Учебная деятельность

В фундаментальном исследовании, посвященном изучению об­щей способности к учению дошкольников с ЗПР, выполненном У. В. Ульенковой (1994), выделены основные параметры сформи­рованное™ полноценной произвольной деятельности учебного типа.

В мотивационном компоненте'.

интерес ребенка к заданию;

особенности эмоционального отношения к процессу и резуль­тату деятельности;

эмоциональное отношение к возможному продолжению дея­тельности.

В регуляционном компоненте:

степень полноты принятия задания;

степень сохранения его до конца деятельности;

качество самоконтроля по ходу выполнения задания;

качество самоконтроля при оценке результата деятельности — способен ли критически оценить результат своего труда, обосно­вать оценку.

В ориентировочно-операционном компоненте:

особенности программирования ребенком предстоящей дея­тельности;

особенности вербализации задания (свидетельствующей об осо­знании общей цели, средств и способов его выполнения);

уровень выполнения и осознанности действий.

В зависимости от сочетания вышеуказанных компонентов были выделены 5 уровней общей способности к учению от самого вы­сокого, первого, до самого низкого, пятого.

Для изучения общей способности к учению детям предъявля­лись задания учебного типа, широко использующиеся в дошколь­ных учреждениях: конструирование и рисование по заданному ал­горитму, сопровождающиеся отражением в речи заданного алго­ритма, собственной результативности.

Дети с нормальным развитием показали 1-й и 2-й уровень спо­собности. По полученным данным, 83,7% нормально развиваю­щихся дошкольников были отнесены к 1-му, самому высокому уровню. Эти дети уже на ориентировочном этапе задания свобод­но вербализовали цель и алгоритм деятельности, подчиняли свои действия заданной программе, могли дать адекватную оценку по­лученному результату в сравнении с ожидаемым.

Большинство дошкольников с ЗПР, 88,4%, оказались на 3-м уровне и 9,6% на 4-м. Последний, 5-й, фактически представляет собой уровень нерезультативного реактивного поведения, подчи­ненного лишь общей цели, например рисование флажков, в то вре­мя как остальные параметры: размер, последовательность, цвет — полностью игнорировались.

Для наиболее типичного для детей с ЗПР 3-го уровня были характерны следующие особенности:

позитивные характеристики — осознание общей цели задания и подчинение ей своей деятельности на протяжении всего времени выполнения; попытка использования видимых эталонов (например, цвета) для контроля и оценки результатов своей деятельности;

негативные характеристики — отсутствие положительного эмо­ционального отношения к выполняемой деятельности (готовность в любой момент ее прекратить); вербализация только общей цели при отсутствии вербализации плана деятельности; использование техники бездумного копирования предложенного образца, без осознания логики и средств его достижения; отсутствие способ­ности к адекватной оценке результата своей деятельности.

Наши рекомендации