
– Запишите словосочетания сначала в родительном падеже, затем в дательном, потом в винительном падеже.
– Выделите приставки.
(Выполняется «по цепочке» на доске.)
– Объясняйте постановку букв на месте пропусков.
– В каком слове – ловушка?
III. Самостоятельная работа.
1. Запишите текст, выделяя изученные орфограммы.
Не сбивай мухоморы! Мухоморами лечатся лоси и другие животные. У мухоморов бывают очень красивые шляпки. Любуйся ими!
2. Выпишите словосочетания существительное + прилагательное, покажите в нем зависимость слов, укажите, в чем прилагательное согласуется с именем существительным.
3. Покажите состав слов: мухоморы, другие, шляпки.
– Объясните правописание слова сбивай.
– К какой части речи относится последнее слово? Назовите начальную форму.
IV. Итог урока.
Домашнее задание: упражнение 127.
Урок 34
Учимся правильной речи
Цель: обучить правильному построению словосочетаний со связью управление, согласование.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Какие орфографические задачи вы решали в упражнении?
– В каких падежах употреблено существительное мама?
– Как называется такая связь?
– Какое словосочетание нельзя назвать управлением? Почему?
III. Работа по теме урока.
1. Упражнение 129.
– Узнайте о секрете употребления глаголов из сообщения (с. 58).
– При ответе на вопрос куда? какие предлоги вы будете использовать?
– А какие – при ответе на вопрос откуда?
– Составьте словосочетания, грамотно употребляя предлоги.
– Запишите словосочетания парами.
куда? | откуда? |
2. Упражнение 131.
– Составьте предложения из данных слов.
– Окончание глагола будет меняться?
– От чего это зависит? Объясните постановку окончания.
– Какую орфографическую задачу мы решаем в слове шкаф?
– В каком падеже употреблены второстепенные члены предложения?
– Какие предлоги могут быть употреблены в предложениях?
– Какой предлог винительного падежа нельзя включить в предложения? Почему?
– Проверьте подбор предлогов по учебнику (с. 59).
3. Упражнение 132.
– Составьте предложение.
– Надо ли менять порядок слов?
– Найдите в предложении согласование.
– Что значит: имя прилагательное согласуется с именем существительным, от которого зависит?
4. Самостоятельная работа.
1) где? что сделали? какие? что?
2) какая? кто? что сделала? где? что?
3) откуда? что сделал? какой? что?
– Составьте предложения, опираясь на вопросы.
– Выпишите словосочетания из каждого предложения.
– Укажите признаки, в которых прилагательное согласуется с именем существительным.
– Над зависимыми существительными в словосочетаниях укажите падеж.
5. Упражнение 133.
– Запишите предложенное предложение.
– Как вы измените слова, записанные в скобках?
– В форму какого падежа вы их поставили?
– В какой форме употреблен глагол в предложении?
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают
Раз, два, три, четыре,
Полетели, закружились.
6. Игра «Сделай замену».
(На доске записаны фразеологические обороты.)
I вариант | II вариант |
совать нос | дать стрекоча |
клевать носом | выходить из себя |
зарубить на носу | чесать языки |
унести ноги | бить баклуши |
надуть губы | ломать голову |
заговаривать зубы | водить за нос |
– Нужно заменить фразеологический оборот глаголом, близким по смыслу.
– Записать глагол в словосочетании с именем существительным.
– Указать падеж имени существительного.
7. Самостоятельная работа.
– Запишите слова в столбик, допишите к каждому имя прилагательное, указав те признаки, по которым оно подчинилось главному слову.
Картофель, картошка, товарищ, шоссе, улица, цыпленок, растение, здоровье.
(Проверка по готовому образцу.)
8. Кроссворд (обобщение).
1. «Мирное небо» – определите связь в словосочетании.
2. Как называется связь глагола с именем существительным в словосочетании?
3. При связи управление главным членом словосочетания является…
4. Глагол дает имени существительному команду чего?
5. При согласовании зависимым словом является…
6. Предлоги про, через употребляются только в … падеже.
7. Что подсказывает вопрос при согласовании?
8. При согласовании словосочетание обозначает предмет и…
IV. Итог урока.
Домашнее задание: упражнение 134.
Урок 35
Представляем еще одну часть речи
Цель: познакомить учащихся с наречием, с его особенностями как части речи.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Безударные гласные, проверяемые ударением: ____________ .
Парные согласные: _______________ .
Непроизносимые согласные: ______________ .
Окончания в глаголах прошедшего времени: ____________ .
Приставки: ____________ .
– Распределите слова с пропусками букв по месту их расположения в словах. Объясните правописание.
– Какую орфограмму из домашнего задания мы не озвучили?
(ь после шипящих.)
– В каких случаях мягкий знак ставится, а в каких нет?
– В форме каких падежей встретились существительные в тексте? Докажите, называя словосочетания с вопросами.
– Знаете ли вы, к какой части речи относятся выделенные в тексте слова? (Совсем, ярко, неожиданно, весело.)