Составление окончательной интеллект-карты

После очередного короткого перерыва вы можете либо прослушать запись на пленке, либо повторно пересказать получившуюся историю, одновременно составляя окончательную и более оригинальную интеллект-карту. Ее составление можно также превратить в коллективное занятие или же поручить кому-то одному из участников. Для самых удачных историй очень хорошей идеей был бы перенос текста рассказа на бумагу, используя крупные печатные буквы, так чтобы на каждой странице текст занимал не более десяти строк. Каждую страницу с текстом следует чередовать с пустой страницей, на которую другой член семьи поместил бы рисунок, иллюстрирующий текст на предыдущей странице. Таким образом, семья в состоянии приступить к созданию собственной коллекции великолепных сказок-книжек. Приобретаемые и совершенствуемые при этом навыки с успехом находят применение как в учебе младших, так и работе старших членов семьи. Интеллект-карты и созданные в процессе семейного сочинительства иллюстрации могут быть использованы для украшения стен в детской (на деле же нередко доходит до того, что украшенным оказывается весь дом!).

Учеба с помощью интеллект-карт

Метод органичного изучения посредством интеллект-карт (МОИПИК) – описанный в главе 14, а также в книге Тони Бьюзена «Научите себя думать» (глава 9), – позволяет майндмаперу увеличить скорость, полноту, эффективность и производительность усвоения материала в пять-десять раз. Применяя аналогичный метод к учебе в кругу семьи или какой-либо группы, указанное улучшение в качестве учебной работы можно смело умножать на число участников учебной работы.

В общих чертах, МОИПИК осуществляется в ходе двух этапов – подготовки и применения – и используется для оптимизации групповой учебной работы.

Интеллект-карта сказочной истории; авторы: Донна Ким и ее дети

Подготовка

• Как группа, придите к согласию по поводу объема материала, подлежащего изучению в течение текущего занятия, и оцените уровень его сложности путем быстрого просмотра текста. Упомянутый объем может представлять собой объем единичной главы (в условиях непродолжительной учебной работы), раздела (в условиях учебной работы на протяжении нескольких часов) или даже целой книги (в условиях целого учебного дня в кругу семьи – см. выше). Когда предполагается, что учеба в кругу семьи займет продолжительное время, члены семьи могут договориться, изберут ли они тактику параллельного изучения одного и того же материала с последующим сравнением своих достижений или тактику изучения разного материала с последующим комбинированием результатов.

• Придите к согласию по поводу количества времени, которое предполагается потратить на занятия, и разбейте его (время) на промежутки так, чтобы их последовательно хватило на все изучаемые главы или разделы.

• Теперь, как отдельные члены группы, выполните упражнение на «извержение» ассоциаций, учитывая имеющиеся у вас знания по предмету изучения, тем самым повышая уровень своей ментальной активности и снабдив мозг необходимыми ассоциативными «крючками», которые помогут ему «взять на борт» новую информацию. В ходе упражнения также выявляются пробелы в знаниях, которым потребуется уделить особое внимание.

• Изучите интеллект-карты, составленные каждым из вас, обменяйтесь идеями и составьте одну или более интеллект-карт, посвященных всей информации, изучением которой занимается на данном занятии ваша группа/семья.

• Опять-таки, как отдельные члены группы, составьте интеллект-карту, посвященную целям и результатам данного учебного занятия. Базовые порядковые идеи типа «кто?», «когда?», «где?», «почему?», «что?», «как?», «который?» могут оказаться наиболее полезными на рассматриваемой стадии.

• Вновь изучите составленное каждым из вас, обменяйтесь идеями и составьте одну или более интеллект-карт, посвященных целям и ожидаемым результатам занятия в коллективном представлении вашей группы/семьи.

• Интеллект-карты по имеющимся знаниям и целям способствуют формированию более четкого ментального фокуса у группы в целом, увеличивая при этом мотивацию и концентрацию.

