Аргументация – это приведение доводов с намерением вызвать эмоционально-психологическую поддержку аудитории к выдвинутому положению.
В аргументации различают тезис – утверждение, которое нужно внушить аудитории, и довод (аргумент) – утверждение, предназначенное для поддержки тезиса. Влиять на слушателей или зрителей можно не только с помощью речи и словесно выраженных доводов, но и многими другими способами: жестом, мимикой, наглядными образами.
Степень обоснованности
Полное обоснование | Сравнительно-оценочное обоснование | |
Определение | это приведение достаточных оснований, в силу которых должно быть принято обосновываемое положение. | система убедительных доводов в поддержку того, что лучше принять обосновываемое положение, чем иное, противопоставляемое ему положение. |
Структура | «А должно быть принято в силу С», где А – обосновываемое положение и С – основание обоснования. | «Лучше принять А, чем В, в силу D». |
Пример | «Следует принять, что небо днём в обычных условиях голубое, поскольку в пользу этого говорит непосредственное наблюдение». | «Лучше принять, что днём небо голубое, чем принять, что оно красное, основываясь на положениях физики атмосферы». |
Сравнительно-оценочное обоснование не сводится к полному обоснованию, так как обосновывая, что одно утверждение правдоподобнее чем другое мы ещё не доказываем, что это истинно.
Например, рассуждая о том, что произойдет, если между экраном и точечным источником света поместить непрозрачный диск, представлялось в XVIII веке более очевидным, что на экране образуется сплошной тёмный круг, отбрасываемый диском. Но, О. Френель руководствуясь волновой гипотезой света, предположил и доказал, что в центре должно быть светлое пятно, так как волны способны огибать края диска.
Виды обоснований
Эмпирическое обоснование | Теоретическое обоснование | |
Прямое подтверждение | Косвенное подтверждение | |
непосредственное наблюдение тех явлений, о которых говорится в проверяемом утверждении. | подтверждение в опыте логических следствий обосновываемого положения. | выведение предположения из более общих положений. |
Как доказали что в Солнечной системе за Ураном есть ещё одна планета? На основе изучения возмущений в орбите Урана было теоретически предсказано существование Нептуна и указано место для наблюдения. Астроном Галле, пользуясь расчётами и указаниями Леверье, смог увидеть новую планету – Нептун. | Как открытие Нептуна подтверждает теорию всеобщего тяготения? Под воздействием силы гравитационного притяжения должно происходить изменение в траектории движущихся взаимодействующих тел, что подтверждается возмущениями в орбите Урана. | Является ли скорость необходимой величиной при характеристике равномерного и неравномерного движения? Понятие скорости используется при описании количественной характеристики процесса движения, следовательно, и равномерного и неравномерного. |
Надёжным и универсальным способом подтверждения всех видов обоснования является, после выведения логических следствий, их опытная проверка. Подтверждение следствий оценивается как свидетельство в пользу достоверности обосновываемых положений.
Например, общая теория относительности (ОТО) Эйнштейна позволяет сделать вывод, что не только планеты вращаются вокруг Солнца, но и эллипсы, которые они описывают, должны медленно вращаться вокруг Солнца. Чем ближе планета к Солнцу, тем больше это вращение. Но это вращение для планет столь мало, что его чрезвычайно сложно его установить. Только у Меркурия ещё до появления ОТО было выявлено необъяснимое вращение эллипса орбиты. Так как ОТО не опиралась на данные об орбите Меркурия, то этот факт был интерпретирован в её пользу.
