Терминологический словарь исследователя
А
Алгоритм– это программа, определяющая способ поведения, действий; система правил или предписаний для эффективного решения определенных задач; совокупность действий, выполняемых в установленном порядке.
Анализ (в педагогике и теории физической культуры)– это мысленное разложение исследуемого целого на составляющие, выделение отдельных признаков и качеств явления.
Абстрагирование - это мысленное отвлечение какого-либо признака, свойства предмета от самого предмета с целью более глубокого изучения сути исследуемого.
Аксиома – это положение, принимаемое без логического доказательства, в силу непосредственной убедительности (истинное исходное положение). Аксиомы очевидны без доказательств, и из них выводятся все предположения по заранее обусловленным правилам.
Актуальность темы – это степень ее важности, значимости в настоящий момент и в данной ситуации для решения конкретной проблемы (задачи, вопроса).
Алгоритм – это ряд последовательных действий, необходимых для решения задачи.
Анализ – это разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения.
Аналогия – это метод научного познания, при котором устанавливается сходство в некоторых сторонах, качествах и отношениях между нетождественными объектами.
Анкетирование – это исследовательский метод, позволяющий на основе письменных ответов на предложенные вопросы выявить точки зрения и тенденции, имеющие место в группе респондентов.
Аспект – это точка зрения, с которой рассматривается объект (предмет, явление, процесс, понятие) исследования; одна из сторон явления.
Б
Беседа – это исследовательский метод, позволяющий познать особенности личности человека, характер и уровень его знаний, интересов, мотивов действий и поступков на основе анализа ответов на поставленные и предварительно продуманные вопросы.
В
Валидность теста – это пригодность теста для измерения свойства, качества, явления, которое хотят измерить.
Выводы – это новые суждения, умозаключения, сделанные на теоретическом или эмпирическом материале.
Г
Гипотеза – это научно обоснованное, но неочевидное предположение, требующее специального доказательства для своего окончательного утверждения в качестве теоретического положения или его опровержения.
Д
Догма – это мнение, учение, постановление, положение, принимаемое на веру за непреложную истину, неизменную при всех обстоятельствах.
Доминанта– это временно господствующая рефлекторная система, определяющая целесообразное поведение.
Достоверность (результатов исследования) – это информация, в том числе и статистическая, раскрывающая степень истинности полученных научных результатов, их надежности и воспроизводимости в ходе исследования.
З
Задача – это то, что требует исполнения, разрешения.
Закон– это категория, обозначающая объективные, существенные, необходимые, общие и устойчиво повторяющиеся связи между явлениями образования, компонентами педагогической системы, отражающие механизмы ее самоорганизации, развития и функционирования.
Закономерности– это устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса воспитания или обучения.
Закономерность – это совокупность устойчивых зависимостей между явлениями и предметами.
И
Интервью – это разновидность исследовательского метода опроса в психологии и педагогике. Предполагает в процессе устного опроса выявить опыт, оценку и точку зрения опрашиваемого (респондента).
Интерпретация – это истолкование, раскрытие смысла, совокупность операций по истолкованию, разъяснению смысла полученных результатов, объяснению причин и условий, их породивших.
Итоговый контроль – это выявления конечных результатов по теме, разделу программы, или определенный период времени.
К
Категория– это научное понятие, выражающее наиболее общие свойства, признаки, связи и отношения явлений действительности.
Квалификация– это степень и вид профессиональной обученности, наличие у специалиста определенных знаний, навыков и умений, необходимых для выполнения им определенной работы.
Комплекс– это совокупность предметов или явлений, составляющих одно целое; совокупность связанных друг с другом отраслей народного хозяйства; группа зданий, сооружений.
Комплексный– это соединённый с чем-либо, сложный, представляющий собой комплекс чего-либо.
Компонент– это составная часть или элемент чего-либо.
Комбинация– этосочетание, взаимное расположение чего-либо; совокупность объединенных единым замыслом приемов, действий и т.п.
