Характеристика пространственных и временных представлений у дошкольников с ДЦП
Характеристика пространственных и временных представлений у дошкольников с ДЦП
Курсовая работа
Направление 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
Направленность (профиль) Специальная психология и педагогика
Дисциплина «Психолого-педагогическая диагностика детей с ограниченными возможностями здоровья»
Выполнил: студент 23 группы,
Король Дмитрий Владимирович
____________________________
(подпись)
Научный руководитель:
Романенко Ирина Геннадьевна,
старший преподаватель
Оценка ________________
«__» _______________ 20___г.
_______________________ (подпись)
Введение………………………………………………………………….............3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы уровня интеллектуального развития у детей дошкольного возраста с ДЦП………………………...………6
1.1. Развитие интеллекта у детей дошкольного возраста …………………………………………………………………………...…………4
1.2. Характеристика дошкольного возраста…………………………….9
1.3. Особенности развития интеллекта у дошкольников с ДЦП……………….………………………………………………………….…..15
Вывод по главе 1…………………………………………………….……23
Глава 2. Эмпирическое исследование пространственных и временных представлений у детей дошкольного возраста с ДЦП………………………...24
2.1. Организация и методы исследования…………….………………24
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………25
Выводы по главе 2………………………………………………………..29
Заключение……………………………………………………………….30
Список литературы……………………………………………………….32
Приложение 1…………………………………………………………….34
Приложение 2…………………………………………………………….37
Введение
Актуальность темы исследования: В настоящее время происходит рост численности детей с неврологической патологией, в частности с детскими церебральными параличами. Детский церебральный паралич характеризуется особенностями нарушений познавательной деятельности, моторной, речевой, а также нервно-психической сферы, при этом степень выраженности зависит от локализации и тяжести поражения коры головного мозга. Данные особенности оказывают негативное влияние на развитие детей дошкольного возраста и становление личности в целом. [13].
Мультифакторность этиологии и сложность патогенеза данного заболевания затрудняет эффективность лечения, поэтому ДЦП занимает ведущее место среди других заболеваний центральной нервной системы, ведущих к инвалидизации. В настоящее время в обществе востребованы личности с демократическими взглядами, максимально самостоятельные, креативные, ориентированные на достижение успехов в самых разных областях. Дети с особыми образовательными потребностями должны найти свое место в обществе и занять в нем достойное положение.[24].
Значимость данной проблемы также связана с практикой обучения и воспитания, требующей раскрытия особенностей интеллектуального развития, возможности адаптации к разным видам деятельности, видам знаний ребенка, имеющего заболевания. [23]
Цель: исследовать изучение уровня интеллектуального развития детей с детским церебральным параличом.
Объект исследования: процесс развития интеллекта детей 5-7 лет с детским церебральным параличом.
Предмет исследования:уровень интеллектуального развития детей 5-7 лет с детским церебральным параличом.
Для достижения поставленной цели потребовалось решение следующих задач:
1. Проанализировать современную психолого-педагогическую литературу о детском церебральном параличе, а так же провести обзор основных теорий возникновения детского церебрального паралича, классификации детского церебрального паралича;
2. Раскрыть структуру нарушений интеллектуальной сферы детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом;
3. Подобрать методики для диагностики интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом;
4. Подобрать игры и упражнения по развитию интеллектуальной сферы детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом.