Способы аргументации
Универсальная аргументация | Контекстуальная аргументация |
прямое и косвенное индуктивное подтверждение | Ссылка на интуицию «Это очевидно…», «Я чувствую, что…» |
дедукция тезиса из принятых общих положений | Ссылка на авторитет, традицию, веру «Я постарше вас, поэтому...», «В Библии сказано…», «Эйнштейн говорил, что…» |
проверка тезиса на совместимость с другими принятыми законами и принципами | Ссылка на этику «Безнравственно полагать, что…» |
Апелляция к здравому смыслу, к вкусу «Присутствующие - здравомыслящие люди и согласятся с тем, что...» |
Убедительность аргументации зависит не только от того кто и как выступает, представляя свои аргументы и доказательства, но и от того кто слушает. Доказательство имеет обезличенно-универсального адресата, который оценивает истинность тезисов и правильность формы умозаключения. Аргументация строиться исходя из ожидаемого адресата, на которого будет оказываться эмоционально-психологическое воздействие через апелляцию к его убеждениям.
Задание:
1. Какой приём рассуждения использовал Бесиал Аррэ, доктор Сорбонны, в 1671 году: «Теология учит нас тому, что Солнце было создано для того, чтобы освещать Землю. Однако для того, чтобы освещать дом, нужно перемещать факел, а не сам дом. Следовательно, Солнце движется вокруг Земли, а не Земля вокруг Солнца». В какой аудитории такой способ аргументации будет убедителен и почему? Как можно опровергнуть данный способ рассуждения?
2. Являются ли приведённые ниже умозаключения обоснованными только потому, что посылки и следствия в них являются истинными?
Рыбы живут в воде.
Обезьяны не рыбы.
Следовательно, обезьяны не живут в воде
Сравните аргументы:
Рыбы живут в воде.
Киты не рыбы.
Следовательно, киты не живут в воде
Какие ошибки в доказательстве допущены?
3. Оцените степень обоснованности нижеприведённого рассуждения при постановке диагноза:
Болезнь, вызванная гепатитом В имеет признаки лихорадка, увеличение размера печени, желтый цвет кожных покровов, нарушение билирубинового обмена,
У пациента лихорадка, увеличение размера печени, желтый цвет кожных покровов.
Вероятно, у пациента – нарушение билирубинового обмена и болезнь вызвана гепатитом В.
4. Используя схему дедуктивного рассуждения, объясните - почему при превышении груза происходит разрыв нити:
Для всякого объекта верно, что если он имеет свойство S, то он имеет свойство P.
Данный объект А имеет свойство S
Следовательно, объект А имеет свойство P.
5. Х. Дэви (1778-1829) в «Элементы химической философии» (1812) описал особенности познания в естественных науках. Проанализируйте его размышления: какие методы получения знания он считал базовыми и какой способ рассуждения предпочитал? Вставьте в оставленные пропуски (…….) методы получения знания, которые описал Дэви. Обоснуйте его позицию.
«Нежные зеленые растительные волокна (Conferva rivularis) обитают летом почти во всех ручьях, речках, озерах и прудах, в различных сочетаниях света и тени. Всякий, кто будет их внимательно рассматривать, обнаружит пузырьки газа на тех нитях, которые находятся в тени. Он поймет, что данный эффект связан со светом. Это (……..), но оно не дает информации относительно природы газа. Перевернем стакан с водой над водорослью. Газ начнет собираться в верхней части стакана. Когда стакан будет целиком наполнен газом, его можно, накрыв рукой, перевернуть в обычное положение и внести внутрь горящую свечу. Свеча станет гореть гораздо ярче, чем в обычном воздухе. Это (……..). Если рассуждают о явлениях и ставят вопрос о том, производят ли все пресноводные и морские растения такой газ при таких обстоятельствах, то спрашивающий будет руководствоваться (………). Когда после новых опытов будет установлено, что это имеет место всегда, будет установлена общая научная истина о том, что все водоросли Confervae производят на свету особый газ, который в высшей степени способствует горению, о чем свидетельствуют многочисленные подробные исследования».