Компетентность– это общий оценочный термин, обозначающий способность к деятельности «со знанием дела». Обычно употребляется применительно к лицам определенного социально-профессионального статуса, характеризуя меру соответствия их понимания, знаний и умений реальному уровню сложности выполняемых ими задач и разрешаемых проблем.
Контент-анализ – это метод анализа печатных или устных текстов, состоящий в выделении смысловых единиц информации и замере частоты их употребления.
Контингент– это совокупность людей, образующих однородную в каком-нибудь отношении группу или категорию.
Контроль (в педагогике)– это наблюдение за процессом усвоения знаний, умений и навыков.
Контроль (в спорте)– это проверка, а также наблюдение с целью проверки выполнения различных компонентов спортивной тренировки для определения эффективности.
Концепция – это совокупность взаимосвязанных представлений, система взглядов на проблему, то или иное понимание явлений, процессов, когда определяются цели и задачи исследования и указываются пути его ведения; единый, определяющий замысел, основная, ведущая мысль какого-либо произведения, научного труда и т.д.
Корреляционный анализ – это метод установления взаимосвязей, взаимовлияний и взаимозависимостей независимых и зависимых переменных в эксперименте. С его помощью устанавливается, как изменение одних показателей влечет за собой изменение других.
Критерий– это признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки; средство для суждения.
М
Метод – это способ организации учебной деятельности, состоящий из приемов, т.е. более мелких способов. Совокупность правил, сформированных на основе знаний действительности, закономерностей её развитии и пути преобразования действительности.
Методы контроля– это способы, с помощью которых определяется результативность деятельности (учебной, тренировочной, соревновательной и пр.) субъекта учебно-воспитательного процесса.
Методы управления– это способы достижения поставленных целей управления.
Методика– это система средств и методов, направленных на достижение определенных результатов.
Методика исследования – это совокупность различных методов, приёмов, способов для систематического, последовательного осуществления исследования.
Методический прием– это элемент метода обучения, доведенный до автоматизма умения решать тот или иной вопрос.
Метод экспертных оценок – это комплекс логических и математических процедур, направленных на получение от специалистов информации, ее анализ и обобщение с целью подготовки и выбора рациональных решений.
Методология. 1. Система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. 2. Учение о научном методе познания. 3. Совокупность методов, применяемых в какой-либо науке.
Мера – это единство, количество, объем.
Модель (в педагогике, теории физической культуре и спорте)–это форма или оболочка, внутри которой развивается единый процесс, имеющий свое содержание, методы и технологии обучения, образования, формирования, воспитания, развития и совершенствования.
Мониторинг – это система контроля, слежения за процессом и результатами исследования, включает сбор, обработку и анализ информации для коррекции, принятия решений, улучшающих образовательный и исследовательский процесс.
Мотивация – это внешнее или внутреннее побуждение субъекта к деятельности во имя достижения каких-либо целей, наличие интереса к такой деятельности и способы его инициирования.
Мотив – это устойчивые личностные свойства субъекта, побуждающие его изнутри к совершению определенных действий.
Н
Наблюдение– это исследовательский метод, который заключается в систематическом и целенаправленном восприятии изучаемого объекта с целью сбора информации, фиксации действий и проявлений поведения объекта для его изучения.
Надежность – это комплексное свойство объекта, состоящее в его способности выполнять заданные функции, сохранять свои основные характеристики (при определённых условиях) в установленных пределах.
Надежность теста – это воспроизводимость результатов при повторном тестировании через короткое время.
Норма– это граничная величина результатов теста, на основе которой производится классификация спортсменов. Существуют три вида норм: сопоставительные, индивидуальные, должные.
Нормы– это общепризнанные меры физической или спортивной подготовленности.
Нормативы– это количественные или качественные показатели нормы.
О
Объект исследования – это предмет, явление или отношение, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Могут быть как материальными, так и отображенными в абстрактном содержании.
Объективность (согласованность) теста – это одинаковые результаты при тестировании одной и той же группы участников эксперимента разными лицами.