Гипотеза:у дошкольников с ДЦП интеллектуальные способности будут иметь средний уровень развития.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы уровня интеллектуального развития у детей дошкольного возраста с ДЦП
Вывод по главе 1
В дошкольном возрасте развитие интеллекта выступает в роли сложного процесса. То, как именно формируется интеллект, тесно связано с развитием понимания продолжительности того или иного действия/процесса, быстроты, скорости, очерёдности различных явлений и их изменений в окружающей жизни. Основными нарушениями при ДЦП считаются именно двигательные, которые нередко могут проявляться вместе с речевыми и психическими расстройствами. Повреждение двигательной функции у детей, страдающих ДЦП, имеет сложный и долговременный характер. У категории детей, прогностически благоприятных, нарушения в компонентах психического развития носят обратимый характер при условии, если происходит динамичное и комплексное воздействие на основные компоненты дефекта развития. Классический процесс диагностики детей с детским церебральным параличом представляет собой развёрнутое, детальное обследование, а также подробное обследование физического состояния пациента. Кроме классической диагностики детей существуют аппаратные исследования. Помимо этого, наряду с аппаратными исследованиями существуют и специальные лабораторные исследования.
Вывод по главе 2
Эмпирическое изучение уровня развития мышления у дошкольников с ДЦП позволил заключить, что у испытуемых преобладает средний, низкий и очень низкий уровни развития мышления. Средний уровень развития мышления выявлен у 40% испытуемых, эти дети заметили и отметили все имеющиеся нелепицы, низкий уровень развития мышления продемонстрировали также 40%. Они не заметили и не отметили все имеющиеся нелепицы и три-четыре из них не успел до конца объяснить. Очень низкий уровень развития мышления характерен для 20 %, дошкольников с ДЦП.
Кроме того, дошкольники с нарушением ДЦП продемонстировали средний уровень развития логического мышления и обобщения. 3 детей (60%) выполнили задание с простым пояснением в ходе проведении методики. Низкий балл (40%), был выявлен у 2 детей, что говорит о не сформированном логическом мышлении и обобщении.
Заключение
Результаты исследования позволили обнаружить, что при традиционно сложившейся модели организации педагогического процесса и познавательной деятельности, в частности, уровень развития интеллекта у детей дошкольного возраста в основном средний и низкий. Знания об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста исследуемой группы были представлены как разрозненные представления, не раскрывающие существенные внутренние взаимосвязи воспринимаемых явлений и объектов и их ценностные смыслы в жизни человека. Слова - категории не имели места в речи детей при описании собственной жизни и деятельности (60% - 6 испытуемых). Несмотря на такие низкие показатели мышления в ходе исследования обнаружились и дети, имеющие средний (40%) уровень. Результаты исследования убеждают в необходимости проведения формирующего педагогического исследования, в поиске педагогических условий для развития интеллекта у детей. Для психического развития детей, страдающих детским церебральным параличом, характерны выраженные проявления поражения мозга - замедленность, быстрая истощаемость психических процессов; у таких детей имеются трудности в переключении на другие виды деятельности. 42 Расстройства восприятия у детей связаны с недостаточностью зрительного, слухового, кинестетического восприятия и совместной деятельности. В норме у ребенка кинестетическое восприятие развивается постепенно. При ДЦП у детей из-за двигательных расстройств восприятие, как себя, так и внешнего окружения нарушено. При ДЦП у детей имеются нарушения схемы тела. У них позже, чем у здоровых детей, формируется представление о частях тела, лица, о ведущей руке. Они с трудом определяют их как у себя, так и у других людей. Дети с трудом понимают пространственные понятия. Дошкольники, страдающие ДЦП, с трудом усваивают понятия величины, нечетко воспринимают форму предметов. При наличии оптико-пространственных нарушений, детям трудно копировать геометрические фигуры, рисовать писать. Одним из важных направлений в коррекционной работе с детьми является формирование пространственных представлений, представлений о пространственных соотношениях. Таким образом, для формирования мышления существует множество различных средств и способов. Успешность и эффективность может обеспечить только их правильное использование. Для формирования временных представлений у детей с ДЦП целесообразно использовать такие упражнения, как рассматривание и обсуждение серий картинок, фотографий, изображающих деятельность детей и взрослых в разные части суток, проведение игр. Очень важно конкретизировать временные единицы через собственную деятельность детей, в первую очередь через режим дня, что особенно важно для детей, не посещающих дошкольные учреждения.
