Исследование понятия логического мышления в психолого–педагогической литературе
Всегда было принято считать, что без знания логики, полученного в практике мышления или путем специального изучения, нет образованного человека. Сейчас, в условиях коренного преобразования характера человеческого труда, ценность такого знания возрастает.
Трудно найти многогранное и сложное явление, чем человеческое мышление. Оно изучается многими науками, и логика одна из них. Всякое движение нашей мысли, постигающей истину, добро и красоту, опирается на логические законы. Мы можем не осознавать их, но вынуждены всегда следовать им.
Н.А. Менчинская считает [16], что логическое мышление – это один из видов мышления, дающий ученику возможность анализировать, сравнивать, оценивать предмет, ситуацию, явление. Все операции логического мышления тесно взаимосвязаны и их полноценное формирование возможно только в комплексе. Приёмы логического анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации необходимы как детям, имеющим проблемы с развитием, так и развивающимся в соответствии с нормой, без овладения ими не происходит полноценного развития ребенка.
Согласно определению О.К. Тихомирова [26], логическое мышление – это один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций, функционирующих на основе языка и языковых средств.
Показателями логического (аналитического) мышления являются развернутость во времени, наличие чётко выраженных этапов, в значительной степени мышление представлено в сознании самого мыслящего. При необходимости изучить протекание и обусловленность процесса логического мышления исследователь анализирует сам ход мышления. По мнению психолога З.А. Магомеддиберова [15], этот процесс мышления включает в себя: цель, условия, развернутый во времени поиск, результат. Тихомиров отмечает логическое мышление как информационный процесс. При анализе этого вида мышления и его структуры он обозначает ключевые элементы:
1. Определённость условий задачи.
2. Логика проверяемых признаков и информативность поисковых фактов.
По О.К. Тихомирову [26], первый элемент может выступать в роли своеобразного стимула развернутости поиска. Второй элемент, объективная информативность поисковых фактов. Указано, что важны как содержание этих элементов, так и их значения, т.е. то, как они выступают.
Логическое мышление тесно связано с продуктивным (творческим) мышлением. З.И. Калмыкова [26] выявила, что развитие именно продуктивного мышления приходится на формирование его интуитивно–практического компонента. На начальных уровнях ученикам оказывается доступной способность абстрагировать и обобщать существенные признаки воспринимаемых ситуаций без адекватного отражения этих процессов в слове. Систематически переходит на более высокий уровень гибкость, глубина, устойчивость интуитивно–практического мышления. Далее, происходит сближение между интуитивно–практическими и словесно–логическими компонентами мышления, повышается осознанность мыслительной деятельности. В итоге, на завершающей ступени развития повышаются степень существенности абстрагируемых и словесно формулируемых признаков и уровень их обобщенности. Прогрессивно происходит формирование таких качеств продуктивного мышления, как гибкость, глубина, самостоятельность, устойчивость, осознанность.
По Р.С. Немову [20], логическое мышление – это развернутое, строго последовательное мышление, в ходе которого человек неоднократно обращается к использованию логических операций и умозаключений, причем ход этого мышления можно проследить от начала и до конца и проверить его правильность, соотнося с известными требованиями логики. Психолог также отмечал значимость научного мышления. Он писал: «Научное мышление – это всегда логическое мышление. Отсутствие строгой логики делает такое мышление бездоказательным и не гарантирует от ошибок. Во всяком случае, ошибку в интуитивном или основанном на здравом смысле мышлении обнаружит гораздо труднее, чем в логически выдержанном и последовательном мышлении» [20, с. 316].
Тем не менее, подчёркивая важность логики в процессе мышления, Р.С. Немов [20] находит, что логика как таковая не является предметом исследования психологов. Для её изучения существует специальная наука – логика. Разница между логиков и психологией состоит в том, что логика изучает формальные правила мышления, абстрагируясь от того факта, что мышление выступает как разновидность психической деятельности реального, живого человека, в конкретном случае, ребёнка. Мышление для логики – это абстрактный процесс размышления, включающий в себя логические операции, умозаключения и выводы, которые сами по себе могут рассматриваться как правильные и неправильные независимо от того, кто эти операции, умозаключения и выводы составляет. Для психолога мышление – это один из многих познавательных процессов человека, и мышление интересует психолога не с точки зрения его правил, правильности или ложности, а как особый познавательный процесс.