[1] Позднее мы подробно рассмотрим понятия, характеризующие познавательную деятельность и её результаты. Уточним сейчас только предварительно смысл понятий «информации», «знание, «истина». Информация – это совокупность сведений, образующих идеальное сообщение, уменьшающее или исключающее неопределённость в выборе одной из нескольких возможных альтернатив. Знание – это информация, носителем которой может выступать коллективный субъект и отдельная личность. Для коллективного субъекта знание это сведения об исследуемом объекте, отношениях, а так же свернутая схема деятельности и общения, полученные в процессе коллективного познания. Для личности знание это сведения, полученные как из коллективного, так и индивидуально опыта, представляющие собой относительно осмысленные убеждения об исследуемых объектах и отношениях, как полагает, истинные и рационально аргументированные. Истина – это категория, позволяющая оценить качество знания, которое соответствует реальному положению дел и адекватно представляет предмет и отношение, о которых делается умозаключение. Основаниям полагать, что эти сведения соответствуют реальному положению дел, являются факты, полученные в результате опыта и сделанные на их основании непротиворечивые логические умозаключения, а так же возможность практически применить это знание, получив желаемый результат. В коллективном познании сведения фиксируются как истинные с согласия (конвенции) экспертного сообщества по этому поводу.
[2] Схематическое изображение объёмов понятий и отношений между объёмами понятий с помощью геометрических фигур (кругов, прямоугольников, эллипсов) ввёл выдающийся математик, физик и астроном Леонард Эйлер (1707-1783). Если имеются два каких-либо понятия А и В, то объёмы этих понятий можно представить в виде кругов, а возможные отношения между этими объёмами – в виде пар кругов.
Несовместимость:
Совместимость:
[3] Основные логические операции:
Логическая операция | Обозначение | Смысл | Пример |
Высказывание (суждение) | Х | «Есть» (Утверждается что-либо) | «3 есть простое число» |
Инверсия (логическое отрицание) | Х | «не несть, неверно» (Отрицается что-либо) | «неверно, что 3 есть простое число» |
Конъюнкция (логическое произведение) | ^ | «и» (Получение нового высказывания путём их объединения) | «6 делится на 2», «6 делится на 3». Их конъюнкция: « 6 делится на 2 и 6 делится на 3» |
Дизъюнкция (логическое сложение) | > | «или» (Получение нового высказывания путём их включающего объединения) | «2 меньше 3 или 3 меньше 5» |
Импликация (логическая связка) | → | «если…, то» (Получение нового высказывания, которое считается ложным, если х истинно, а у – ложно, и истинным во всех остальных случаях) | «Если число 12 делится на 6, то оно делится на 3»; «Если Волга – озеро, то Москва – большая страна» (связь по содержанию и осмысленность не имеют значения) |
Эквивалентность (логическая равнозначность) | ~ | «если и только если» (объединение двух высказываний, имеющих одинаковое значение истинности или ложности) | «Треугольник является равносторонним, если и только если он является равноугольным»» |
[4] Дальнейшее рассуждение и проверку этого предположения можно посмотреть в книге Пойа Д. «Математика и правдоподобные рассуждения». М., 1975, с. 56 – 64.
[5] Сформулированы Д. С. Миллем (1806-1873) в «Системе логики силлогистической и индуктивной» (1843).
[6] Итальянский физик и астроном Галилео Галилей (1564–1642) открыл параболическую траекторию брошенных тел и количественные законы их движения. С помощью телескопа он наблюдал спутники Юпитера и заметил, что они обращаются вокруг Юпитера аналогично Луне, обращающейся вокруг Земли, а также аналогичны планетам, обращающимся вокруг Солнца. Он открыл также фазы Венеры и отметил их сходство с фазами Луны. Всё это было аргументами в пользу гелиоцентрической теории Коперника. Но Галилей не заметил аналогию между движением небесных тел и движением брошенных тел, которую увидел Ньютон. Траектория брошенного тела обращена своей вогнутостью к земле, и то же самое имеет место для траектории Луны. Эта аналогия важна для понимания закона всемирного тяготения. Ньютон в «Математических началах натуральной философии писал» (1687): «… брошенный камень под действием собственного веса отклоняется от прямолинейного пути, по которому он должен был бы следовать под влиянием только начального броска, и вынужден описать кривую линию в воздухе, и … наконец, упасть на землю; и чем больше скорость, с которой он брошен, тем дальше он пролетит, прежде чем упадёт на землю. Поэтому мы можем предположить, что при соответственно возрастающей скорости он опишет дуги в 1, 2, 5, 10, 100, 1000 миль, прежде чем упадёт на землю, пока наконец, покинув пределы Земли, он не должен будет перейти в пространство, не коснувшись её».