Оценка– это унифицированная мера успеха в каком-либо задании, в частности, тестах. Процесс определения оценок называется оцениванием. Он состоит из следующих стадий: в первой подбирается шкала; во второй в соответствии сней результаты теста преобразовываются в очки, баллы; в третьей полученные очки суммируются и объявляются.
П
Парадигма– это теория, принятая в качестве образца решения исследовательских задач, т.е. научный подход.
Параметр – это величина, размеры, характеризующие основные свойства предмета, явления, процесса, вещества.
Педагогическая система– это целостное единство всех факторов, способствующих достижению педагогических целей.
Педагогическое мастерство– это синтез разнообразных качеств личности педагога, специальных и педагогических знаний, умений. С помощью системы педагогических средств рациональными усилиями добиваются наилучших результатов в обучении, развитии и воспитании учащихся.
Педагогическое взаимодействие– это преднамеренный контакт педагогов и воспитанников, результатом которого являются взаимные изменения в поведении, деятельности и отношениях.
Педагогическая ситуация– это составная часть педагогического процесса, характеризующая его состояние в определенное время и в определённом пространстве.
Педагогическая технология– это последовательное и непрерывное движение взаимосвязанных между собой компонентов, этапов, состояний педагогического процесса и действий его участников с предопределенным результатом.
Педагогическое воздействие– это одновременное обращение воспитателя к сознанию и поведению личности, к разным сторонам ее отношенческой деятельности.
Педагогические принципы– это основные идеи, следование которым помогает наилучшим образом достигнуть поставленных целей.
Период– этопромежуток времени, захватывающий какой-либо законченный процесс.
Периодизация– это усиление процессов развития на основании качества, отличающегося периодичностью.
Подготовка физическая – это процесс развития и совершенствования физических качеств и овладения жизненно важными движениями.
Подготовка общая физическая (ОФП) – это процесс развития и совершенствования физических качеств (силы, выносливости, гибкости, ловкости, быстроты), направленный на всестороннее физическое развитие спортсмена.
Подготовка специальная физическая (СФП) – это процесс развития и совершенствования физических качеств, обеспечивающих преимущественное развитие тех двигательных способностей, которые необходимы для данной спортивной дисциплины.
Подготовленность физическая – это состояние или уровень развития физических качеств, которые приобретены в процессе физической подготовки.
Понятие – это логически оформленная общая мысль о предмете, явлении, объекте, отображающая его сущность и являющаяся результатом познания объекта.
Постулаты – это утверждения, принимаемые в рамках какой-либо научной теории за истинные, играющие роль аксиомы. Постулаты теории не должны ни противоречить друг другу, ни вытекать один из другого.
Предмет исследования – это компонент научного аппарата исследования, в котором фиксируется то свойство или отношение в объекте, которое подлежит глубокому специальному изучению.
Признак– это показатель предмета, знак, по которому можно узнать или определить что-нибудь.
Приложение - это информация, иллюстрирующая отдельные позиции проведенного исследования. В качестве такового могут выступать планы, протоколы, фото, рисунки, тесты и другой эмпирический материал. Приложение оформляется отдельно от работы и помещается в ее конце, после «Списка литературы».
Принцип– это исходные научно-практические положения, определяющие основные требования к содержанию и методам организации процесса обучения и воспитания.
Проблема исследования – это составная часть научного аппарата исследования, разрабатываемая на основе актуальности темы и выявленного противоречия. Проблема - это вопрос о том, как надо изменить «слабое» звено в противоречии и снять его. Не следует путать проблему исследования с теми недостатками, которые существуют в теории и практике.
Р
Развитие индивида– это процесс количественных и качественных изменений, закономерно происходящих в анатомо-физиологической и психической организации человека от зарождения до конца его жизни.
Резюме – это форма выводов или заключения, состоящая в последовательном и кратком перечне основных положений, изложенных в главе или во всей работе.
