В психолого-педагогической литературе

ДОМАШНЯЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по профессиональному модулю

ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования

МДК. 03.04.Теория и методика математического развития

Специальность: 050144 Дошкольное образование

ТЕМА: Методика ознакомления с арифметическими задачами и примерами

Студент: Субач Светлана Станиславовна

Группа: ДО-011/16(з)

Специальность:440201

Преподаватель: ПономарёваЕ.В.

Голышманово, 2017 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….……3

1. Проблема математического развития дошкольников

в психолого-педагогической литературе…………………………………………..…...4

2. Роль арифметической задачи в понимании сущности арифметического действия…………………………………………………………………………….8

3. Особенности понимания старшими дошкольниками арифметической задачи..9

4. Виды арифметических задач, используемые в работе с дошкольниками…….11

5. Последовательные этапы и методические приемы в обучении решению арифметических задач……………………………………………………….…..14

Заключение……………………………………………………………………………...26

Список литературы………………………………………………………………………27

Введение

Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребёнка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения его математике в начальной школе.

«Математика приводит в порядок ум» [34], то есть наилучшим образом формирует приёмы мыслительной деятельности и качества ума, но не только. Её изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

К моменту поступления в школу дети должны усвоить относительно широкий круг взаимосвязанных знаний о множестве и числе, форме и величине, научиться ориентироваться в пространстве и во времени.

В процессе математического и общего умственного развития детей дошкольного возраста существенное место занимает обучение их решению и составлению простых математических задач. В детском саду проводится подготовительная работа по формированию у детей уверенных навыков вычислений при сложении и вычитании однозначных чисел и быстрых устных вычислений с двузначными числами с целью подготовки их к обучению в начальной школе. Если в школе обучение вычислениям ведется при решении примеров и арифметических задач, то в практике работы дошкольных учреждений принято знакомить детей с арифметическими действиями и простейшими приемами вычисления на основе простых задач, в условии которых отражаются реальные, в основном игровые и бытовые ситуации.

В условии задачи указываются связи между данными числами, а также между данными и искомыми. Эти связи и определяют выбор арифметического действия. Установив эти связи, ребенок довольно легко приходит к пониманию смысла арифметических действий и значения понятий «прибавить», «вычесть», «получится», «останется». Решая задачи, дети овладевают умением находить зависимость величин. Вместе с тем задачи являются одним из средств развития у детей логического мышления, смекалки, сообразительности.

Арифметическая задача направлена на развитие познавательных процессов, из которых в дошкольном возрасте наиболее важными являются: внимание, восприятие, воображение, память и мышление.

В связи с актуальностью проблемы развития логического мышления дошкольников возникла необходимость разработки системы арифметических задач, процесс решения которых способствовал бы эффективному его развитию.

Цель данного исследования: выявить влияние арифметической задачи на развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Теоретически обосновать проблему исследования

Рассмотреть виды арифметических задач

Проанализировать арифметические задачи составленные детьми

Определить влияние арифметической задачи на развитие дошкольников.

1. Проблема математического развития дошкольников

Заключение

Итак, в методике математического развития дошкольников большое внимание уделяется проблеме обучения их вычислительной деятельности. Однако только в результате целенаправленной систематической работы у детей формируются достаточно прочные и осознанные знания и навыки в вычислительной деятельности, а это важная предпосылка в овладении математической деятельности в школе.

Обучение дошкольников как начальное звено образования ориентируется на возможности детей этого возраста, а также на требования современного начального обучения.

В ходе нашей работы нами было доказано, что обучение детей решению арифметических задач является одной из наиболее важных задач в развитии детей.

Полученные нами знания могут использоваться в работе с детьми, направлять их на развитие общего представления о множествах, умение формировать множества, учить, на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание, при решении задач пользоваться знаками действий. Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание. Обеспечивать детям свободное составление и решение задач, ответов на вопросы, формулированию их.

Таким образом, обучение детей решению арифметических задач приводит к формированию у детей навыков вычислительной деятельности, умственного развития и подготовке к обучению в школе.

Список литературы

1. Метлина Л.С. Математика в детском саду. М., Просвещение, 1984

2. 2.Программа воспитания и обучения в детском саду. М., Просвещение 1987

3. Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. М., Просвещение, 1988

4. Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников. Кн. Для воспитателя детского сада. / Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. – М.: Просвещение, 1992.-191с.

