Работа с литературой. сбор и обработка фактического материала

Работа с литературой должна осуществляться еще перед выбором темы КР, а с началом ее разработки она приобретает важнейшее значение. Обучающийся, как правило, подбирает нужную литературу самостоятельно. Роль научного руководителя должна заключаться, в основном, в праве одобрения выбранных источников. При подборе литературы необходимо учитывать, в какой мере данное издание непосредственно затрагивает тему, раскрывает и анализирует ее содержание. Выбирая источники, надо обращать внимание на год издания книги. При наличии нескольких изданий по определенной проблеме целесообразно избрать более позднее издание, отражающее окончательно сложившуюся точку зрения.

Прочитанный материал необходимо систематизировать. Удобнее делать выписки на отдельных листах. Для чего вверху листа кратко формулируется суть выписки (подраздел темы), затем выписывается ее текст. Он может быть в виде цитаты, пересказа содержания прочитанного, тезисов, статистической или хронологической таблицы. После выписки дается ссылка на источники, откуда взяты данные.

Сделав выписки, следует сгруппировать их по проблемам. Обеспеченность выписками тех или иных проблем покажет, какие вопросы темы можно осветить с достаточной полнотой, а какие нет. Содержание сгруппированных по проблемам выписок является фактически основой плана работы.

Данный вид работы можно осуществлять с использованием компьютерного набора текста. Это значительно облегчит дальнейшую работу над курсовой.

Следует иметь в виду, что работа не обязательно должна включать весь изученный материал, собранный, законспектированный. Для написания текста работы должны отбираться основные положения и показатели, которые дают возможность наиболее исчерпывающе и всесторонне раскрыть исследуемый вопрос. Широта и полнота изучения литературных источников базы, умение выделить необходимое, главное, сопоставить различные данные – один из важнейших показателей зрелости, наличия у обучающегося навыков работы с литературой.

Сбор фактического материала является ответственным этапом подготовки курсовой работы. Ее качество, объективность выводов во многом будут зависеть от того, насколько правильно и полно подобран и проанализирован фактический материал. Систематизация, анализ и обработка фактического материала предполагают широкое использование в работе таблиц, диаграмм, графиков, схем, которые не только содействуют наглядности приводимого на страницах работы материала, но и убедительнее раскрывают суть исследуемых явлений.

Сбор и обработка фактического материала является самым трудоемким этапом в подготовке КР. При оформлении фактического материала обучающемуся необходимо обратить особое внимание на оформление приложений, умение правильно их подготовить и увязать между собой, делать на них ссылки в тексте работы. В процессе сбора и обработки фактического материала обучающимся формулируются предложения по практической реализации сделанных выводов. В целях ускорения обработки и систематизации фактического материала рекомендуется широко использовать методы математической статистики и современную вычислительную технику.

ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ

Структура курсовой работы

Первая КР носит реферативный характер. Ее цель – освоение обучающимися методики реферирования, обзора, сопоставления различных научных точек зрения по избранной теме. Объем КР не менее 20 машинописных страниц. Начиная с первой курсовой работы, обучающийся должен овладевать техникой и этикой научной работы, в частности, тщательным и аккуратным составлением библиографии, которая должна содержать не менее 12 источников.

Последующие курсовые работы включают более сложные элементы научно-исследовательской работы: проведение эксперимента, анкетирования, использование различных научных методов для решения поставленных в курсовой работе задач.

Вторая КР представляет собой уже самостоятельное изложение материала с элементами исследования или даже собственное экспериментальное исследование. В отношении стандартных требований предполагается, что обучающийся уже овладел навыками самостоятельной работы над источниками и умеет их систематизировать, оценивать и обобщать. Примерный объем работы составляет 25 – 30 машинописных страниц, библиография – не менее 20 источников.

К третьей КР предъявляются более строгие требования. Она должна быть методологически последовательна, включать глубокий анализ значительного числа источников и подтверждаться аргументированными выводами. Объем последней КР должен составлять 30 – 35 машинописных страниц и объем библиографии – не менее 25 источников.

