Особенности усвоения школьниками с дизорфографией грамматического значения слова и его связи с формальными признаками
Успешное овладение навыками письменной речи, в частности правописания слов, основанных на морфологическом и традиционном принципах написания, предполагает усвоение учащимися начальных классов связи грамматического значения слова и его формальных признаков. Так, правописание безударных гласных в корне слов, проверяемых звонких и глухих согласных в конце слов, слов с удвоенными согласными требуют от учащихся усвоения способов выражения тех или иных грамматических значений.
Дети должны определять принадлежность слов к определенным лексико-грамматическим классам и разрядам на основе умения распознавать грамматическую семантику слов, а также их формальные признаки, формообразовательные и словообразовательные характеристики.
Усвоение грамматического значения слова и оперирование им на осознанном уровне требует от учеников младших классов сформированности процессов обобщения и абстрагирования. Данная закономерность обусловлена тем, что грамматическое значение не основывается на наглядно-образном мышлении, не имеет четко выраженной связи с предметами, действиями, признаками, явлениями, более отвлеченными, чем лексическое значение (Д. Н. Богоявленский, И. М. Гиле-вич, В. В. Давыдов, А. А. Залевская, Т. Г. Рамзаева, Г. Н. Тру-бицина и др.).
Однако грамматическое значение — это абстрактное понятие, которое органически срастается с лексическим значением слова и предопределяет его место и роль в грамматической структуре предложения (В. Н. Вакурнов, Д. Э. Розенталь).
Любая часть речи характеризуется определенными грамматическими категориями. Анализ отдельных слов требует от учащихся умения выполнять сложные операции по выделению в этих словесных формах грамматических значений. Известно, что грамматические категории реализуют свои грамматические значения не в части речи как таковой, а в конкретном слове, которое принадлежит к данной части речи. Так, в слове стол выражены такие грамматические значения, как мужской род, единственное число, именительный и винительный падежи.
Грамматические значения соотносятся между собой и одновременно противопоставляются друг другу. Отношения имени существительного к другим словам могут выражаться сходством падежных значений. Различия же проявляются в том, что падежные значения отражают отношения разного рода (например, объектные, орудия действия). В качестве основной материальной основы для выражения грамматических значений слова выступает совокупность его морфем и ударение. Для выражения грамматического значения в русских словах чаще всего используется аффиксация (различные формообразующие аффиксы: флексии имен и глаголов, формообразующие приставки и суффиксы). Так, грамматическое значение слова может выражаться нулевым окончанием (Бармалей, грузовик). При анализе других падежных форм этих же слов (Бармалея, грузовика; Бармалею, грузовику) отсутствие материально выраженного окончания воспринимается как значимое отсутствие окончания. Оно выражает не только грамматические значения мужского рода единственного числа, но и грамматическое значение именительного падежа.
Ударение может использоваться при выражении грамматических значений совершенного-несовершенного вида в глаголах: нарезать - нарезать. Ударение с внутренней флексией выражают грамматические значения числа и падежа (норы — норы, вёсны — весны).
Грамматическое значение может быть выражено и с помощью чередования звуков в корне, которое не обусловлено их фонетической позицией. Чаще данный способ сопутствует аффиксации. Так, грамматическое значение несовершенного вида 78
выражается чередованием звуков в корне и заменой формообразующего суффикса (подскогить, подскакивать).
Супплетивизм является одной из форм выражения грамматического значения. При этом употребляются формы слов, образованные от других корней. Например, для выражения грамматического значения множественного числа имен существительных используются следующие супплетивные корни: геловек — люди, ребенок — дети.
Для выявления грамматических значений в русском языке существует синтетический (пишу) и аналитический (буду писать) типы выражения. При синтетическом типе грамматической формы лексическое и грамматическое значения выражаются формой одного и того же слова. Так, в словах парты, перемены лексическое значение выражено основами парт-, перемен-, а грамматическое значение множественного числа именительного падежа — флексией -ы.
Существенные различия в уровнях сформированности умения определять грамматическое значение имеют место у школьников с дизорфографией и их сверстников без патологии речи. Наибольшие затруднения вызывает у учеников определение рода имен существительных по конечной части слова. Оно является более абстрактным, так как род имен существительных не определяется признаками денотата или семантикой слова.
При выполнении задания на подстановку соответствующих местоимений к конечным частям слов (...тон (он); ...та (она); ...то (оно)) большинство учащихся без патологии речи не испытывают затруднений. Школьники с речевой патологией показывают большой разброс данных. Так, 10% второклассников не определяют род заданных словоформ даже с помощью логопеда. При этом 10% второклассников не испытывают затруднений при его выполнении.
Дети с дизорфографией допускают значительное число ошибок не только при определении существительных среднего рода (как это отмечается у детей с нормальным генезом речи). Ученики с речевой патологией ошибаются при определении и мужского, и женского рода имен существительных.
Ошибочное выполнение задания сопровождается низким уровнем самопроверки.
Различные результаты демонстрируют учащиеся при выполнении заданий, требующих понимания лексико-грамматического значения суффиксов (по методике Д. Н. Богоявленского). Большинство детей без речевой патологии безошибочно выполняют это задание. Среди школьников с дизорфографи-ей ни один ребенок не может показать высокого уровня сфор-мированности морфологических обобщений, безошибочно и аргументировано объяснить значение предъявленных слов. Самое большое количество неправильных ответов вызывает объяснение значения слов, обозначающих профессию и вместилище чего-нибудь, например посуду (кашемирщик, лафит-ница). Учащиеся с дизорфографией не выделяют категорию одушевленности, что связано с трудностями узнавания и определения значения суффиксов.
Ошибки, типа «кашемирщик — это можно печь», «лафитни-ца — это такие конфеты» говорят о том, что школьники с дизорфографией опираются не на значение морфем, а на звуковое сходство слов. Учащиеся с патологией речи меньше ошибаются при распознавании значений уменьшительно-ласкательных суффиксов («Ларенок- это маленький мальчик»). Однако эти дети часто не дифференцируют обобщенные значения суффиксов, обозначающих величину предметов. Так, при сравнении пара и ларища учащиеся с речевой патологией второго и третьего года обучения не могут назвать, кто из них больше.
Таким образом, у младших школьников с дизорфографией отмечается низкий уровень сформированное™ морфологических обобщений. Дети данной категории не усваивают грамматические значения некорневых морфем (суффиксов, приставок, окончаний) и как следствие не могут их выделить в словах, обосновать свой выбор. Имеют место и трудности оперирования грамматическим значением, особенно на незнакомом речевом материале. Это проявляется, прежде всего, в систематических ошибках или ответах угадывающего характера при определении грамматической принадлежности различных частей речи
(например, имен существительных или имен прилагательных) к определенному роду, числу, падежу.