Понятия прогнозирования. Системный подход к прогнозированию.
Постановка задачи прогнозирования.
Причины возможных изменений прогнозируемого показателя.
Выбор метода прогнозирования.
Значение системного подхода в теоретической деятельности.
Литература
Основная:
1. Башкатова Ю.И. Управленческие решения. Учебное пособие… М.: МЭСИ. 2005. – 184 с.
2. Денисов А.А. Современные проблемы системного анализа: Информационные основы: Учеб. пособие. – СПб.: Изд-во Политех.ун-та, 2005. – 295 с.
3. Качала В.В. Основы теории систем и системного анализа. Учебное пособие для вузов. – М.: Горячая линия-Телеком, 2007. – 216 с.: ил.
4. Макрусев В.В. Основы системного анализа. – М.: РИО РТА, 2006.
5. «Основы теории систем и системного анализа» Учебник. (СПб.: СПбГТУ, 1997, 2-е изд. 1999).
6. Сурмин Ю.П. Теория систем и системный анализ: учебн. пособие. К. : МАУП. 2003. – 368 с.
7. Теория систем и системный анализ в управлении организациями: справочник. Под ред. В.Н. Волковой и А.А. Емельянова. – М.: Финансы и статистика. 2006. – 848 с.
Дополнительная:
8. Бережной Л.Н. Теория оптимального управления экономическими системами (в сфере сервиса). Учеб.пособие. – СПб.: Изд-во СПбГИСЭ, 2001. – 119 с.
9. Брянцева Е.А. Возможности методов социологического исследования качества жизни.//Социально-гуманитарный вестник Юга России. №3. 2010. – с. 96-115.
10. Гаврильчак И.Н. Системный анализ в сфере сервиса: Учеб.пособие. – СПб.: Изд-во СПбГАСЭ, 2004. – 163 с.
11. Хомяков П.М. Системный анализ: Краткий курс/ Под ред. В.П.Прохорова. Изд. 2-е, стереотипное. – М.: КомКнига, 2007. – 216 с.
12. Черноруцкий И.Г. Методы принятия решений. – СПб.: БХВ-Петербург, 2005. – 416 с.: ил.
13. Шистеров И.М. Системный анализ: Учебное пособие. – СПб,: СПбГИЭА, 2000. – 95 с.
МОДУЛЬ II. Научные исследования
Комплексная цель второго модуля – формирование у студентов адекватного понимания природы науки и специфики научных исследований.
Семинар № 11. ПОНЯТИЕ НАУКИ. СУЩНОСТЬ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ (2 часа).
Целью проведения семинарского занятия является: закрепление и углубление знаний, полученных на лекциях; формирование умения анализировать явления науки и научных исследований, выступать перед аудиторией и вести дискуссию по обсуждаемым проблемам.
В ходе проведения семинарского занятия используется такая форма, как: «круглый» стол».
Время проведения: 2 часа.
Вопросы для обсуждения
1. История становления науки
2. Сущность науки и научных исследований.
3. Классификация наук.
4. Основные виды научных исследований.
5. Специфика и этапы проведения научных исследований
Литература
Основная:
1. Воронов В.И., Сидоров В.П. Основы научных исследований. Владивосток, 2011.
2. Золотков В.Д. Основы научных исследований (философско-методологический аспект): учеб. пособие / В.Д. Золотков, Ж.Ю. Бакаева; Саран. кооп. ин-т РУК. Саранск, 2008.
3. Кожухар В.М. Основы научных исследований. М.: Дашков и К, 2010.
4. Скалепов А.Н. Основы научных исследований. М.: Юридический институт МИИТа, 2012.
5. Ильин В.В. Философия науки. - М.- 2003.
Дополнительная:
1. Андреев Г.И., Смирнов С.А., Тихомиров В.А. Основы научной работы и оформление результатов научной деятельности: В помощь написания диссертации и рефератов. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 269 с.
2. Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. - М.: Ось-89, 2002. - 112 с
3. Волков Ю.Г. Диссертация: подготовка, защита, оформление: Практическое пособие / Под ред. Н.И. Загузова. М.: Гардарики, 2001.
4. Бернал Дж. Наука в истории общества. - М.- 1956
5. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. — М.- 1987.
6. Кузнецова Н.И. Наука в ее истории. - М.- 1982.
