По специальности 030101 философия
Составитель Стешенко Н.И.
Ростов-на-Дону
Год
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1. Пояснительная записка…………………………………………………… 3
2. Тематический план курса ……………………………………………….. 4
3. Программа курса ……………………………………………………… 5-11
4. Планы семинарских занятий(с указаниями к самостоятельной
подготовке, формы контроля). 12-19
5. Литература ……………………………………………………………… 19
6. Экзаменационные вопросы …………………………………………...20-21
7. Вопросы к государственным итоговым экзаменам (комментарии)...21-22
9. Темы курсовых и дипломных работ ……………………………………. 22
10. Глоссарий ……………………………………………………………22-25
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель – дать современные представления о традиционной, классической и неклассической логиках.
Задачи – овладеть теоретико-доказательными и теоретико-модельными методами изучаемых логик, установить взаимозависимость философии и логики.
Место в учебном процессе – содержание некоторых разделов курса логики позволяют лучше понять тексты античных и средневековых философов (силлогистика), тексты философов аналитического направления 20 в.(язык как знаковая система), более глубоко усвоить отдельные темы курсов истории и методологии науки (индуктивная логика)
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
№ п/п | Тема | Лекции | Семинары | Всего |
Часть первая | ||||
11. | Предмет и значение логики | – | ||
22. | Понятие | |||
33. | Классическая логика высказываний. Теория моделей | |||
Классическая логика высказываний. Теория доказательства | ||||
Часть вторая | ||||
55. | Классическая логика предикатов. Теория моделей | |||
66. | Классическая логика предикатов. Теория доказательства | |||
77. | Традиционное учение о суждении. Традиционная силлогистика | |||
Часть третья | ||||
88. | Неклассическая логика: модальная логика высказываний. Аксиоматические нормальные системы. Теория моделей | - | ||
99. | Неклассическая логика: трехзначная логика Лукасевича. Матричный способ получения n-значных логик Лукаснвича | |||
110. | Индуктивная логика | – | ||
11. | Логические основы теории аргументации | – | ||
Итого: |
Программа курса логики.
Часть первая
1. Предмет и значение логики.
Логическая практика как опыт использование концептуальных средств, сложившихся в культуре: понятий с конкретным содержанием, операций определения и классификации, доказательств отдельных утверждений и др.
Цель логического исследования - создание логической теории посредством уточнения, систематизации и расширения логического опыта человечества, выраженного в языке.
Чувственный и рациональный уровни познания. Особенности рационального уровня познания. Понятие, суждение, рассуждения - основные формы теоретического знания. Предмет логики как науки/теоретической логики/ - формы знания и способы, оперирования ими. Понятие логической: формы. Понятие логического закона. Законы тождества, запрета противоречия, исключенного третьего, принцип достаточного основания.
Логико-методологические формы научного познания: доказательство и опровержение, проблема, гипотеза, теория.
Возникновение логики как науки и основные этапы ее развития. Логические идеи в античной философии: апории Зенона, Платон о логических операциях с понятиями. Силлогистика Аристотеля - исторически первая дедуктивная логическая система. Семантические и логико-методологические аспекты в логическом учении Аристотеля. Индуктивная логика. Ф.Бэкона и Дж.Милля, Особенности современного этапа развития логики. Г.Фреге: метод формализации дедуктивных систем, преодоление психологизма в логике.
Язык как знаковая система
Понятие знака. Виды знаков: знаки-индексы, знаки-образцы/иконические-зиаки/ знаки-символы; знаки символы в естественном языке. Естественный язык как система средств коммуникации/общения/. Семиотические аспекты языка: семантический, синтаксический, прагматический. Семантический треугольник/"треугольник отнесения11 Дж. А. Ричардса: слово/ знак/ - вещь/объект, предмет/ - мысль; отношения: слово-вещь, мысль-слово, мысль-вещь.
Искусственный и естественный язык, их различие. Объектный язык и метаязык.
Семантические категории языковых выражений. Предложение (повествовательное) и термины (как части предложения). Значение и смысл предложения. Предложение и суждение(высказывание). Дескриптивные и логические термины. Дескриптивные термины: предложение, единичные и общие имена, предикаторы, предметные функторы. Логические термины: логические связки; логические операторы: а) кванторные слова ("всякий", "некоторый") б) определенная дескрипция ("тот..., который..."); в) неопределенная дескрипция ("некий из...").
Смысл и значение имени. Сложные/описательные/ имена, как имена, имеющие собственный смысл”. Простые/неописательнне/ имена, как имена, имеющие приданный смысл. Зависимость значения общего имени от грамматического места в предложении. Общее имя в позиции логического подлежащего - переменная (в сочетании с кванторными словами). Общее имя в позиции логического сказуемого ("есть + общее имя") - предикатор. Конструкция "а есть Р" как средство разделения имен на единичные и общие, где "а" единичное имя, а "Р" - общее имя.
Карнаповский метод отношения именования. Отношение именования. Принципы отношения именования: 1) принцип однозначности, 2)принцип предметности, 3) принцип взаимозаменимости. Неоднозначность в методе отношения именования при анализе общих имен в предложениях типа "единичное имя + есть + общее имя": общее имя как имя класса и общее имя как имя свойства. Антиномии отношения именования по принципу взаимозаменимости имен. Экстенсиональные и интенсиональные контексты.
Понятие
Роль понятий в познании. Языковая форма выражения понятий. Основные приемы образования приятии: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование (обобщающе - различающее, отождествление, изолирующее абстрагирование/.
Логические характеристики понятий: содержание и объем. Содержание понятий. Простые и сложные признаки. Виды простых признаков: положительные и отрицательные, относительные и безотносительные, необходимые и случайные признаки, существенные признаки,
Объем понятий. Закон обратного отношения между объемом и содержанием
понятий. Виды понятий по объему: единичные, общие, пустые и неопределенные.
Виды понятий по характеру признаков, присущих предметам: относительные и безотносительные, положительные и отрицательные.
Виды понятий по характеру обобщаемых в понятиях объектов: конкретные и абстрактные, собирательные и несобирательные.
Логические отношения между понятиями по содержанию: сравнимые и несравнимые. Логические отношения между понятиями по объему: совместимые и несовместимые. Совместимые: отношения равнозначности, включения, пересечения. Несовместимые: отношения соподчинения, противоположности, противоречия. Моделирование отношений между объемом понятий на кругах Эйлера.
Операции с понятиями. Определение понятий. Структура определений: определяемое понятие, определяющая часть, отношение равенства между определяемым понятием и определяющей частью. Вида определений. Явные и неявные. Реальные и номинальные определения. Виды явных определений: через род и видовое отличие, генетическое, операциональное, определение через абстракцию. Вида неявных определений: контекстуальные, индуктивные, рекурсивные. Виды номинальных определений: синтаксические и семантические. Приемы, сходные с определением: остенсивные определения, описание. Правила определения и возможные ошибки в определениях.
Обобщение и ограничение понятий. Деление понятий. Логическая структура деления понятий: делимое понятие, основание деления, члены деления. Виды деления: по видоизменяющемуся признаку и дихотомическое. Правила деления и возможные ошибки при делении понятий.
Классификация. Естественная и искусственная классификация.