VI. Продолжение работы по теме урока.

1. Проверка выполнения работы.

– Что было самым трудным?

– Как вы определили последовательность животных, названия которых начинались на одну и ту же букву?

– На какие буквы не было ни одного животного?

– Зачитайте названия животных в алфавитном порядке.

– Какие еще животные спаслись от Анишит Йокоповны и не были заколдованы?

– У нас получилась «Мохнатая азбука», которую придумал Б. Заходер.

В азбуке этой –

Увидите сами! –

Буквы живые:

С хвостами,

С усами,

Бегать умеют они

И летать,

Ползать и плавать,

Кусать и хватать…

Буквы – мохнатые,

Буквы – пернатые,

Стройные буквы

И даже горбатые,

Добрые,

Злые,

Наземные,

Водные –

Кто же они?

Догадались?

… (Животные.)

2. Работа по группам.

Каждая группа получает карточку-задание «Кто как голос подает?».

курица чирикает

воробей стрекочет

сорока молчит

лев кудахчет

кузнечик рычит

рыба стрекочет

– Какая группа быстрее, а главное – правильно подберет каждому слову из левого столбика слово, подходящее по смыслу, из правого столбика.

После выполнения проводится коллективная проверка.

33 веселых буквы,

Ни одной забыть нельзя.

Нам помогут то, что слышим,

Сделать видимым, друзья.

– Объясните смысл этого стихотворения. (Это стихотворение о буквах, которые помогают нам записывать и читать слова, которые мы говорим.)

– В чем разница между звуками и буквами?

Вывод:

Буквы мы можем читать

И в тетради записать.

В алфавите, посмотри,

Их всего лишь 33.

Звуков целых 42!

Ах, кружится голова.

Буквы разуму верны.

И за это им даны

Высочайшие права

Образовывать слова.

Я. Козловский

3. Работа по тетради для самостоятельных работ (с. 5).

– Прочитайте слова, записанные на доске:

..кно л..мон м..рковь

п..льто к..ртина

– Какие буквы пропущены?

– Запишите названия предметов в алфавитном порядке через запятую. (Картина, лимон, морковь, окно, пальто.)

– Какие загадки вы подобрали дома? (Учащиеся отвечают по желанию.)

4. Творческая работа по группам.

«На что похожа буква»

Каждая группа внимательно рассматривает алфавит и придумывает варианты внешнего сходства букв с предметами. Например:

А – ракета,

Б – бочонок с краном,

В – очки,

Г – кочерга,

Д – труба печная,

Ж – жук,

И – калитка,

Л – шалаш,

О – бублик,

П – футбольные ворота,

С – месяц,

Х – сучок,

Ф – ключик,

Щ – щетка.

VII. Итог урока.

– На какие три группы делятся все буквы алфавита?

– Какие особые буквы вы знаете? Что в них особенного? Сколько звуков? Почему такая разница?

– Азбука и Алфавит благодарят вас за работу, за помощь животным. Они остались довольны вашими знаниями и приглашают вас к себе на праздник.

Учащиеся исполняют песню «Алфавит» под фонограмму.

Урок 4
СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ. СЛОВА-ДЕЙСТВИЯ

Цель деятельности педагога:создать условия для формирования представлений о словах-предметах и словах-действиях, умений отличать слова, отвечающие на вопросы кто? что?, составлять схемы предложений, состоящих из двух слов (слово-предмет и слово-действие), с их последующей записью.

Планируемые результаты образования: предметные:научатся определять слова-названия предметов, действий, различать слова, отвечающие на вопросы кто? что?, ставить вопросы кто? что? к словам-предметам и вопросы что делать? что сделать? к словам-действиям, составлять схематическое изображение слов-предметов и слов-действий; метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)): регулятивные – адекватно воспринимают оценку своей работы учителем, одноклассниками; познавательные – умеют анализировать и соотносить различные языковые явления, подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (слова-предметы, слова-действия); коммуникативные – строят понятные высказывания, задают вопросы с целью уточнения информации; личностные: имеют представления о русском языке как средстве межнационального общения.

Образовательные ресурсы: карточки со словами, схемы слов-действий и слов-предметов.

Сценарий урока

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас!

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

II. Введение в главу II.

– Прочитайте название главы, которую мы начинаем изучать. («Миша и Маша знакомятся с миром слов».)

– Как обозначено начало урока? (Голубая вертикальная полоса с бабочкой.)

– Почему бабочка одна? (Это первый урок по теме.)

– Сколько уроков по данной теме в учебнике? (4 урока.)

– Как вы догадались? (На голубой полоске вместо бабочки
появилась птичка, это значит – первый урок другой темы.)

– Посмотрите в оглавление. На какой странице начинается третья глава? Это действительно так? (Да, на странице 14.)

III. Чистописание.

Наши пальчики сплетем,

Руки вытянем потом.

Пальцы выгнутся чуть-чуть –

Их расслабить не забудь.

Ученики сплетают пальцы обеих рук, затем вытягивают руки вверх, тыльными сторонами ладоней к себе. При этом указательный, средний и безымянный пальцы прогибаются. После выполнения упражнения учащиеся встряхивают руками, расслабляя пальцы.

– Прочитайте буквы, записанные на доске. (А, б, в, г.)

– Какую букву следует писать после буквы «г»? (Д.)

– Как вы догадались? (Буквы записаны по алфавиту.)

– Какая буква в ряду «лишняя»? Почему? (Буква «а», обозначает гласный звук.)

– Что общего у оставшихся букв? (Они обозначают согласные звуки.)

– Какие слоги можно составить из данных букв? (Ба, ва, га, да.)

– Запишите эти слоги на строчке.

– Придумайте слова, в которых есть эти слоги.

Учитель записывает на доску слова, предложенные учащимся так, чтобы на доске были записаны одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Например: бабушка, труба, корова, ванна, гараж, карандаш и т. п.

IV. Объявление темы урока.

Послушайте строчки из стихотворения А. Барто:

Кто, кто

В этой комнате живёт?

Кто, кто

Вместе с солнышком встаёт?

– Выберите те слова, которые могли бы служить ответом на эти вопросы. (Кошка, аквариум, Машенька, луч, мячик.)

– Докажите свой выбор.

– Оказывается, очень важно правильно уметь задать вопрос.

Этому мы и будем учиться на уроке.

Наши рекомендации