Учебная деятельность детей с ЗПР.

Понятие«задержка психического развития» характеризует отстава­ние в развитии психической деятельности ребенка в целом, обусловленное инфекци­ей, интоксикацией, травмой головного мозга, перенесенной внутриутробно, при родах или в раннем детстве, нарушениями эндокринной системы или другими хрони­ческими соматическими заболеваниями. Исследованиями отечественных ученых установлено, что задержка психического развития проявляется у школьников в замедлении скорости приема сенсорной информации, недостаточной сформиро­ванности умственных операций и действий, низкой познавательной активности и сла­бости интересов, ограни­ченности знаний и представлений об окру­жающем. Недостатки в развитии эмоцио­нально-волевой сферы проявляются в эмо­циональной неустойчивости, возбудимости или заторможенности, несформированности произвольной регуляции поведения. Как правило, для указанной категории школьников характерны повышенная истощаемость и сниженная работоспособность. Дети быстро утомляются, не могут усваивать стандартный объем информации. Часто наблюдаются нарушения общей и мелкой моторики, затруднения в координа­ции движений. Отставание в речевом развитии проявляется чаще всего в бедно­сти словарного запаса, трудностях усво­ения логико-грамматических конструкций, в наличии фонетико-фонематической недо­статочности. Эти особенности развития и вызывают значительные трудности в процессе обучения. У детей с ЗПР страдает словесно-логическое мышление. Наглядно-действенное мышление у них протекает наравне с нормально развивающимися детьми. Наглядно-образное мышление доступно не всем детям. Учащиеся не понимают, что в задании главное, а что второстепенное. В этом контексте понимания главное для них – речевое наглядно-образное мышление, а не конкретно-понятийное.

Исследование способности к учению дошкольников (У.В. Ульенкова).

Методики диагностики саморегуляции, общей способности к учению у.В.Ульенковой Методика «Палочки- черточки»

Цель:изучение саморегуляции в интеллектуальной деятельности у детей 6-7 лет.

Описание методики:

На тетрадном листе в одну линейку в течение 15 мин (в начале учебного года) дети пишут простым каран­дашом системы палочек и черточек, соблюдая при этом четыре правила: 1) писать палочки и черточки в определенной последо­вательности; 2) не писать на полях; 3) правильно переносить си­стемы знаков с одной строки на другую; 4) писать не на каждой строчке, а через одну.

В соответствии с общим замыслом методики были разработаны следующие оценочные критериистепени сформированности дей­ствий самоконтроля на основных этапах интеллектуальной дея­тельности детей: 1) степень полноты принятия задания — ребенок принимает задание во всех компонентах; принимает частично; не принимает совсем; 2) степень полноты сохранения задания до конца занятия — ребенок сохраняет задание во всех компонентах; сохраняет лишь отдельные его компоненты; полностью теряет за­дание; 3) качество самоконтроля по ходу выполнения задания — характер ошибок, допускаемых ребенком; замечает ли он свои ошибки; исправляет или не исправляет их; 4) качество самоконт­роля при оценке результата деятельности — ребенок старается еще раз основательно проверить работу и проверяет ее; ограничивается беглым просмотром; вообще не просматривает, а отдает ее взрослому сразу же по окончании.

Ход работы

Педагог организовывает и рассаживает детей, как на обычном учебном заня­тии. Перед каждым ребенком кладет двойной тетрадный лист с разлиновкой в одну линейку. В доступной и привлекательной форме он ставит общую цель занятия: «Дети, перед каждым из вас лежит лист из школьной тетради. Сейчас вы будете писать карандашом, как настоящие школьники. Вы будете писать палочки и черточки, соблюдая при этом четыре правила. Сейчас я вам покажу на доске, как нужно писать палочки и черточки, и скажу, какие правила при этом нужно помнить».

Далее следует краткое (не более 4—5 мин) инструктирование детей. «Смотри­те и запоминайте, как я буду писать на доске»,— говорит педагог, подходя к дос­ке, разлинованной так же, как и тетрадный лист. «Я пишу на доске,— продолжа­ет он,— палочки и черточки в таком порядке: сначала я пишу одну палочку, потом черточку. Дальше нужно написать две палочки — черточку. Затем три палочки — черточку, а потом все повторить снова. Надо все время считать, чтобы не ошибить­ся. Это первое правило, которое вам нужно соблюдать при письме. (Педагог повто­ряет это правило еще раз.) Второе правило: вы заполнили всю строчку до полей (показывает) — писать на них нельзя, школьник на полях не пишет. Третье пра­вило: надо правильно переходить с законченной строчки на новую: на новой строч­ке продолжать писать то, что не поместилось на старой. Смотрите: я написала две палочки, а черточка не поместилась , я ее переношу на новую строчку, а дальше пишу три палочки — черточку и т. д. (Объясняет разные варианты переноса.) Четвертое правило: между строчками дожно быть расстояние в одну линейку, ина­че у вас все написанное сольется, будет выглядеть некрасиво».

Педагог по написанному на доске повторяет еще раз все правила. Правила повторяются вместе с детьми. Затем он, чтобы убедиться, правильно ли все дети нашли первую строчку, поля, третью строчку, просит поставить на них указатель­ный палец. Убедившись, что все дети ориентируются на тетрадном листе, прекра­щает инструктаж. Он стирает написанное на доске и говорит детям: «Старайтесь писать правильно, аккуратно, молча, чтобы не мешать друг другу. Если что-то не­понятно, то спросите сейчас».

Далее, после короткой паузы, педагог добавляет: «Будете писать до тех пор, пока я не скажу: достаточно, проверьте написанное. А теперь пишите!» Засекается время начала работы. Помощь детям в процессе работы методикой не предусмат­ривается.

Наши рекомендации