Логическое мышление, по мнению А. А. Люблинской [14], обнаруживается, прежде всего, в протекании самого мыслительного процесса. В отличие от практического, логическое мышление осуществляется только словесным путем. Человек должен рассуждать, анализировать и устанавливать нужные связи мысленно, отбирать и применять к данной ему конкретной задаче известные ему подходящие правила, приемы, действия. Он должен сравнивать и устанавливать искомые связи, группировать разное и различать сходное, и все это выполняется лишь посредством умственных действий.
О. К. Тихомиров [26] определяет логическое мышление как «рассуждающее, теоретическое мышление», «характеризующееся использованием понятий, логических конструкций, существующих функционирующих на базе языка, языковых средств». Его же он называет аналитическим мышлением, которое развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека.
Логическое мышление – это, как и любой другой вид мышления, сложный, структурированный процесс. С.Л. Рубинштейн [22] в своих трудах установил, что к наиболее полному познанию своего предмета и разрешению указанной задачи логическое мышление идёт посредством различных операций, составляющих всевозможные взаимосвязанные и переходящие друг в друга грани процесса мышления. Ими являются анализ и синтез, сравнение, суждение, обобщение. Эти операции являются различными сторонами основной операции мышления – «опосредования», т.е. раскрытия наиболее существенных объективных связей, отношений.
Синтез восстанавливает расчленяемое анализом целое, вскрывает более или менее конкретные связи и отношения выделенных анализом частей. В логическом содержании мышления анализ и синтез неразрывно взаимосвязаны. С.Н. Рубинштейн отмечает: «В логическом содержании мышления анализ и синтез неразрывно взаимосвязаны. В плане логики, которая рассматривает объективное содержание мышления в отношении его истинности, анализ и синтез, поэтому непрерывно переходят друг в друга. Анализ без синтеза порочен; попытки одностороннего применения анализа вне синтеза приводят к механистическому сведению целого к сумме частей. Точно так же невозможен синтез без анализа, т.к. синтез должен восстановить в мысли целое в существенных взаимосвязях его элементов, которые выделяет анализ» [22, с. 102].
Н.Ф. Талызина, Н.А. Менчинская и Н.Б. Истомина [28]считают, что логическое мышление характеризуется способностью к оперированию понятиями, суждениями и умозаключениями, а его развитие сводится к развитию логических приёмов мышления. По мнению Н.Ф. Талызиной [25], логические приёмы и операции, такие как анализ, синтез, сравнение, обобщение являются основными компонентами понятий, суждений, умозаключений. Так, представители различных подходов и направлений сходятся во мнении о том, что при помощи мыслительных операций сравнения, анализа и синтеза, обобщения и классификации осуществляются рассуждение, сопоставление различных суждений, выполнения умозаключения.
Проанализировав психологическую, педагогическую и методическую литературу Н.Ф. Талызиной, Н.А. Менчинской и Н.Б. Истоминой, можно выделить основные критерии и показатели логического мышления. В таблице 1 представлены основные показатели логического мышления и критерий их сформированности.
Таблица 1 – Критерий и показатели логического мышления младших школьников
Критерий | Показатели сформированности логического мышления |
Анализ | Разделять целое на части, выделять отдельные признаки, стороны целого. |
Синтез | Объединять отдельные элементы, которые выделены в результате анализа. |
Сравнение | Устанавливать сходства и различия отдельных объектов; |
Обобщение | Объединять предметы и явления по существенным признакам и свойствам. |
Классификация | Разделять и объединять объекты по каким–либо основаниям. |
Суждение | Отражать или утверждать связи между предметами и явлениями действительности. |
Умозаключение | Выделять из одного или нескольких суждений новое суждение. |
Развитие данных мыслительных операций у младших школьников будет способствовать развитию логического мышления в целом. Придерживаясь различных подходов, исследователи единодушны в том, что в практике обучения необходима целенаправленная работа по развитию логического мышления у младших школьников.