Требования к объему и количеству источников в курсовых работах направлений подготовки 38.03.04 Государственное муниципальное управление и 38.03.02 Менеджмент изложены в Рекомендациях для обучающихся по направлению подготовки (см. пункт 7. 1).

В связи с тем, что по учебному плану для обучающихся направления подготовки 37.03.01 Психология предусмотрена одна курсовая работа, требования к объему курсовой изложены в Рекомендациях для обучающихся по направлению подготовки (см. пункт 7. 2).

Обучающимся направления подготовки 43.03.01 Туризм следует обратить внимание на Рекомендациях для обучающихся по направлению подготовки (см. пункт 7. 3).

Структура каждой курсовой работы включает следующие обязательные элементы, каждый из которых оформляется с нового листа:

1. Титульный лист.

2. Содержание.

3. Введение.

4. Основная часть.

5. Заключение.

6. Список использованных источников и литературы.

7. Приложения (если есть).

Титульный лист является первой страницей курсовой работы, где указываются: полное наименование учебного заведения; кафедры; тема; фамилия, имя и отчество обучающегося; его курс; фамилия, имя, отчество, ученая степень и ученое звание научного руководителя; место и год выполнения работы.

Заголовок СОДЕРЖАНИЕ пишется заглавными буквами жирным шрифтом по центру строки. Содержание включает полное, без сокращений описание всех структурных элементов работы и их названий: введение; наименование всех разделов, подразделов и пунктов; заключение; список использованной литературы; наименование приложений. В правой части страницы указываются номера страниц, с которых начинаются соответствующие элементы работы. Подразделы нумеруются двумя цифрами, разделенными точкой. Первая цифра обозначает номер раздела, вторая – номер подраздела (примеры: 2.1 – первый параграф второго раздела или 1.2.1 – первый пункт второго подраздела первого раздела; после последней цифры точка не ставится). В конце заголовков точки не ставятся.

Требования к содержанию курсовой работы

Заголовок ВВЕДЕНИЕпишется заглавными буквами жирным шрифтом с абзацного отступа. Во введении должны быть отражены параметры, характеризующие курсовую работу как учебно-научный труд. Объем введения составляет 2 – 3 страницы.

Элементы введения включают в себя:

1. Актуальность темы – обоснование ее выбора, необходимости научной разработки. Под актуальностью темы исследования понимается степень его важности в данный момент в конкретной социокультурной ситуации.

2. Оценка степени разработанности проблемы (состояние научной разработки темы), когда на основе анализа использованной литературы делается вывод о степени изученности рассматриваемой проблемы, определяются наиболее значимые и наименее изученные ее аспекты, что свидетельствует о востребованности данной работы. Работы указанных авторов должны находиться в списке использованной литературы.

3. Цель исследования – это тот научный результат, который должен быть получен в конечном итоге всего исследования. Можно выделить следующие характеристики формулировки цели: краткость, предельная точность, выражение сущности изучаемого явления, его результатов. То есть, цель представляет собой модель ожидаемого результата, выражающую в смысловом отношении то основное, что намеревается сделать исследователь. При этом, определение цели позволяет исследователю окончательно определиться с темой научной работы, ее объектом и предметом. Необходимо помнить, что формулировку цели рекомендуется начинать фразами: «теоретически обосновать…», «экспериментально апробировать…», «разработать…» (маршрут, экскурсию, тур и т.п.), «создать и апробировать…» (основы, модель, методику, программу, критерии и т.п.), «выявить эффективные методы…». Некорректно при формулировании цели употребление слов «проанализировать», «исследовать», «рассмотреть», «описать» и т.п. Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования.