5. Клюева Л. Некоторые особенности решения арифметических задач детьми старшего дошкольного возраста.// Дошкольное воспитание. –1971.-№ 4.

6. Левинова Л. Обучение решению задач в детском саду.// Дошкольное воспитание.-1972.-№ 11.

7. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности «Дошкольная педагогика и психология». - М.: Просвещение, 1979.-368с.

8. Непомнящая Н. Формирование математических представлений у дошкольников.// Дошкольное воспитание.1971.№ 4.

9. Подготовка детей к школе в СССР и ЧССР: Кн. Для работников дошкольных учреждений/ Н.Н.Поддьяков, Л.А.Венгер, Т.Беньова и др.; Под ред. Л.А.Парамоновой. – М.: Просвещение; Братислава: Словац. пед. изд-во,1989. –176с.

10. Стаценко Р. Обучение детей вычислениям.//Дошкольное воспитание. –1980.-№ 10.

11. ТарунтаеваТ.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников.- 2-ое изд., испр. – М.: Просвещение, 1980. –64с.

12. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников:Учеб. пособие для студентов пед. институтов./ Р.Л. Березина, З.А.Михайлова, Р.Л.Непомнящая и др.; Под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988. – 303с.

13. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие для студ. дошк. отд-ий и фак. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1988. – 272с.

ДОМАШНЯЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по профессиональному модулю

ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования

МДК. 03.04.Теория и методика математического развития

Специальность: 050144 Дошкольное образование

ТЕМА: Методика ознакомления с арифметическими задачами и примерами

Студент: Субач Светлана Станиславовна

Группа: ДО-011/16(з)

Специальность:440201

Преподаватель: ПономарёваЕ.В.

Голышманово, 2017 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….……3

1. Проблема математического развития дошкольников

в психолого-педагогической литературе…………………………………………..…...4

2. Роль арифметической задачи в понимании сущности арифметического действия…………………………………………………………………………….8

3. Особенности понимания старшими дошкольниками арифметической задачи..9

4. Виды арифметических задач, используемые в работе с дошкольниками…….11

5. Последовательные этапы и методические приемы в обучении решению арифметических задач……………………………………………………….…..14

Заключение……………………………………………………………………………...26

Список литературы………………………………………………………………………27

Введение

Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребёнка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения его математике в начальной школе.

«Математика приводит в порядок ум» [34], то есть наилучшим образом формирует приёмы мыслительной деятельности и качества ума, но не только. Её изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

К моменту поступления в школу дети должны усвоить относительно широкий круг взаимосвязанных знаний о множестве и числе, форме и величине, научиться ориентироваться в пространстве и во времени.

В процессе математического и общего умственного развития детей дошкольного возраста существенное место занимает обучение их решению и составлению простых математических задач. В детском саду проводится подготовительная работа по формированию у детей уверенных навыков вычислений при сложении и вычитании однозначных чисел и быстрых устных вычислений с двузначными числами с целью подготовки их к обучению в начальной школе. Если в школе обучение вычислениям ведется при решении примеров и арифметических задач, то в практике работы дошкольных учреждений принято знакомить детей с арифметическими действиями и простейшими приемами вычисления на основе простых задач, в условии которых отражаются реальные, в основном игровые и бытовые ситуации.

В условии задачи указываются связи между данными числами, а также между данными и искомыми. Эти связи и определяют выбор арифметического действия. Установив эти связи, ребенок довольно легко приходит к пониманию смысла арифметических действий и значения понятий «прибавить», «вычесть», «получится», «останется». Решая задачи, дети овладевают умением находить зависимость величин. Вместе с тем задачи являются одним из средств развития у детей логического мышления, смекалки, сообразительности.

Арифметическая задача направлена на развитие познавательных процессов, из которых в дошкольном возрасте наиболее важными являются: внимание, восприятие, воображение, память и мышление.

В связи с актуальностью проблемы развития логического мышления дошкольников возникла необходимость разработки системы арифметических задач, процесс решения которых способствовал бы эффективному его развитию.

Цель данного исследования: выявить влияние арифметической задачи на развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Теоретически обосновать проблему исследования

Рассмотреть виды арифметических задач

Проанализировать арифметические задачи составленные детьми

Определить влияние арифметической задачи на развитие дошкольников.

