Контроль качества оправданий

• Это просто оправдание?

• Вы хотите оправдываться?

• Вы в этом нуждаетесь?

• Оправдание полезно вам? Оно поддерживает вас и расширяет ваши возможности?

• Есть ли у оправдания какой-то аспект, который вы хотите сохранить или нуждаетесь в нем? Что это за аспект? Какие аспекты оправдания приносят вам реальную пользу?

Сохраните полезные аспекты оправдания

• Войдите в состояние оправдания и сохраните любую его часть, полезную вам в определенном отношении и в определенное время. Возьмите из оправдания любой полезный элемент (ценность, убеждение, представление). Возьмите его целиком, чтобы от оправдания ос-

«Убийство дракона» - отказ от прежних игр

талась одна «пустая скорлупа», лишенная каких бы то ни было достоинств.

• Обратите внимание на ценность представления, убеждения или состояния, которое вы хотите сохранить. Возьмите ее на заметку, сохраните где-нибудь отдельно от нелепого оправдания.

• Теперь это просто оправдание? «Пустая скорлупа» оправдания? (Да.)

• Если нет, повторяйте тот же шаг, пока от оправдания не останется лишь «пустая скорлупа».

Отвергните пустую скорлупу устаревшего оправдания

• Достигните состояния твердого «НЕТ!», состояния «Ну уж нет!». Усиливайте состояние «отказа, отрицания, отвращения», пока оно не станет очень мощным. Зафиксируйте его в пространстве и почувствуйте ладонями и ступнями. Дайте этому состоянию пройти через ваше тело.

• Когда состояние станет очень мощным, представьте прямо перед собой пустую скорлупу оправдания, шагните к ней, оставаясь в состоянии «НЕТ!», и растопчите оправдание, пользуясь силой своего «нет!». Как следует раздавите скорлупу.

Тест

• Теперь представьте себе желаемую полезную для вас деятельность и подумайте, что произойдет при вашем движении к ней... Что вы чувствуете? Что приходит на ум? Возникают ли у вас оправдания, с помощью которых вы могли бы отговориться от жизни, любви и обязанностей?

Как пользоваться своими способностями, чтобы сказать «нет!»

6} Достигните своего состояния «исполнительного решения»

• Вы сделаете это? Вы позволите ему быть магнитом в вашем мышлении с тем, чтобы эта деятельность стала для вас просто вопросом обнаружения и накопления ресурсов? Обратитесь к той части своего разума, которая принимает решения, берет на себя обязанность двигаться вперед и решает заниматься выбранной вами деятельностью.

Фрейм-игра «Прощение»

Кого или что вам необходимо простить, чтобы избавиться от жира? Любопытный вопрос, правда? Джуди Уорделл (1985) пишет об этом в своей книге «Худоба изнутри»:

«Наши грузные тела — отражение нашего недовольства, угрызений совести и непрощения. Чтобы избавиться от лишнего веса, надо сначала избавиться от этого раздражения и угрызений совести». Если убеждения и другие идеи (как мыслительные фреймы) способны психологически влиять на реакции нашей нервной системы, — значит, «избавление» от гнева, раздражения, досады, разочарования, травм и т. д. способно внести существенный вклад в избавление от лишнего веса. Может ли быть так, что «тяжесть», которая у нас на сердце, отягощает и наше тело?

На протяжении года я неоднократно наблюдал это явление в своей психотерапевтической практике. Обретая свободу и легкость мыслей и эмоций, люди становились легче телом. Разрешите себе прощать, прощение предназначено для вас — чтобы поддержать ваш дух, избавить от обиды, освободить из темницы ненависти и злобы. Избавьтесь от

«Убийство дракона» - отказ от прежних игр

идеи, которая каким-то образом стала определять ваше будущее. Скажите «нет!» этой нелепости. Ваше будущее определяют ваши нынешние ценности и-представления.