• Сначала поодиночке, а затем и вместе с другими составьте интеллект-карты, посвященные всем вопросам, на которые вы предполагаете найти ответ в ходе учебной работы.

Применение

• Поодиночке выполните то, что называют обзором, т. е. прочтите оглавление, ознакомьтесь с заголовками всех разделов, выводами, сводными данными, основными иллюстрациями и диаграммами, а также другими важными элементами, бросающимися в глаза.

• Попробуйте выделить главные элементы изучаемого текста, обсудите ваши впечатления с другими членами группы и составьте предварительную коллективную интеллект-карту, в которой отразите базовую структуру текста.

• Теперь переходите к стадии, называемой анонсным чтением, в ходе которой обращайте внимание на элементы текста, оставленные без внимания на стадии обзора, особенно это касается начала и конца абзацев, разделов и глав, где обычно сконцентрирована самая существенная информация.

• Вновь обсудите свои впечатления с другими членами группы и приступайте к добавлению некоторых новых деталей к коллективной интеллект-карте.

• Следующей является стадия обстоятельного чтения. Данная стадия, образно говоря, соответствует стадии в решении картинки-мозаики, когда вы приступаете к сбору срединных кусочков. Так и теперь, обстоятельно работая над материалом, намеренно обойденным вниманием в предыдущих стадиях, вы как бы составляете срединный массив собственной ментальной картинки, добиваясь ясности и полноты. На этой стадии следует лишь помечать трудные места и двигаться дальше – с «твердыми орешками» представится возможность разобраться чуть позднее.

• Наконец наступает стадия ревизии. Во время этой стадии вы приступаете к разбору трудных мест, которые были пропущены в ходе предыдущих стадий, а также просматриваете весь текст на предмет поиска ответов на оставшиеся вопросы. На этой стадии следует еще более дополнить вашу личную интеллект-карту, которая составлялась вами на протяжении всей вашей индивидуальной работы.

• Следующее за этим групповое обсуждение помогает разобраться с любыми проблемными местами, ответить на остающиеся трудные вопросы. Затем каждый поодиночке или группа в целом наносит последние штрихи на персональные и коллективную интеллект-карты.

• По завершении процесса групповой учебы каждого участника характеризует понимание материала как на макроуровне (общее осознание усвоенного материала), так и микроуровне (детальное знание содержания и структуры). Макроуровень находит отражение в коллективной интеллект-карте, в то время как микроуровень находит в основном выражение в подробных индивидуальных интеллект-картах.

День семейной учебы

Представленный ниже план однодневного занятия в кругу семьи может использоваться любой семьей, члены которой желают улучшить свои знания по тому или иному предмету, ради более успешной учебы в академических условиях или просто из общего интереса. План был разработан таким образом, чтобы превратить такое семейное мероприятие в эффективный способ коллективной учебы и одновременно источник радости.

Следуя подобному плану групповой работы и умело составляя вспомогательные интеллект-карты, можно добиться того, чтобы содержание целой книги оказывалось усвоенным участниками за время от 30 минут до 1 часа! План семейного учебного дня предусматривает выделение каждому члену семьи на изучение одной книги чуть более 2 часов времени. Таким образом, для семьи из четырех человек четыре книги могут быть прочитаны, их содержание нанесено на интеллект-карты, информация, содержащаяся в них, усвоена и обсуждена с другими членами семьи – и все это за один-единственный день!

Типичный учебный план подробно описан в книге Тони Бьюзена «Поставим на службу парамозг» , глава 10, а основные этапы кратко обозначены ниже. Смотрите также интеллект-карту.

1. Начните примерно в 10 часов утра, предварив занятия небольшой физической зарядкой (30 минут). Зарядка может принять форму подвижных игр, набора стандартных упражнений и призвана выполнять скорее разогревающую функцию, нежели подвергать ваш организм тяжелой физической нагрузке.

2. Быстро пролистайте книгу, к изучению которой приступили (15 минут).

3. Перерыв – отдых любого рода (5-10 минут).