Список литературы
1. Агавелян О.К. Социально-перцептивные особенности детей с нарушениями развития. - Челябинск, 2005.
2. Айзенберг Б.И., Кузнецова Л.В. Психокоррекционная работа с детьми, имеющими нарушения психического развития: Психотерапия в дефектологии. - М., 2002.
3. Аксенова Е.Б. Коррекция формирования саморегуляции старших школьников на занятиях по развитию речи // Актуальные проблемы практической психологии / Под ред. У. В.Ульенковой. - Н. Новгород, 2004
4. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом (доречевой период). - М., 2005.
5. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. - Киев, 2003.
6. Басилова Т.А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложными сенсорными и множественными нарушениями // Дефектология. -2007. - № 3.
7. Блюмина М.Г. Распространенность, этиология и некоторые особенности клинических проявлений сложных дефектов //Дефектология. - 2002. - № 3.
8. Бертынь Т.П., Лукашова И.Д., Певзнер М.С. Происхождение сложных дефектов у детей: Причины возникновения и пути профилактики аномалий развития у детей. - М., 1999.
9. Браун Н. Психологические факторы принятия себя родителями слепоглухонемых детей //Дефектология. - 2003. - № 6.
10. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. - М., 2006. - Т. 5.
11. Выготский Л.С. Развитие трудного ребенка и его изучение // Проблемы дефектологии. - М., 2006.
12. Гончарова Е.Л. Формирование базовых компонентов читательской деятельности у детей с глубокими нарушениями зрения и слуха // Дефектология. - 2003. - № 4.
13. Григорьева Л.П. Роль перцептивного обучения в преодолении последствий зрительной депривации у детей при глубоких нарушениях зрения и слуха // Дефектология. - 2006. - № 1.
14. Дети группы риска как объекты социальной охраны и социальной профилактики: Социальная профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних как комплекс охранно-защитных мер. - М., 2003.
15. Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральными параличами. Л., 2002
16. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В. И.Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М., 2004.
17. Детский церебральный паралич / Под ред. М. Борковской.
18. Варшава, 1999.
19. Дмитриева Е.Е. Об особенностях общения с взрослым 6-летних детей с задержкой психического развития //Дефектология. - № 1. - 1999
20. Ефремова Г.И. Особенности усвоения шестилетними детьми с задержкой психического развития знаний о некоторых нравственных нормах поведения по отношению к взрослым и сверстникам // Шестилетние дети: Проблемы и исследования. - Н.Новгород, 2001.
21. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М., 2000.
22. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 32.;115 карт.
23. Захарова Т. Л, Программа и содержание занятий по математике для детей старшего дошкольного возраста с трудностями в развитии. - Н. Новгород, 2003.
Приложение 1
Методика «Нелепицы» (Р.С. Немов). Процедура проведения методики такова. Вначале ребенку показывают картинку, изображенную ниже. В ней имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания:
«Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».
Примечание.Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.
Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.
Оценка результатов
10 баллов— такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время (3 мин) он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.
8-9 баллов —ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.
6-7 баллов— ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три-четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
4-5 баллов— ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
2-3 балла— за отведенное время ребенок не успел заметить 1 -4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.
0-1 балл— за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц.
Замечание.4 и выше балла в этом задании ребенок может получить только в том случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т.е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть.
Выводы об уровне развития
10 баллов - очень высокий. 8-9 баллов - высокий. 4-7 баллов - средний. 2-3 балла - низкий. 0-1 балл - очень низкий. |
Приложение 2
Для диагностики развития логического мышления можно использовать методику «Свободная классификация». Ребенку предъявляют 16 карточек с изображением людей, вещей, животных и растений и просят его самостоятельно разложить их по группам. Основание для классификации ребенку не задается, он должен выбрать его сам. При подборе экспериментального материала необходимо исходить из того, что предложенные ребенку карточки не должны иметь других оснований для классификации, кроме указанных выше.