Другие игры из категории «Убийство дракона»

Существует множество способов укротить, убить и преобразить дракона. Подробное изложение этой темы смотрите в книге «Убить дракона» (2000). Чтобы научиться владеть мечом, наповал убивающим драконов, воспользуйтесь стратегией задавания точных вопросов (метамоделью) (см. «Структура магии», Дж. Гриндер, Р. Бендлер). Когда мы задаем уточняющие вопросы (т. е. когда, что, где, как, каким образом и т. д.), мы разделяем лингвистические и семантические нити, составляющие ткань концептуальной реальности. При этом конструкция начинает распадаться, утрачивая свою прочность. Фрейм дестабилизируется, происходит распад логики и структуры фреймов.

Боязнь стать худым

Многие люди просто боятся стать стройными, похудеть. Точнее, страшатся значения, придаваемого словам «стройность» или «худоба». Они придали огромное значение идее похудения, стройности, подтянутости и привлекательности и теперь боятся этого значения. Эта идея пугает их до смерти.

Но как можно бояться идей?

Если стать худым означает стать соблазнительным и оказаться предметом внимания и вожделения окружающих, такое последствие может напугать некоторых людей. Если худоба означает незащищенность и уязвимость для домогательств, если она напоминает о чувствах и состояниях того

Как пользоваться своими способностями, чтобы сказать «нет!»

времени, когда вы были молоды, стройны и наивны, мысли о ней могут порождать состояние беспомощности.

Стройность или худоба у многих людей ассоциируется с сексуальностью, привлекательностью, соблазнительностью, опасностью, уязвимостью и т. д. При таком мыслительном фрейме неудивительно, что самоорганизующаяся психика дает нервной системе сигнал не допускать ничего подобного. Такие фреймы необходимо лишить энергии, переформатировать и подвергнуть рефреймингу. А их обладателям, вероятно, понадобится пересмотреть свое отношение к конкретным понятиям.

«Но как же это сделать?»

Очень просто. С помощью приема НЛП «Обратный ход». В НЛП этот прием также известен под названиями визуально-кинестетической диссоциации, или «Лечения фобий». Его задача — изменение отношения путем изменения фреймов, связанных со страхом.

Способ и приемы

1) Отступите от своих мыслей так, как будто вы их видите в кино

Сначала представьте себя сидящим в зале кинотеатра. На экран выведите черно-белое изображение себя в молодости, в ситуации, предшествующей травматическим событиям — к примеру, тому моменту, когда вас задразнили или высмеяли из-за вашей полноты.

Остановите этот кадр на экране. Рассмотрите его так, словно вы — зритель, изучающий себя самого в молодости. Оставаясь в стороне, обратите внимание на то, что вы вышли из изображения. Это изменит ваши чувства по отношению к нему.

«Убийство дракона» - отказ от прежних игр

Достигнув ощущения отчужденности, полностью прочувствуйте его, оцените свою способность абстрагироваться. Роль зрителя своих воспоминаний позволит вам начать на них учиться новым, полезным для вас способом.

Возможно, вы заметите, что ваше молодое «я» в воспоминании мыслит и чувствует наивно, не располагая ресурсами, которые у вас есть сейчас, а вы наблюдаете за ним с позиций взрослого человека. Это создает новую, необычную перспективу, не так ли?

2) Отступите от экрана так,

чтобы заметить качества фильма,

то, как он сделан

Поскольку вы теперь заняли позицию зрителя и наблюдаете за самим собой в молодости, переживающим некое травматическое событие, вы можете заметить, как отображаются и хранятся воспоминания в вашей памяти. Оставаясь в роли бесстрастного наблюдателя, обращайте внимание на образы, звуки и ощущения, закодированные вами в памяти.

Посмотрите, как вы закодировали фильм и какие свойства придали ему. Обратите внимание на особенности аудио- и видеоряда фильма.

