Исследование зрительной и речеслуховой памяти

1. Умение воспроизводить ряд геометрических фигур

Материал — 4 карты с различно расположен­ными геометрическими фигурами: квадратом, кругом, треугольником, прямоугольником.

Процедура и инструкция. Логопед просит уче­ника рассмотреть предложенные поочередно кар­ты, запомнить расположение геометрических фи­гур. Затем изображения убирают и учащемуся предлагают нарисовать их самому, располагая по порядку.

133

Исследование зрительной и речеслуховой памяти - student2.ru

Оценка результатов: высокий уровень — правильное и бы­строе выполнение задания; уровень выше среднего — отдель­ные ошибки проявляются в пропусках или перестановках сти-мульного материала, исправляются после указания логопеда; средний уровень — многочисленные пропуски, перестановки предъявляемого материала, однако указание логопеда на допу­щенные ошибки ведет к их устранению; уровень ниже средне­го — стойкие ошибки, подсказка логопеда позволяет исправить лишь отдельные из них; низкий уровень — единичные пра­вильные воспроизведения изображений.

2. Умение воспроизводить ряд букв

Материал — карточки с напечатанными на них сериями строчных и прописных букв:

а) А, И, П. В, Л, Д, У, Щ;

б) п, ы, р, п, ц, о, и, д, х;

в) А, ы, Ч, Ц, л, Л, 3, ж.

Процедура и инструкция. Учащемуся предлагается внима­тельно рассмотреть ряд букв и запомнить его. Затем карточка убирается. Учащийся отбирает в кассе буквы и воспроизводит их последовательность.

Оценка результатов: см. п. 2.15.1.

3. Умение воспроизводить ряд слов

Регевой материал — слова: а) оценки, перчат­ка, синица, опускается, тихо, аккуратная, белый; б) осень, тяжесть, мокро, нигде, лижет, грохотать, пестрая.

Процедура и инструкция. Перед началом ис­следования учащийся получает задание прослу­шать произнесенные логопедом семь слов, запомнить их, за­тем повторить. Затем слова произносятся логопедом еще два раза. Учащемуся предлагается воспроизвести их снова. 134

Исследование зрительной и речеслуховой памяти - student2.ru

Оценка результатов: высокий уровень - безошибочное воспроизведение слов (предложений); уровень выше средне­го — пропуски, перестановки одного слова, правильное вос­произведение при повторной попытке; средний уровень — пропуск или перестановка двух-трех слов; уровень ниже сред­него — пропуск или перестановка более трех слов, изменение грамматической категории отдельных слов; низкий уровень — воспроизведение двух-трех слов, нарушение порядка слов, а также изменение грамматической категории большинства слов.

4. Умение воспроизводить предложения

Регевой материал — предложения: Вече­ром мы смотрели интересный фильм. Ранней весной на проталинах зазеленеет нежная травка. Аисты кормят своих птенцов мелкой рыбешкой, лягушками и жуками.

Процедура и инструкция: внимательно прослушай и повтори каждое предложение.

Оценка результатов: высокий уровень — правильное воспроизведение предложений; уровень выше среднего — отдельные пропуски или перестановки второсте­пенных членов последнего предложения; средний уровень — аналогичные затруднения при воспроизведении всех предло­жений; уровень ниже среднего — сокращение структуры пред­ложений, а также изменение грамматической отнесенности форм слов; низкий уровень — изменение структуры предло­жений, замены слов по звуковому сходству, нарушение смыс­ла высказывания.

Исследование особенностей ручной моторики

(Проводится согласно общепринятой в логопедии методике.)

1. Определение ведущей руки, ноги

135

Исследование зрительной и речеслуховой памяти - student2.ru

2. Выполнение пробы Хэда

3. Оптико-кинестетическая организация движений пальцев (праксис «позы»)

4. Динамическая организация движений пальцев

5. Состояние грасромоторных навыков

6. Наличие леворукости

Исследование особенностей речевой моторики

(Проводится согласно общепринятой в логопедии методике.) Определение особенностей движений нижней челюсти, губ, языка, мягкого неба по следующим параметрам:

— наличие или отсутствие движений;

— тонус арктикуляторных мышц;

— характер движений артикуляторных органов (нормальная активность, заторможенность, расторможенность);

— объем движений;

— точность движений;

— длительность выполнения движений, способность удержать артикуляторныи уклад в заданном положении в течение оп­ределенного времени;

— переключаемость движений;

— темп;

— замены одного движения другим.

Исследование особенностей динамической стороны речи

(Проводится согласно общепринятой в логопедии методике.) Указывается:

— темп (нормальный, замедленный, быстрый) и ритм речи (нормальный или отмечается дисритмия);

— употребление ударения (словесного, логического);

— употребление пауз в потоке речи;

— особенности голоса (его громкость, высота, тембр);

136

— употребление основных видов интонации, и их оттенков;

— выразительность речи (нормальная, монотонная, маловыра­зительная.

Исследование зрительной и речеслуховой памяти - student2.ru

Исследование сенсорно-перцептивного уровня восприятия речи

1. Особенности имитации слогов с меняющимся ударением

А. Исследование умения повторять ряды, состоящие из двух слогов (с одинаковыми со­гласными и гласными звуками), с меняющим­ся ударением.

Регевой материал — слоги: да - да, да - да,

ро — ро, ро — ро,

лу — лу, лу — лу.