Рефлексия – это размышление, самонаблюдение, самопознание; обращенность познания человека на самого себя, свой внутренний мир, психологические качества и состояние; склонность к самоанализу.
С
Система – это множество элементов (предметов, понятий), находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.
Среднее квадратическое отклонение – это мера разброса для различных характеристик, которая подтверждает типичность и показательность средней арифметической, отражает меру колебания численных значений признаков, из которых выводится средняя величина.
Т
Таблица – это графическая форма предъявления материала цифрового и понятийного содержания. Она позволяет представлять емкий материал кратко и к тому же получать новые идеи при его анализе. Материал в таблице оформляется логично, ясно, понятно и кратко.
Тема исследования – это наикратчайшее выражение содержания исследования в виде заглавия. Она должна быть лаконичной, проблемной, благозвучной и выражать главную мысль.
Теория – это совокупность обобщенных положений (основных, руководящих идей), образующих науку (раздел науки, область знания, совокупность правил в области какого-либо мастерства), созданная в результате научного познания закономерностей развития природы и общества.
Теория спорта– эта система обобщенных научных знаний, отражающая закономерности спортивной деятельности.
Теория спортивной деятельности– это ведущий раздел теории спорта, изучающий закономерности и условия достижения высших спортивных результатов в процессе состязаний.
Термин – это слово или словосочетание, являющееся обозначением строго определенного научного понятия.
Тест(проба, испытание) – задание стандартизированной формы, выполнение которого характеризует уровень усвоения учебного материала. Тест позволяет диагностировать, точно оценивать структуру и уровень знаний, навыков иумений учащихся или выпускников учебного заведения. Состоит из заданий и эталонов, которые являются образцом последовательного и правильного выполнения задания.
Тестирование (метод тестов) – это исследовательский метод, который позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, а также способностей и других качеств личности путем анализа способов выполнения испытуемыми ряда специальных заданий.
Технология – это способ преобразования исходных материалов для получения желаемых продукций или услуг. Технология включает в себя методы, приемы, режим работы, последовательность операций и процедур.
У
Умозаключение – это процесс мышления, соединяющий последовательность двух и более суждений, в результате чего появляется новое суждение (положение). По существу умозаключение является выводом, который делает возможным переход от мышления к практическим действиям.
Управление– это целенаправленное и планомерное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем, направленное на достижение запланированного результата.
Учет – это установление наличия или количества чего-нибудь путем подсчета. Учет показателей спортивной тренировки дает возможность проверить правильность подбора и использования средств, методов и форм осуществления процесса спортивной подготовки. Он позволяет следить за уровнями различных сторон подготовленности легкоатлета, динамикой спортивных результатов, физическим развитием и состоянием здоровья. Учету подлежат все стороны тренировочного процесса.
Ф
Факт – это явление или достоверно зафиксированные связи между явлениями и событиями, истинность познания которых может быть научно доказана.
Фактор– это движущая сила, причина какого-либо процесса, явления.
Физическое воспитание– это педагогический процесс обучения человека движениям и совершенствования его физических качеств, направленный на морфологическое и функциональное совершенствование организма человека, его основных жизненно важных двигательных навыков, умений и связанных с ними знаний.
Физическая культура– это уровень развития материальных и духовных ценностей, определяющих формирование всесторонней гармонично развитой личности.
Физическая культура личности– это уровень духовного и физического развития и социальной подготовленности, который обеспечивает оптимальное приспособление человека к современным условиям жизни.
Физическое развитие – это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивида морфофункциональных свойств организма и основанных на них физических качеств и способностей.
Физическое совершенство – это оптимальная мера гармонического физического развития и всесторонней физической подготовленности человека. Эта мера оптимально соответствует требованиям его жизнедеятельности, выражает достаточно высокую степень развития индивидуальной физической одаренности.
Физические качества – это врожденные морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности.
Функциональное состояние– это интегральный показатель наличных характеристик тех качеств и свойств организма, которые прямо или косвенно определяют деятельность человека.