4. Задачи работы (в научных работах обучающихся, как правило, 2 – 4), конкретизирующие и развивающие цель исследования. Задачи исследования отвечают на вопрос: что нужно сделать, чтобы цель была достигнута? Необходимо сформулировать конкретные цель и задачи, относящиеся непосредственно к теме работы. Реализация задач осуществляется в главах и параграфах, поэтому их содержание должно прямо быть связано с поставленными задачами. Цель и большинство задач должны носить исследовательский характер, лишь одна или две задачи могут предполагать выработку практических рекомендаций для решения поставленной проблемы. Первая задача, как правило, связана с выполнением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, природы, структуры изучаемого объекта. Вторая – с анализом реального состояния предмета исследования, динамики внутренних противоречий развития. Третья – со способностями преобразования, моделирования, опытно-экспериментальной проверки. Четвертая – с выявлением путей и средств повышения эффективности исследуемого явления, процесса, т.е. с прогнозом развития исследуемого предмета или с разработкой практических рекомендаций. Как правило, при формулировке задач используются слова: «выявить», «изучить», «раскрыть», «определить», «предложить» и т.п.

5. Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию,которое существует независимо от субъекта познания и на которое обращено внимание исследователя. Объект исследования отвечает на вопрос: что рассматривается?

6. Предмет исследования – более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, устанавливают границы научного поиска. С предметом исследования связаны цель и задачи работы. Предмет исследования отображает конкретную проблему в самой теме исследования.

7. Теоретическая база исследования – это характеристика основных подходов, теорий, идей отечественных и зарубежных исследователей по изучаемой проблеме, на которые опирается автор. Рекомендуется писать следующим образом: Теоретической основой научного исследования послужила теория экономического районирования, разработанная Н.Н. Баранским. В списке использованной литературы обязательно должны быть упомянуты труды данного автора.

8. Методология исследования – это совокупность операций и приемов, с помощью которых можно изучить тему курсовой работы. Данный раздел является обязательным для обучающихся 2 – 3 курса обучения. Научный руководитель консультирует обучающегося при выборе методов исследования.

В зависимости от сферы применения и степени общности различают методы:

1) всеобщие (философские), действующие во всех науках и на всех этапах познания;

2) общенаучные, которые могут применяться в гуманитарных, естественных и технических науках;

3) частные – для родственных наук;

4) специальные – для конкретной науки, области научного познания.

Основная часть работы включает не менее 2 разделов (включая внутреннее деление на подразделы). Ее объем не должен превышать 80% общего объема курсовой работы. Разделы подразделяются на подразделы, исходя из специфики решаемых в работе исследовательских задач. Объем подразделов – 5 – 8 листов. Несоразмерность разделов и подразделов свидетельствует о неумении автора найти и правильно скомпоновать материал. Все разделы и подразделы должны быть логически взаимосвязаны между собой, завершаться краткими выводами. Название подраздела не должно повторять название раздела.

Первый раздел раскрывает теоретико-методологические основы избранной темы исследования, являясь своеобразным теоретическим обоснованием последующих разработок. В этом разделе раскрывается теоретические аспекты рассматриваемой проблемы, приводятся идеи, концепции ученых, формулируется собственная точка зрения.

Второй раздел носит аналитический и, по возможности, прикладной характер, раскрывает анализ изучаемой проблемы, подтверждаемый статистической информацией из официальных источников, а также содержит обобщенные сведения по региону, городу.

Третий раздел(если есть) является логическим завершением общего замысла исследования, содержит, как правило, сформулированные исследователем выводы, предложения и рекомендации по совершенствованию функционирования, а также описание процесса апробации и его результаты.

В конце каждого раздела необходимо делать краткое обобщение или выводы, подытожив этим то, о чем говорилось на протяжении всего раздела. Такие выводы выступают своеобразным связующим звеном между разделами и помогают впоследствии написать Заключение. Выводы к разделам помещают в конце каждого раздела, с отступом в один межстрочный интервал, при этом формулировку «Выводы к разделу 1» не пишут.