1. Проблема математического развития дошкольников

в психолого-педагогической литературе

Математическому развитию отводится значительное место в умственном развитии детей дошкольного возраста. «Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций». Таким образом, под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в формах их познавательной активности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. [23]

Содержание, организация математического развития дошкольников, учет возрастных особенностей в освоении детьми практических действий, математических связей и закономерностей, преемственность в развитии математических способностей являются ведущими принципами в формировании математических представлений. Обучение в детском саду направлено, прежде всего, на воспитание у детей привычки полноценной логической аргументации окружающего. Опыт обучения свидетельствует о том, что развитию логического мышления дошкольников в наибольшей степени способствует изучение начал математики. Для математического стиля мышления характерны четкость, краткость, расчлененность, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой.

Одними из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, которым овладевают подрастающие поколения, являются математические. Они носят отвлеченный характер, оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий. В повседневной жизни, в быту и в играх ребенок достаточно рано начинает встречаться с такими ситуациями, которые требуют применения, хотя и элементарного, но все, же математического решения (приготовить угощение для друзей, накрыть стол для кукол, разделить конфеты поровну и т. д.), знания таких отношений, как много, мало, больше, меньше, поровну, умения определить количество предметов во множестве, выбрать соответствующее количество элементов из множества и т. д. Сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно дети разрешают возникающие проблемы. [18]

Таким образом, уже в дошкольном возрасте дети знакомятся с математическим содержанием и овладевают элементарными вычислительными умениями, а формирование у них элементарных математических представлений является одним из важных направлений работы дошкольных учреждений.

Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий. [21]

Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

Математическое развитие дошкольников была заложено в работах Л.А. Венгера и на сегодня является наиболее распространенной в теории и практике обучения математике дошкольников. Целью обучения на занятиях в детском саду является усвоение ребенком определенного заданного программой круга знаний и умений. Развитие умственных способностей при этом достигается косвенным путем: в процессе усвоения знаний. Именно в этом и заключается смысл широко распространенного понятия «развивающее обучение». Развивающий эффект обучения зависит от того, какие знания сообщаются детям и какие методы обучения применяются. [6]

По мнению, В.В. Абашиной, математическое развитие дошкольника - это процесс качественного изменения в интеллектуальной сфере личности, который происходит в результате формирования у ребенка математических представлений и понятий.

Из исследования Е.И.Щербаковой, под математическим развитием дошкольников нужно понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Иными словами, математическое развитие дошкольников - это качественные изменения в формах их познавательной активности, которые происходят в результате овладения детьми элементарными математическими представлениями и связанными с ними логическими операциями. [25]

Выделившись из дошкольной педагогики, методика формирования элементарных математических представлений стала самостоятельной научной и учебной областью. Предметом её исследования является изучение основных закономерностей процесса формирования элементарных математических представлений у дошкольников в условиях общественного воспитания. Круг задач математического развития, решаемых методикой, достаточно обширен: [17]

· научное обоснование программных требований к уровню развития количественных, пространственных, временных и других математических представлений детей в каждой возрастной группе;

· определение содержания материала для подготовки ребёнка в детском саду к усвоению математики в школе;

· совершенствование материала по формированию математических представлений в программе детского сада;

· разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, методов и разнообразных форм и организация процесса развития элементарных математических представлений;

· реализация преемственности в формировании основных математических представлений в детском саду и соответствующих понятий в школе;

· разработка содержания подготовки высококвалифицированных кадров, способных осуществлять педагогическую и методическую работу по формированию и развитию математических представлений у детей во всех звеньях системы дошкольного воспитания;

· разработка на научной основе методических рекомендаций родителям по развитию математических представлений у детей в условиях семьи.

Щербакова Е.И. среди задач по формированию элементарных математи­ческих знаний и последующего математического развития детей выделяет главные, а именно:

  • приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основах математиче­ского развития;
  • формирование широкой начальной ориентации в коли­чественных, пространственных и временных отношени­ях окружающей действительности;
  • формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании, общеучебных умений;
  • овладение математической терминологией;
  • развитие познавательных интересов и способностей, ло­гического мышления, общее интеллектуальное развитие ребенка. [13]

Эти задачи чаще всего решаются воспитателем одновре­менно на каждом занятии по математике, а также в процессе организации разных видов самостоятельной детской деятель­ности. Многочисленные психолого-педагогические исследо­вания и передовой педагогический опыт работы в дошколь­ных учреждениях показывают, что только правильно органи­зованная детская деятельность и систематическое обучение обеспечивают своевременное математическое развитие до­школьника.[10]

Наши рекомендации