Уровень владения методом интеллект-карт
Какими бы знаниями об интеллект-картах вы ни обладали, приступая к чтению «Супермышления», ваш начальный подход должен состоять в том, чтобы, просматривая книгу, обратить внимание прежде всего на ее структуру, отметить части, представляющие для вас особый интерес, после чего вам предлагается сформулировать основные цели, которые вы будете преследовать, приступая к подробному изучению книги.
После этого, в зависимости от вашего уровня знаний и практических навыков, ваш подход будет разниться следующим образом,
1. Начинающий майндмапер
Если вы начинающий майндмапер, т. е. прежде не были знакомы с теорией и практикой интеллект-карт или имели очень поверхностное знакомство, вам следует изучать «Супермышление» как учебник. Краткие рекомендации по осуществлению этого вы найдете в главе 14. (Подробнее о методе изучения печатного материала смотрите в книге «Работай головой», глава 9.)
2.Средний уровень знаний
Если у вас уровень знаний средний, т. е. вы в определенной степени знакомы с теорией интеллект-карт и начали практиковать их применение в своей жизни, предлагаемый подход будет аналогичен с той лишь оговоркой, что главная цель для вас будет состоять в совершенствовании с помощью данной книги имеющихся у вас навыков в целом и в конкретных областях – в соответствии с перечнем, предлагаемым в разделе 5, «Применение».
3.Майндмапер высокого уровня
Если вы майндмапер высокого уровня, т. е. у вас значительный опыт в работе с интеллект-картами, вам рекомендуется обратить внимание в первую очередь на первые три раздела книги с целью углубить свои знания или узнать нечто совершенно новое. Затем вам имеет смысл ознакомиться с разделом 5, «Применение», с целью укрепить имеющиеся у вас навыки.
Каков бы ни был ваш уровень в качестве майндмапера, мы настоятельно рекомендуем вам составить – либо в процессе чтения, либо по прочтении «Супермышления» – генеральную интеллект-карту книги.
Читательские замечания и комментарии
Работа над «Супермышлением» всегда будет продолжаться. И мы были бы крайне признательны читателям за комментарии и замечания, а также за любую заслуживающую внимания информацию следующего плана:
1. Истории из жизни
Любые известные вам истории, например истории о ваших друзьях и знакомых, которые использовали интеллект-карты для каких-то неординарных целей или решения необычных задач.
2. Научно-исследовательские разработки
Если вам известны данные каких-либо исследований, экспериментов или теорий, которые согласуются с идеями, содержащимися в данной книге, просьба поделиться с нами этой информацией через центры Бьюзена с возможно подробными ссылками на ее источник.
3. Дополнения
Если у вас имеются идеи по включению дополнений в материал книги, возможно, новых глав или даже разделов, просьба поделиться с нами своими соображениями.
4. Автографы великих умов
Мы постоянно в них нуждаемся!
5. Упражнения / Игры
Если вы разработали сами или знаете людей, которые разработали занимательные упражнения или игры, способствующие развитию навыков составления интеллект-карт, пришлите нам общее описание с полной информацией о разработчике.
6. Интеллект-карты
Если вы располагаете замечательными примерами интеллект-карт, заслуживающими того, чтобы быть включенными в будущие издания, присылайте нам на рассмотрение оригиналы или цветные фотокопии.
«Супермышление» и вы
Вы, кто читает теперь эти строки, обладаете уникальным набором личных качеств и способностей к учебе. Ваш прогресс будет в связи с этим определяться вашими возможностями. Всегда соизмеряйте собственные силы. Примеры, содержащиеся в книге, следует использовать не как уровень определенного достижения, а скорее как маяки, которые направляют вас к вашей собственной цели.
Когда вы закончите чтение книги, рекомендуем вам прочитать ее вновь в быстром темпе. Такое повторное чтение будет сродни встрече со старым другом и позволит вам взглянуть новыми глазами на каждый ее раздел.
Раздел первый
ЕСТЕСТВЕННАЯ АРХИТЕКТУРА
Кто бы вы ни были, что бы вы ни делали, вы используете (даже читая эти строки) самый тонкий, сложный, таинственный и одновременно мощный механизм во всей известной пока нам Вселенной – свой мозг.
Как одному из этапов эволюции, нам не более 45 000 лет, и в настоящее время мы находимся в преддверии революции, которая изменит весь ход развития человечества. Впервые за почти 3,5-миллионную историю человеческого интеллекта он в состоянии познать и совершенствовать самого себя. Применяя интеллект к собственно познанию интеллекта, мы в состоянии разработать новые способы мышления – гораздо более гибкие и эффективные, нежели традиционные, широко распространенные в современном мире.
Лишь в течение последних двух-трех столетий человечество осуществляло систематический сбор информации о структуре и функциях человеческого мозга. По мере того как растет интерес ко всему новому, что мы узнаем, стремительно растет и число статей и научных трудов, публикуемых по данному вопросу. Было подсчитано, что за последние 10 лет мы собрали практически 95 % всей информации о человеческом мозге, имеющейся на сегодняшний день. Хотя впереди еще долгий путь к полному познанию тайн мозга (мы все более осознаем, что наши текущие знания составляют лишь малую толику того, что нам еще предстоит узнать), уже нынешний уровень знаний позволяет нам коренным образом изменить свой взгляд на вещи.
Перечисленные ниже вопросы определяют круг проблем, которые удается рассмотреть с помощью имеющейся у нас ныне информации о мозге.
1. Из каких основных компонентов состоит человеческий мозг?
2. Как наш мозг обрабатывает информацию?
3. Каковы основные функции мозга?
4. Как распределены в мозгу центры, отвечающие за те или иные наши способности?
5. В чем состоит процесс обучения сточки зрения работы мозга, и в каком случае мы наилучшим образом усваиваем новую информацию?
6. Можно ли назвать формирование и использование накопленного опыта фундаментальными свойствами мозга?
7. Каким образом удавалось и удается выдающимся и вместе с тем обычным людям, известным из истории и живущим ныне, запоминать гораздо больше информации, нежели другим, равным им во всем остальном?
8. Почему столь много людей пребывают в отчаянии от чрезвычайно низкой отдачи, которую они получают от работы своего мозга?
9. Каков наиболее естественный и правильный способ мышления?
10. Каков наиболее естественный и правильный способ выражения человеческой мысли?
В разделах 1—5 на все эти вопросы будут даны ответы; вы ознакомитесь в общих чертах со строением человеческого мозга как на клеточном, так и макроуровне, а также с основными принципами функционирования мозга. Вы узнаете, каким образом «великие мозги» использовали мыслительные способности, доступные любому другому человеку, и почему около 95 % населения Земли не удовлетворены работой собственного мозга. В главах настоящего раздела вы впервые ознакомитесь с новым, основанным на знаниях о мозге способе мышления – радиантным мышлением, а равно и с его логическим приложением – методом интеллект-карт.
Глава 1
УДИВИТЕЛЬНЫЙ МОЗГ
В данной главе вы получите общее представление о результатах последних био– и нейрофизиологических исследований, направленных на изучение этого удивительного биокомпьютера – человеческого мозга. Вы узнаете, сколько нервных клеток (нейронов) содержится в теле вашего мозга и каким сложнейшим и удивительным образом они взаимодействуют между собой. Вам откроется истинная природа системы обработки информации, заложенной в вашем мозге, а также станут известны факты, полученные в результате изучения работы левого и правого полушарий мозга. Информация о природе и способностях человеческой памяти и других фундаментальных функциях мозга поможет вам осознать, насколько велик ваш собственный потенциал в этом отношении.