Заголовок ЗАКЛЮЧЕНИЕ пишется заглавными буквами жирным шрифтом с абзацного отступа. В заключении подводятся итоги курсовой работы, характеризуется выполнение поставленных задач, кратко формулируются результаты исследования. Заключение должно соответствовать содержанию основной части и может также включать практические предложения (рекомендации) по улучшению дальнейшей деятельности исследованного объекта. Выводы формулируются тезисно (по пунктам) и, как правило, соответствуют цели и задачам, которые были решены в ходе исследования. Объем заключения составляет 2 – 3 страницы.

список использованнЫХ ИСТОЧНИКОВ И литературы представляет собой перечень источников и научных изданий, послуживших основой для написания работы. Список использованной литературы представляет собой одну из существенных частей курсовой работы, по которой можно судить о степени осведомленности обучающегося в области изучаемой проблемы, масштабности выполненного исследования. Список литературы должен включать только источники, непосредственно использованные в работе, на которые делались ссылки, которые цитировались и послужили основой при формировании точки зрения обучающегося. Ссылки располагаются в тексте работы в квадратных скобках. Точка ставиться после ссылки.

Пример

На сферу туризма приходится около 7% мировых инвестиций, 11% мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений [6, с. 48].

6 – означает номер в списке использованной литературы, а с. 48 – номер страницы, откуда использованы цифровые данные.

Все работы, на которые имеются ссылки в тексте, должны присутствовать в списке литературы. Если в списке только печатные издания, то пишется СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Если имеются и электронные ресурсы, то пишется СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАУРЫ.

Список использованной литературы должен быть оформлен в соответствии с ГОСТ 7.1–2003. Источники в списке литературы принято располагать в алфавитном порядке. При этом, независимо от алфавитного порядка, впереди идут нормативные акты даже если это электронный ресурс. Исходя из этого, установлен следующий порядок расположения источников:

1) нормативные акты;

2) нормативно-технические документы (ГОСТы, СНиПы, САНПины)

3) материалы Госкомстата РФ, отчетные материалы и документы предприятий;

4) печатные издания;

5) источники на электронных носителях локального доступа;

6) источники на электронных носителях удаленного доступа (т.е. интернет-источники).

В каждом разделе сначала идут в алфавитном порядке источники на русском языке, а потом – на иностранных языках.

Нормативные акты располагают в следующем порядке:

1) международные акты, ратифицированные Россией, причем сначала идут документы ООН;

2) Конституция России;

3) кодексы;

4) федеральные законы;

5) указы Президента России;

6) постановления Правительства России;

7) приказы, письма и пр. указания отдельных федеральных министерств и ведомств;

8) законы субъектов России;

9) распоряжения губернаторов;

10) распоряжения областных (республиканских) правительств;

11) судебная практика (т.е. постановления Верховного и прочих судов России);

12) законодательные акты, утратившие силу.

Федеральные законы следует записывать в последней редакции в формате:

Федеральный закон от [дата] № [номер] «[название]» ( [в ред. ] ) // [официальный источник публикации, год, номер, статья]

Законы располагаются не по алфавиту, а по дате принятия (подписания Президентом России) – впереди принятые ранее.

Если при написании работы использовался законодательный сборник или издание отдельного закона, в список литературы все равно следует записать закон (приказ и т.п.) с указанием официального источника публикации. Для федеральных актов такими источниками являются: «Собрание законодательства Российской Федерации», «Российская газета».

Список литературы оформляется сквозной нумерацией от первой работы и до последней, включая нормативные акты, источники на иностранных языках и электронные ресурсы.

ПРИМЕРЫ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ОПИСАНИЙ ПО МАТЕРИАЛАМ ПОСОБИЯ ДОРОШКО М. В., ЧЕХ Л. А. «ОФОРМЛЕНИЕ НАУЧНОГО АППАРАТА УЧЕБНЫХ И НАУЧНЫХ РАБОТ»:

Наши рекомендации