Развитие умения классифицировать.
Упражнение 1.
Задание: большие и маленькие, черные и белые кружки разделены на 2 группы. По какому признаку разделены кружки:
а) по цвету;
б) по размеру;
в) по цвету и размеру.
Задача на смекалку
Упражнение 2.
Эту картинку нужно разделить тремя прямыми линиями так, чтобы каждый гусь оказался на отдельной площадке.
Упражнение 3.
Задание: числа 22; 35; 48; 51; 31; 45; 27; 24; 36; 20 разбиты на 2 группы: четные и нечетные. На какой строчке классификация проведена правильно?
1) 31; 35; 27; 45; 51; 22 48; 24; 20; 36.
2) 3; 35; 27; 45; 51 27; 20; 24; 36; 22; 48.
3) 27; 31; 35; 45; 51 20; 24; 22; 36; 48.
4) 26; 31; 36; 35; 45; 51 20; 24; 22; 48.
Задача с геометрическим материалом.
Упражнение 5.
Задание: в прямоугольнике находятся два пересекающихся круга и треугольники – черные и белые, большие и маленькие.
Определить:
а) где расположены большие белые треугольники?
б) где расположены маленькие белые треугольники?
в) где расположены большие черные треугольники?
г) где расположены маленькие черные треугольники?
Задача на смекалку
Упражнение 6.
Задание: самостоятельно придумай числа, чтобы в результате получилось число 34.
|
Развитие умения обобщать.
Задачи с числами
Упражнение 1.
Задание: Назвать группу чисел общим словом:
а) 257; 4231; 6093; 88895 ___________________.
б) 12876; 39854; 52648; 76496; 94328 ___________________.
Упражнение 2.
Задание: Назвать группу чисел, одним словом:
а) 18; 25; 33; 48; 57 _________________.
б) 2; 4; 7; 9; 6_______________.
в) 231; 564; 872; 954 _________________
Развитие операции сравнения.
Упражнение 1.
Задание: чем похожи числа и чем различаются числа
770 и 707;
333 и 303;
457 и 754;
840 и 140.
Упражнение 2.
Задание: чем похожи числа; чем отличаются числа:
800 и 180;
201 и 102;
555 и 505;
177 и 170.
Упражнение 3.
Задание: найти общие признаки следующих чисел:
889 и 918; 201 и 210.
Упражнение 4.
Задание: чем похожи числа каждой пары:
5 и 50; 17 и 170?
Упражнение 5.
1. Найди лишнюю фигуру. Почему она лишняя? Чем похожи все остальные фигуры?
2. Найди и покажи 3 спрятанных треугольника. Проведи в треугольнике 1 отрезок так, чтобы треугольник был разделен на 2 треугольника. Проведи отрезок так, чтобы большой треугольник был разделен на треугольник и четырехугольник. Проведи в большом треугольнике столько отрезков, чтобы получилось как можно больше треугольников.
Развитие умения устанавливать закономерности.
Упражнение 1.
Задание: дан ряд чисел. Отметь особенности составления ряда и запиши следующее число:
1601; 1401; 1201; 1001; … .
Задание: найди закономерность и продолжи ряд в обе стороны:
…; 2109; 1709; 1309; … .
Упражнение 2.
Задание: найди закономерность и вставь пропущенное число:
? |
Упражнение 3.
Задание: дан ряд фигур. Определить закономерность составления ряда и продолжить его:
Упражнение 4.
Задание: найти закономерность и вставить пропущенное число.
Логические задачи.
Задачи, решающиеся с помощью таблицы:
Упражнение 1.
К берегу подошел человек. С ним были волк, коза и капуста. Всем им было необходимо переплыть через речку на лодке. Но трудность заключалась в том, что в лодке мог поместиться только человек, а с ним или волк, или коза, или капуста. Если оставить волка с козой, то волк съест козу, если оставить козу с капустой, то коза съест капусту. Человек долго думал, как решить эту задачу, и все же решил. Попробуйте и вы решить её.
Задачи, решающиеся с помощь перебора:
Упражнение 2.
"Цифры двухзначного числа поменяли местами.В результате получилось число , которое в 4,5 раза больше данного. Найти это число."
Задачи, решающиеся с помощь графов:
Упражнение 3.
Известно, что у каждой из трех девочек фамилия начинается с той же буквы, что и имя. У Ани фамилия Анисимова. У Кати фамилия не Карева, а у Киры – не Краснова. Какая фамилия у каждой из девочек?
Занимательные задачи:
Упражнение 4.
Два отца и два сына разделили между собой 3 апельсина так, что каждому досталось по одному апельсину. Как это могло получиться?
Задачи шутки:
"Один мальчик шел – пятак нашел. Двое пойдут – сколько найдут?" Отвечая на вопрос задачи, дети могут сказать: "Найдут 10 коп". Для выявления ошибки в данном случае учителю нужно подвести учащихся к мысли, что так в жизни не бывает. С этой целью учитель из ошибочного ответа на вопрос задачи делает дальнейший, абсурдный вывод. Например: "Итак, кто–то для ребят нарочно потерял именно 2 пятака. Если бы мы изменили вопрос и захотели бы узнать, сколько найдут денег 8 ребят, то тогда кому–то пришлось бы потерять 8 пятаков. Бывает ли так в жизни?"
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Таблица 12. Структура программы развития логического мышления у детей младшего школьного возраста
№ ур. | Направление развития | Задания |
Развитие логической операции «анализ» | Задания направлены на развитие логической операции анализа. Задания развивают такое умение как разделение сложного составного объекта на отдельные части, элементы из которых он состоит. | |
Развитие логической операции «классификация» | Задания направлены на развитие мысленного распределения предметов на классы в соответствии с наиболее существенными признаками. Задания развивают такие умения как: – способность анализировать материал и сопоставлять друг с другом отдельные его элементы; – способность распределять предметы по группам на основании выделенных в них признаков. | |
Развитие логической операции «сравнение» | Задания направлены на развитие логической операции сравнения. Задания развивают такие умения как: – выделение признаков; – установление общих признаков; – выделение основания для сравнений; – сопоставление по данному основанию. | |
Развитие логической операции «обобщение» | Задания направлены на развитие логической операции обобщения. Задания развивают такие умения как: – способность относить конкретный объект к заданному классу, конкретизировать общее понятие через единичные; – способность группировать объекты на основе самостоятельно найденных общих признаков и обозначать образованную группу. | |