7. Пуанкаре А. О науке. – М.- 1983.
8. Степин B.C., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. - М.- 1996.
Семинар № 12. СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ (2 часа).
Семинарское занятие в форме круглого стола (дискуссии).
Цель:формирование у обучающегося компетенций ОК-1, ОК-5, ПК-1, ПК-6, ПК-45, ПК-46, ПК-47.
Время проведения: 2 часа.
Доклад: «Генезис, цель и функции науки».
Содоклад: «Научное исследование: понятие, виды».
Вопросы для обсуждения:
1. Наука как система. Отрасли науки. Субъекты и объекты науки.
2. Характерные особенности состояния современной науки в России.
3. Управление в сфере науки в Российской Федерации.
4. Система подготовки научных и научно-педагогических кадров в России. Ученые степени и ученые звания.
5. Научно-исследовательская работа студентов.
Литература
Основная:
1. Воронов В.И., Сидоров В.П. Основы научных исследований. Владивосток, 2011.
2. Золотков В.Д. Основы научных исследований (философско-методологический аспект): учеб. пособие / В.Д. Золотков, Ж.Ю. Бакаева; Саран. кооп. ин-т РУК. Саранск, 2008.
3. Кожухар В.М. Основы научных исследований. М.: Дашков и К, 2010.
4. Скалепов А.Н. Основы научных исследований. М.: Юридический институт МИИТа, 2012.
5. Ильин В.В. Философия науки. - М.- 2003.
Дополнительная:
1. Андреев Г.И., Смирнов С.А., Тихомиров В.А. Основы научной работы и оформление результатов научной деятельности: В помощь написания диссертации и рефератов. – М.: Финансы и статистика, 2003.
– 269 с.
2. Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. - М.: Ось-89, 2002. - 112 с
3. Волков Ю.Г. Диссертация: подготовка, защита, оформление: Практическое пособие / Под ред. Н.И. Загузова. М.: Гардарики, 2001.
4. Бернал Дж. Наука в истории общества. - М.- 1956
5. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. — М.- 1987.
6. Кузнецова Н.И. Наука в ее истории. - М.- 1982.
7. Пуанкаре А. О науке. – М.- 1983.
8. Степин B.C., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. - М.- 1996.
Семинар № 13. ЛОГИКА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (2 часа).
Семинарское занятие в форме круглого стола (дискуссии).
Цель:формирование у обучающегося компетенций ОК-1, ОК-5, ПК-1, ПК-6, ПК-45, ПК-46, ПК-47.
Время проведения: 2 часа.
Доклад: «Логика и мышление. Виды и типы мышления».
Содоклад: «Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение».
Вопросы для обсуждения:
1. Соотношение понятий: категория, закон, закономерность.
2. Категории логики познания: проблема, научная проблема, гипотеза, теория, научная теория.
3. Проблемная ситуация. Генезис проблемы. Алгоритм постановки научной проблемы.
4. Формы научного познания: факт, научные законы, научные принципы, научные концепции, научная картина мира.
Литература
Основная:
1. Баскаков А. Я., Туленков Н. В. Методология научного исследовании. Издательство: МАУП. 2004. - 215 с.
2. Сальникова В.П. Философия и методология познания. Учебник для магистров и аспирантов. Издательство: СПбГУ. 2003. – 350 с.
3. Скалепов А.Н. Основы научных исследований. М.: Юридический институт МИИТа, 2012.
Дополнительная:
1. Огурцов А.Н. Основы научных исследований. Харьков, 2008.
2. Рузавин Г.И. Методология научного исследования: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТ-ДАНА, 1999.
3. Сабитова Р.Г. Основы научных исследований. Владивосток, 2005.
4. Философия и методология науки: Учеб. пособие для студентов/Под ред. В.И. Купцова. – М., 1996.
5. Яшина Л.А. Основы научных исследований. Сыктывкар, 2004.
Семинар № 14. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ (2 часа).
Целью проведения семинарского занятия является: закрепление и углубление знаний, полученных на лекциях; формирование умения анализировать явления науки и научных исследований, выступать перед аудиторией и вести дискуссию по обсуждаемым проблемам.
В ходе проведения семинарского занятия используется такая форма, как: «круглый» стол».
Время проведения: 2 часа.
Вопросы для обсуждения