Процедура и инструкция: внимательно прослушать пары сло­гов, запомнить ударный и повторить слоги с таким же ударением. Оценка результатов: высокий уровень — безошибочное воспроизведение слогового ряда с выделением ударного; уро­вень выше среднего — правильное повторение количества и порядка слогов, единичные ошибки при выделении ударного слога, необходимость в процессе выполнения задания их по­вторного воспроизведения; средний уровень — единичные ошибки в передаче количества, порядка слогов, а также в вос­произведении ударного слога; уровень ниже среднего — воспро­изведение единичных слоговых рядов с выделением ударного слога при активной помощи логопеда в виде неоднократного повторения серии слогов; низкий уровень — помощь педагога неэффективна, ребенку не удается повторить серию слогов с вы­делением ударного слога, отказ от выполнения задания.

Б. Исследование умения повторять ряды, состоящие из двух слогов (с фонетически далекими согласными и одинако­выми гласными звуками), с меняющимся ударением.

137

Регевой материал — слоги:

ма — да', ма' — да,

ро — со, ро - со,

гу — лу, гу — лу. Процедура и инструкция, оценка результатов: см. п. 1.А.

В. Исследование умения повторять ряды, состоящие из двух слогов (с разными оппозиционными согласными звуками и оди­наковыми гласными звуками), с меняющимся ударением.

Регевой материал — слоги:

та — да, та — да, по — бо, по — 66, ку — ку, ку - гу.

Процедура и инструкция: внимательно прослушай пары сло­гов, запомни ударный и повтори слоги с таким же ударением.

Оценка результатов: высокий уровень — безошибочное воспроизведение слогового ряда с выделением ударного слога; уровень выше среднего — правильное повторение количества и порядка слогов, единичные ошибки при выделении ударного слога, необходимость повторного воспроизведения в процессе выполнения задания; средний уровень — единичные ошибки в передаче количества, порядка слогов, а также в воспроизведе­нии ударного слога; уровень ниже среднего — воспроизведение единичных слоговых рядов с выделением ударного слога при активной помощи логопеда в виде неоднократного повторения серии слогов; низкий уровень — помощь педагога неэффектив­на, ребенку не удается повторить серию слогов с выделением ударного слога, отказ от выполнения задания.

Г. Исследование умения повторять ряды, состоящие из двух слогов (с разными согласными и гласными звуками), сменяю­щимся ударением.

Регевой материал — слоги:

ва — су ва — су

го — сы го - сы ту — ма ту — ма

Процедура и инструкция, оценка результатов: см. п. 1.А. 138

Д. Исследование умения повторять ряды, состоящие из трех слогов (с одинаковыми согласными и гласными звуками), с меняющимся ударением.

Регевой материал — слоги:

ва — ва — ва ва — ва — ва ва — ва — ва

ло — ло — ло ло — ло — ло ло — ло - ло

шу — шу — шу шу — шу — шу шу — шу — шу

Процедура и инструкция, оценка результатов: см. п. 1.А.

Е. Исследование умения повторять ряды, состоящие из трех слогов (с фонетически далекими согласными и одинаковыми гласными звуками), с меняющимся ударением. Регевой материал — слоги:

га — да — са га — да — са га — да — са

ру — ву — ку ру — ву — ку ру — ву — ку

фа — ла — за фа — ла - за фа — ла — за

Процедура и инструкция, оценка результатов: см. п. 1.А.

Ж. Исследование умения повторять ряды, состоящие из трех слогов (с разными согласными и гласными звуками), с ме­няющимся ударением.

Регевой материал — слоги:

шу - ла — гы шу — ла — гы шу — ла — гы

мо — фа — ры мо — фа — ры мо — фа — ры

ча — зу — до ча ~ зу — до ча — зу — до

Процедура и инструкция, оценка результатов: см. п. 1.А.

2. Исследование фонематического восприятия (дифференциация фонем)

Регевой материал — картинки на слова-квазиомонимы: зо­вет — завод, выть — вить, мышка — мишка, мыло — Мила, ел — ель, лук — люк, Юля — юла, галка — галька, угол — уголь, Леш­ка — ложка, сова — софа, класс — глаз, картина — гардина, кот — год, колос — голос, почка — бочка, пашня — башня, Паня — баня, пой — бой, топор — табор, порт - борт, тушь —

139

душ, катушка — кадушка, уточка — удочка, том — дом, трава -дрова, тачка — дачка, тоска - доска, затор - задор, сайка -зайка, косы — козы, суп — зуб, вышить — выжить, Саша — сажа, крушить — кружить, рама — яма, марка — майка, рот — йод, рожки — ложки, бурки — булки, гроза - глаза, рукавица — лу­ковица, прорыв - пролив, барон — баллон, корона — колонна, Марина - малина, жарит -- жалит, усы — уши, мишка — мис­ка, сук — жук, сыр - жир, косы — кожи, челка — щелка, чита­ет — считает, дочь — дождь, плач - плащ, горячий — горящий, точить — тащить, Петька - печка, редька — речка, плачет — платит, телка — челка, катается — качается, светик — цветик, лиса — лица, весы — вещи, лес — лещ, чашки — шашки, нож — ночь, честь — шесть, печка — пешка, мочка — мошка.

Процедура и инструкция. Перед учеником поочередно рас­кладываются картинки на слова-квазиомонимы. По указанию педагога он показывает то или иное изображение. В случае зат­руднения при выполнении задания учащемуся задают допол­нительные вопросы.

Оценка результатов: высокий уровень — правильное, быс­трое выполнение задания; уровень выше среднего — показ кар­тинок сопровождается несистематическими ошибками, помощь логопеда приводит к исправлению ошибок; средний уровень — выраженные трудности в дифференциации определенной груп­пы звуков, задание выполняется самостоятельно; уровень ниже среднего - стойкие ошибки в дифференциации нескольких групп звуков, неаргументированный отбор картинок; низкий уровень — неправильное выполнение задания, отказ от его вы­полнения.

3. Исследование ударения в слогах и словах

Исследование зрительной и речеслуховой памяти - student2.ru

Умение младших школьников

Наши рекомендации