Начните с визуальной стороны: каков ваш фильм — цветной или черно-белый? Насколько крупным планом он снят? Какова яркость изображения? Прокрутите «пленку» вперед, чтобы заметить «эффект кодировки вашего опыта». Что происходит с вашим ощущением комфорта или тревоги, когда изображение неприятных воспоминаний тускнеет? Предположим, вы приглушили яркость, чтобы она вас не тревожила. С какого расстояния вы сможете смотреть этот фильм, не испытывая дискомфорта?

Как пользоваться своими способностями, чтобы сказать «нет!»

Перебирая эти различия, начните подбирать код, который поможет вам комфортно думать об этом воспоминании, и, таким образом, не тратя своих усилий, вы будете пребывать во вдумчивом и расслабленном состоянии.

Прослушайте звуковую дорожку воспоминания. Есть ли в фильме звуки? Какие звуки вы слышите? Каково качество звучания? Каковы громкость, тембр и мелодия?

Далее займитесь речью. Какие слова вы слышите от самого себя там? Откуда исходят эти слова? Отметьте тон, громкость, окружающую обстановку.

Как чувствует себя ваше «я», какие ощущения испытывает человек, находящийся на экране? Насколько они сильны?

Какие изменения в «кодировании фильма» помогают вам спокойно думать о давнем воспоминании? Внося корректировку в код, расслабьтесь, радуясь нарастающему чувству отчужденности и контроля, которое создается у вас.

Снова отступите от экрана

Теперь представьте, что вы «вышли из своего тела», которое сидит в десятом ряду кинотеатра и наблюдает за происходящим, и переместились в проекционную будку. С этого наблюдательного пункта вы видите свое нынешнее «я» (в десятом ряду), которое смотрит на молодое «я» (на экране). При этом вы видите и себя сидящим в зале (виден затылок), и изображение на экране.

Если во время этого второго отступления в какой-то момент вам станет как-то некомфортно, напомните себе, что вы смотрите фильм, а не находитесь в нем, приложите ладони к плексигласовой перегородке, чтобы вспомнить: вы в безопасности, в будке киномеханика.

«Убийство дракона» - отказ от прежних игр

4) Из проекционной будки посмотрите давний фильм

Просмотрите черно-белый фильм, начиная с первого стоп-кадра, продолжая оставаться в проекционной будке. Прокрутите фильм с начала до конца, а потом еще дальше, до того момента, когда плохие эпизоды останутся позади и вы увидите себя молодого в безопасном месте и в состоянии покоя. Продолжая смотреть, как сглаживается травма, переместитесь к какой-то приятной сцене — неважно, возникла она одновременно с перемещением в безопасное место или вам пришлось «перемотать» свои воспоминания, чтобы найти нужный эпизод. Добравшись до него, остановите пленку.

5) Войдите в фильм и перемотайте пленку обратно

Следующий шаг мы выполним очень быстро, в ускоренном темпе, чтобы весь процесс занял всего секунду. Но сначала прочтите все инструкции о том, что предстоит сделать.

Через минуту вы перемотаете свой внутренний фильм в ускоренном режиме, как пленку видеокассеты. Но есть одно существенное отличие: на этот раз вы будете находиться внутри фильма. Для этого вам понадобится войти в него. С такого наблюдательного пункта вы увидите мешанину визуальных образов и какофонию звуков, когда фильм будет перематываться назад.

Во время этой быстрой перемотки все персонажи фильма будут совершать действия «наоборот» — ходить спиной вперед, произносить слова с конца и т. д. И вы тоже будете ходить и говорить именно так. Все будет происходить в обратном порядке, как в перематываемом фильме.

Как пользоваться своими способностями, чтобы сказать «нет!»

Вы готовы! Тогда войдите в себя молодого в конце фильма в утешительном эпизоде и как следует прочувствуйте покой и наслаждение. Вы чувствуете эту сцену комфорта?