Инструкция: «Разложи эти карточки по 4 группам (кучкам) так, чтобы каждую группу (кучку) можно было назвать одним словом».
Если ребенок испытывает затруднения или не справляется с заданием, ему оказывают помощь: не поясняя словами, раскладывают перед ним первые 4 карточки по одной из каждой группы и предлагают также разложить все остальные. Если такая подсказка не навела ребенка на мысль о том, каким должно быть основание для классификации, необходимо назвать это основание и снова предложить ребенку разложить карточки по уже указанным группам.
Характеристика пространственных и временных представлений у дошкольников с ДЦП
Курсовая работа
Направление 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
Направленность (профиль) Специальная психология и педагогика
Дисциплина «Психолого-педагогическая диагностика детей с ограниченными возможностями здоровья»
Выполнил: студент 23 группы,
Король Дмитрий Владимирович
____________________________
(подпись)
Научный руководитель:
Романенко Ирина Геннадьевна,
старший преподаватель
Оценка ________________
«__» _______________ 20___г.
_______________________ (подпись)
Введение………………………………………………………………….............3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы уровня интеллектуального развития у детей дошкольного возраста с ДЦП………………………...………6
1.1. Развитие интеллекта у детей дошкольного возраста …………………………………………………………………………...…………4
1.2. Характеристика дошкольного возраста…………………………….9
1.3. Особенности развития интеллекта у дошкольников с ДЦП……………….………………………………………………………….…..15
Вывод по главе 1…………………………………………………….……23
Глава 2. Эмпирическое исследование пространственных и временных представлений у детей дошкольного возраста с ДЦП………………………...24
2.1. Организация и методы исследования…………….………………24
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………25
Выводы по главе 2………………………………………………………..29
Заключение……………………………………………………………….30
Список литературы……………………………………………………….32
Приложение 1…………………………………………………………….34
Приложение 2…………………………………………………………….37
Введение
Актуальность темы исследования: В настоящее время происходит рост численности детей с неврологической патологией, в частности с детскими церебральными параличами. Детский церебральный паралич характеризуется особенностями нарушений познавательной деятельности, моторной, речевой, а также нервно-психической сферы, при этом степень выраженности зависит от локализации и тяжести поражения коры головного мозга. Данные особенности оказывают негативное влияние на развитие детей дошкольного возраста и становление личности в целом. [13].
Мультифакторность этиологии и сложность патогенеза данного заболевания затрудняет эффективность лечения, поэтому ДЦП занимает ведущее место среди других заболеваний центральной нервной системы, ведущих к инвалидизации. В настоящее время в обществе востребованы личности с демократическими взглядами, максимально самостоятельные, креативные, ориентированные на достижение успехов в самых разных областях. Дети с особыми образовательными потребностями должны найти свое место в обществе и занять в нем достойное положение.[24].
Значимость данной проблемы также связана с практикой обучения и воспитания, требующей раскрытия особенностей интеллектуального развития, возможности адаптации к разным видам деятельности, видам знаний ребенка, имеющего заболевания. [23]
Цель: исследовать изучение уровня интеллектуального развития детей с детским церебральным параличом.
Объект исследования: процесс развития интеллекта детей 5-7 лет с детским церебральным параличом.
Предмет исследования:уровень интеллектуального развития детей 5-7 лет с детским церебральным параличом.
Для достижения поставленной цели потребовалось решение следующих задач:
1. Проанализировать современную психолого-педагогическую литературу о детском церебральном параличе, а так же провести обзор основных теорий возникновения детского церебрального паралича, классификации детского церебрального паралича;
2. Раскрыть структуру нарушений интеллектуальной сферы детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом;
3. Подобрать методики для диагностики интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом;
4. Подобрать игры и упражнения по развитию интеллектуальной сферы детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом.
Гипотеза:у дошкольников с ДЦП интеллектуальные способности будут иметь средний уровень развития.