4. Решите, сколько времени вы выделяете на собственно учебу, сколько на перерывы, и разбейте его на промежутки, достаточные, на ваш взгляд, для изучения избранных порций материала (10 минут).

5. Нанесите на интеллект-карту все, что можете вспомнить в отношении предмета изучения, а также цели, ожидаемые результаты, вопросы, на которые хотите получить ответ (20 минут).

6. Перерыв (5-10 минут).

7. В процессе быстрого обзора книги ознакомьтесь с оглавлением, основными заголовками и т. д. После этого нанесите на коллективную интеллект-карту главные ветви (15 минут).

8. В процессе анонсного чтения ознакомьтесь с материалом более подробно и дополните интеллект-карту новыми деталями (15 минут).

9. Обед (1 час).

10. Обсудите с другими членами семьи встреченные вами трудные места и попробуйте разобраться с ними сообща (30 минут).

11. Перерыв (5-10 минут).

12. Стадия ревизии, в течение которой следует обратить внимание на остающиеся вопросы и внести недостающие детали в коллективную и индивидуальные интеллект-карты (30 минут).

13. Перерыв (5-10 минут).

14. Обсуждение результатов, в ходе которого каждый член семьи держит слово, излагая с помощью составленной им интеллект-карты резюме того, что он почерпнул из изученного текста. (Подробнее о подготовке презентаций с помощью интеллект-карт см. главу 26.)

Каждая презентация длится в пределах 25 минут, перерыв на 5-10 минут делается по завершении первых двух презентаций. Пока один член семьи держит слово, другие по ходу презентации аннотируют ее в форме интеллект-карты, стремясь к тому, чтобы их понимание излагаемого по меньшей мере соответствовало пониманию, вкладываемому в свою речь говорящим. Позднее, имея возможность все еще раз взвесить, а также используя материалы друг друга, можно довести свою и чужие интеллект-карты до более высокого уровня проработки. Интеллект-карта стала результатом учебного дня, проведенного весной в саду перед домом в Сомерсете (Англия). Две семьи, Эйр и Коллинзы, посвятили свое время занятиям, по книгам и другим материалам, на тему развития «семейного гения» и применяли то, что изучали, к тому, что изучали! Окончательная интеллект-карта семейного учебного занятия была завершена матерями – Линн Коллинз и Каро Эйр. Центральный образ представляет собой разбитый на четыре четверти круг, каждая из которых соответствует определенной сфере знания. Каждая главная ветвь была к тому же пронумерована таким образом, что ее номер нашел свое графическое представление на одном из рисунков, встречающихся вдоль нее. Например, номер второй, отвечающий за раздел «история», сразу же виден в арке древнего храма, в форме которой нетрудно распознать римское число «II». Номер третий можно увидеть в половинках мозга, нарисованного над ветвью, которая посвящена знаниям о функциях левого и правого полушарий (см. главу 1, «Современные научные данные о человеческом мозге»). Интеллект-карта полна других остроумных рисунков с зашифрованным смыслом, которые читателю, быть может, будет интересно поискать.

15. Семейное торжество.

Из вариантов того, как можно справить семейное торжество по случаю успешно проведенных занятий, можно упомянуть поход всей семьей в кино, театр или на спортивный матч, праздничный ужин, вручение наград особо отличившимся и покупку подарка «для всей семьи».

Назавтра вам может показаться, что вы еще лучше помните и понимаете изученный материал, нежели вам казалось предыдущим вечером. Это объясняется известным феноменом, не вполне правильное применение которого некоторые находят в попытках усвоить материал, положив учебник на ночь себе под подушку Однако то, что во время сна активно проработанный материал имеет свойство лучше «откладываться» в мозге, есть факт бесспорный.

После этого регулярная ревизия созданных во время семейного учебного дня интеллект-карт, в соответствии с рекомендациями, содержащимися в главе 10 («Комментарии к рекомендациям по составлению интеллект-карты»), позволит вам прочно запомнить изученный материал.

Наши рекомендации