Отлично. А теперь нажмите кнопку перемотки и представьте себе сам процесс, сопровождающийся характерными звуками, до самого начала фильма. В быстром режиме это займет всего пару секунд. Каково это — воспринимать перемотку пленки, находясь внутри фильма?

Перемотайте пленку пять раз

Добравшись до первого кадра, очистите свой внутренний экран. Сделайте остановку, чтобы полностью сместить фокус своего сознания. Откройте глаза и оглядитесь.

А теперь начните опять с приятной сцены в конце фильма — представьте ее, войдите в нее, прочувствуйте... и перемотайте всю пленку еще быстрее. Повторите то же самое несколько раз. Постепенно ваш мозг будет действовать увереннее, пленка начнет крутиться все быстрее, и наконец процесс займет всего одну секунду. Раз — и готово.

Проверьте результаты

Отдохните от этого упражнения. Вызовите исходные воспоминания и изо всех сил постарайтесь вновь испытать первоначальные «плохие» чувства. Приложите все старания. Если у вас ничего не получилось, то вы сумели нейтрализовать давнюю боль, что избавляет вас от необходимости испытывать ее вновь и вновь.

Укрощение драконов любовью и приятием

Существует и другая игра «Укрощение драконов», которую они очень не любят. Она не лишена парадокса, но бо-

«Убийство дракона»

- отказ от прежних игр

лее подробно я рассмотрю ее в следующей главе. А в двух словах - это... любовь к своему дракону.

Вспомните, что происходит, когда вы направляете на какой-либо объект мысли и чувства любви, сострадания, приятия и признательности. Представьте, как вы обнимаете своего дракона. Эти действия не столько помогают предать забвению или принять давнего дракона, сколько вызывают желание посмотреть ему в лицо и обнаружить его позитивную ценность.

Как мы это делаем?

Поговорим в следующей главе.

Выводы

• Если вы обнаружили вредную фрейм-игру, которая ослабляет ваши позиции, лишает вас энергии и ответственности, — значит, у вас есть дракон. Спасаться бегством незачем — ни сейчас, ни когда поймете, что необходимо делать.

• Умственные «вирусы», препятствующие нашему успеху и эффективности, можно уничтожить или укротить, научившись играть в различные фрейм-игры «Убийство/укрощение драконов». Вы уже знаете некоторые из них. Многие другие вы найдете в книге «Убить дракона: драконы для принцев» (2000).

• Дайте отпор старым фреймам, которые сковывают, побеждают, контролируют вас и мешают вам. Скажите таким играм решительное «ну уж нет!».

Теперь вам надо сделать следующее

• В какие игры из серии «Драконы» вы раньше играли в связи с питанием и упражнениями? Дайте им названия.

Как пользоваться своими способностями, чтобы сказать «нет!»

• Составьте список всех оправданий, которыми вы пользовались и продолжаете пользоваться, не давая себе стать здоровым, подтянутым и стройным.

• В течение недели каждый день играйте в игру «Отказ от оправданий», отвергая все оправдания, мешающие вам. Если у вас есть партнер или знакомый, желающий также избавиться от своих оправданий, играйте с ним.

СТАНЬТЕ ПОВЕЛИТЕЛЕМ ДРАКОНОВ

Нам свойственно верить, что за границами территорий, нанесенных на наши мыслительные карты, «должны быть драконы». Но будучи повелителем драконов, вы можете укротить, преобразить или убить их - смотря по обстоятельствам. Что вы выберете?

Какой вариант принесет наибольшую пользу? Каким драконом вы займетесь прежде всего? Насколько уверенно вы будете чувствовать себя, когда подчините себе всех своих драконов?

Глава 10

ФРЕЙМ-ИГРЫ,

ВЫТЕСНЯЮЩИЕ ПРЕЖНИЕ

ФРЕЙМ-ИГРЫ

«Вы хотели бы поиграть в игры, которые

Наши рекомендации