Аргументация- это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой- либо мысли перед слушателями

Конспект урока русского языка в 11 классе

Данная методическая разработка включает в себя подробный конспект урока и мультимедийную презентацию по русскому языку в 11 классе. Тип урока – урок-тренинг

Цели урока:
- формирование умения правильного чтения текста;

- научить определять тему и проблему текста, формулировать их;

- научить выделять наиболее значимые (ведущие ) проблемы текста;

- научить комментировать поставленную проблему;

Тема: Анализ текста при подготовке к написанию сочинения – рассуждения.

Цель:

- формирование умения правильного чтения текста;

- определять тему и проблему текста, формулировать их;

- выделять наиболее значимые (ведущие ) проблемы текста;

- комментировать поставленную проблему;

- определять позицию автора и формулировать ее;

- излагать собственную позицию с привлечением 2-х аргументов;

- воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, формировать умение корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.

Эпиграф урока:

Чтобы научиться писать, надо писать.

Д.С.Лихачев.

Сочинение учит думать, учит

понимать жизнь, учит вчиты-

ваться в каждое слово.

В.Литвинов.

Ход урока

1. Организационный момент: а) приветствие; б) сообщение темы и целей урока.

2. Основная часть урока:

1.Вступительное слово учителя:

Сегодня у нас урок – тренинг, связанный с анализом текста и выходом на создание своего метатекста. На предыдущих уроках мы с вами познакомились с алгоритмом анализа работы с текстом, у вас есть справочный материал, который позволяет вам увидеть , что от вас требуется при написании своего текста.

2.Фронтальный опрос класса и заполнение таблицы уточняющими сведениями:

-Что можно назвать текстом?

Текст- это речевое произведение, в котором предложения связаны в целое темой и соединены по смыслу и грамматически.

- Что такое проблема?

- Как выявить проблему?

- Как сформулировать проблему?

Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования.

Проблемы могут быть:

- философские;

- социальные;

- политические;

- экологические;

- нравственные.

- Что такое комментарий?

- Каковы типы комментирования?

- Как выявить и сформулировать авторскую позицию?

Сделать слайд –таблицу, которую в ходе комментария заполняют учащиеся.

Комментарий- рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего- либо.

Комментарий:

- текстуальный- представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы;

- концепционный- в центре внимания актуальность, столкновение различных мнений по данному вопросу.

Вывод: комментарий должен осуществляться с опорой на данный текст.

Конкретизировать комментарий можно с помощью вопросов:

Как, на каком материале автор раскрывает проблему?

На чем заостряет внимание?

Какие эмоции автора выражены в тексте?

Как выражено отношение автора к изображаемому?

Какие средства художественной выразительности помогают выявить отношение к проблеме?

Вывод: Если проблема текста – это вопрос, то позиция автора- это ответ на вопрос, поставленный в тексте.

-Что такое аргументация?

Аргументация- это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой- либо мысли перед слушателями.

Аргументы:

- литературные (пословицы, поговорки, примеры из худ- ной литературы. Ссылки на авторитетные источники);

- основанные на личном опыте.

Методика работы с текстом:

Наши рекомендации