Исследование умения работать с деформированным текстом
А. Составление предложений из слов. Регевой материал — деформированные предложения рассказа «Рыбалка»:
— и поймали Боря окуней и ершей Саша щуку;
— ребята на рыбалку утром отправились;
— сварила Аня уху вкусную;
— червяков накопали а еще они вечером;
— костра для Трезор принес палок несколько;
— за бежал ними Трезор;
— сделали там они из удилища палок;
— шла через дорога лес.
Процедура и инструкция. Логопед говорит: «Сейчас ты получишь напечатанные на карточке слова. Постарайся внимательно их прочитать и составить из них предложения».
Оценка результатов: высокий уровень — выполнение заданий не вызывает затруднений; уровень выше среднего — при составлении предложения или текста допускаются отдельные ошибки, которые замечаются и исправляются самостоятельно; средний уровень — отдельные нарушения структуры предложений и последовательности описываемых событий, уточнения логопеда позволяют исправить недочеты; уровень ниже среднего — систематические нарушения в построении предложения (текста в целом), инструкции логопеда позволяют справиться с заданием до конца; низкий уровень — систематические ошибки в более выраженной форме, чем описывалось ранее, помощь логопеда неэффективна.
Б. Составление текста из предложений, данных в беспорядке.
РегевоИ материал — см. п. 6.2А.
Процедура и инструкция: прочти составленные предложения и определи, можно ли их объединить в целый рассказ.
В случае затруднений логопед задает дополнительные вопросы.
Оценка результатов: см. п. 6.2А.
Исследование состояния импрессивной речи
(Проводится согласно общепринятой в логопедии методике.)
1. Пассивный словарь
2. Понимание логике-грамматических конструкций
Исследование слуховой функции и восприятия речи
(Проводится согласно общепринятой в логопедии методике.)
130
1. Состояние биологического слуха
(По данным медицинской карты.)
2. Слуховое внимание
3. Восприятие речи
(Определяется учителем-логопедом по результатам выполнения ребенком специальных заданий и в ходе проведения беседы.)
Исследование зрительно-пространственных функций
(Проводится согласно общепринятой в логопедии методике.)
1. Состояние биологического зрения ребенка
Заключение о состоянии биологического зрения ребенка выписывается из медицинской карты.
2. Оптико-пространственный гнозис и праксис
Исследование проводится с помощью заданий на умение ориентироваться в частях собственного тела, а также на умение ориентироваться в условиях логопедического кабинета. Даются следующие инструкции: «Подними правую руку. Левой рукой дотронься до правого уха. Правой рукой закрой левый глаз. Правой рукой коснись левой ноги. Левую ногу отведи в сторону.
Назови, какие предметы находятся от тебя слева? Скажи, что находится справа от тебя, перед столом? Что висит над доской? Перечисли предметы, стоящие позади тебя, а затем — впереди тебя».
Оценка результатов: высокий уровень — инструкции выполняются четко, в быстром темпе; уровень выше среднего —
131
движения точны, отмечается замедленный темп их выполнения или уточнения ребенком инструкции; средний уровень — движения носят неуверенный, поисковый характер, трудности переключения с одной позы на другую; уровень ниже среднего - систематические ошибки в выполнении инструкции, значительные затруднения при переключении с одной позы на другую, выполнение задания требует постоянного уточнения инструкции; низкий уровень — стойкие ошибки в латерализа-ции правой и левой рук, нарушение оптико-пространственных ориентировок, помощь экспериментатора позволяет выполнить лишь отдельные инструкции.
3. Состояние речезрительных функций
(проверяется на материале элементов букв и букв алфавита)
А. Исследование знания букв, буквенного гнозиса.
Материал — печатные и письменные буквы алфавита.
Процедура и инструкция. Ученику показывают печатные буквы алфавита и предлагают их назвать.
Аналогичное задание проводится и с рукописными буквами. Демонстрируются как изолированные буквы, так и ряды букв, сходных по начертанию.
Оценка результатов: высокий уровень — правильное и самостоятельное выполнение всех заданий; уровень выше среднего — отдельные смешения терминов «звук» — «буква», ошибки в назывании букв обнаруживаются и исправляются самостоятельно; средний уровень — вышеописанные ошибки проявляются в более выраженной форме, они исправляются после указания на них логопеда; уровень ниже среднего — .стойкие смешения и замены букв, подсказка логопеда не приводит к исправлению всех ошибок; низкий уровень — единичные правильные ответы.
132
Б. Исследование умения конструировать и реконструировать буквы.
Материал — элементы букв:
Процедура и инструкция. Логопед демонстрирует элементы печатных, а затем письменных букв, просит их внимательно рассмотреть. Потом он просит ученика записать сначала печатные, затем письменные буквы. После этого ученику предлагается письменно реконструировать буквы, добавляя, переставляя или заменяя элементы. Например, преобразовать и написать следующие буквы: П -» Т, В -» Ь, Б -> Ь, О -» С, В -» 3, Н^П,Ж -+К.Ш-+П.
Оценка результатное: высокий уровень — безошибочное выполнение задания с большим количеством вариантов написанных букв; уровень выше среднего — отдельные ошибки обнаруживаются и исправляются самостоятельно, замедленный темп работы; средний уровень — долгий поиск частей букв, ошибки исправляются после указания на них логопеда, конструируется и записывается около половины букв алфавита; уровень ниже среднего — затруднения более выражены и многочисленны, число сконструированных букв не превышает 7; низкий уровень — единичные случаи правильного воспроизведения букв, помощь неэффективна.