[7] Гипотеза – это не полностью обоснованное предположение о причинах явления, о ненаблюдаемых связях между явлениями. Теория – это обоснованное и подтверждённое объяснение явлений, выявляющее обуславливающие их закономерности.
[8] Классификация чисел. Математики различают несколько видов чисел. Число – это математическая абстракция, используемая для счёта и указания порядкового номера предметов.
Натуральные числа – это 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, …. Наименьшее натуральное число – 1, но наибольшего – нет. За каждым натуральным числом следует в порядке возрастания ещё одно, на единицу большее натуральное число.
Целые положительные числа – это натуральные числа с нулём: 0, 1, 2, 3, 4, ….
Целые числа – это расширенный ряд натуральных чисел и противоположные им числа меньше нуля, отрицательные числа: … - 4, -3, -2, -1, 0, 1, 2, 3, 4 …
Рациональные или дробные числа – числа, которые можно записать как дробь, например 1/2, 1/3. Они включают и целые числа, так как их можно записать дробью: 1/1, 2/1. Они включают все дроби между целыми числами, так как их можно записать дробью 1 1/2 - то же самое, что 3/2.. Все рациональные числа можно записать как конечные периодические десятичные дроби. Так, 1/2 – это 0,5, а 1/3 – это 0, 333333….
Иррациональные числа – те числа, которые нельзя записать как конечные или периодические десятичные дроби или выразить как рациональные между двумя числами. Эти десятичные дроби представляют собой бесконечную повторяющуюся последовательность. Примерами являются ∏, √2 и ℮.
Вещественные числа или действительные числа – все вышеперечисленные.
Комплексные числа – в их состав входит ί , определяемое как квадратный корень из -1.
[9] Обратная теорема Пифагора: если в каком-то треугольнике сумма квадратов двух сторон равна квадрату третьей, то треугольник прямоугольный и против большей стороны лежит прямой угол. Доказательство: пусть длины треугольника ∆ суть a , b, c, причём a2 + b2 = c2. На сторонах прямого угла отложим от его вершины О отрезки О X и ОY, равные a и b соответственно. Получается прямоугольный треугольник ОXY, гипотенуза XY которого имеет, по теореме Пифагора, длину √ a2 + b2, то есть с. Таким образом, треугольники ∆ и ОXY имеют соответственно равные стороны и, следовательно, равны. Значит, треугольник ∆ прямоугольный, и против стороны с длинной с лежит прямой угол.
[10] Более подробное описание способов математических доказательств можно посмотреть в книгах: Успенский В.А. «Простейшие примеры математических доказательств». М., 2009; Пойа Д. «Математика и правдоподобные рассуждения». М., 1975; Кранц С. «Изменчивая природа математического доказательства». М., 2016.
[11] Общий обзор развития аксиоматического метода от Евклида до Д. Гильберта можно посмотреть в книге: Молодший В.Н. Очерки по философским вопросам математики. М., 1969.
[12] Применение аксиоматического метода в естественных науках носит локальный характер. Например, результативным признаётся аксиоматизация теории эволюционной морфологии.
[13] Наблюдение – это основанное на ощущениях целенаправленное изучение предметов, в результате чего формируется знание об их внешних свойствах и признаках. Научное наблюдение предполагает замысел, цель и средства (установки и приборы), с помощью которых фиксируется полученные данные. Эксперимент– это активный целенаправленный метод изучения явлений в фиксированных условиях их протекания, которые могут воссоздаваться и контролироваться самим исследователем. По характеру задач выделяют: исследовательский эксперимент, который связан с поиском неизвестных зависимостей между несколькими параметрами объекта; проверочный эксперимент, который применяется в случаях, когда требуется подтвердить или опровергнуть те или иные следствия теории.