Функциональные резервы – это резервы саморегуляции адекватного расходования энергетических ресурсов организма при выполнении конкретного вида профессиональной деятельности с таким напряжением механизмов компенсации, которое не приводит к негативным изменениям существующего гомеостаза.
Ц
Цель– это координация всей работы в соответствии с поставленными задачами.
Цель исследования – это конкретно или в общих чертах сформулированные задачи, условие, желаемый результат и т.п., на решение (достижение) которых направлено данное исследование.
Цитата – это часть текста, выписанного из печатного или рукописного произведения без изменений и используемая в другом тексте.
Э
Эксперимент констатирующий – это вид эксперимента, при котором исследователь устанавливает только состояние изучаемой педагогической системы, констатирует факты наличия причинно-следственных связей, зависимости между явлениями.
Эксперимент перекрестный – это вид эксперимента, при котором контрольные и экспериментальные группы меняются местами в каждой последующей серии экспериментов. Если получен позитивный результат в экспериментальных группах разного состава, то это свидетельствует об эффективности используемого исследователем нововведения.
Эксперимент сравнительный – это вид эксперимента, в ходе которого исследователь осуществляет выбор наиболее оптимальных условий или средств педагогической деятельности, сравнивая между собой контрольный и экспериментальный объекты.
Эксперимент формирующий – это вид эксперимента, при котором исследователь применяет специальную систему мер, направленных на формирование у испытуемых определенных личностных качеств, повышение результативности их учебной или спортивной деятельности.
Эталон– это точный образец установленной единицы измерения или мерило чего-либо.
Этап – это отрезок времени; отдельный момент, стадия в развитии какого-нибудь процесса.
Я
Явление – это действие, происходящее с предметами, процесс их изменения во времени и пространстве.
Список использованной литературы
1. Бережнова, Е. В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов : учебное пособие / Е. В. Бережнова, В. В. Краевский. – М. : Академия, 2005. – 128.
2. Врублевский, Е. П. Выпускная квалификационная работа: подготовка, оформление, защита : учебное пособие. – 2-е изд., пераб. и допол. / Е. П. Врублевский, О. Е. Лихачев, Л. Г. Врублевская. – М. : Физкультура и спорт, 2006. – 228 с., ил.
3. Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте : учебное пособие / Ю. Д. Железняк, П. К. Петров. – М. : Академия, 2001. – 264 с.
4. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учебное пособие / В. И. Загвязинский, Р. Б. Атаханов. – М. : Академия, 2003. – 208 с.
5. Имашев, А. М. Методические рекомендации по подготовке, оформлению и защите выпускных квалификационной работы : методические рекомендации / А. М. Имашев, А. А. Ионов. – Набережные Челны : РИО КамГИФК, 2003. – 38 с.
6. Кузин, Ф. А. Диссертация : Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты. – М. : Ось-89, 2000. – 320 с.
7. Начинская, С. В. Спортивная метрология: учебное пособие / С. В. Начинская. – М. : Академия, 2005. – 239 с.
8. Новиков, А. М. Как работать над диссертацией. / А. М. Новиков. – М. : Эгвес, 1999. – 104 с.
9. Основы математической статистики: учебное пособие для институт. физ. культуры / Под ред. В. С. Иванова. – М. : Физкультура и спорт, 1990. – 176 с.
10. Положение по выполнению и защите квалификационных работ (курсовые, выпускные квалификационные работы, магистерские диссертации). – Набережные Челны : НФ «Поволжская ГАФКСиТ», 2012. – 26 с.
11. Технология выполнения курсовых и квалификационных работ : методическое пособие / Ю. В. Болтиков, В. И. Батищев, О.Б. Соломахин. – Набережные Челны : КамГИФК, 2003. – 56 с.
12. Яхонтов, Е. Р. Методология спортивно-педагогических исследований : курс лекций / Е. Р. Яхонтов. – СПб. : СПБГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2002. – 151 с.
Приложение 1
Зав. кафедрой__________
_______________ Ф.И.О.
ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу утвердить мне тему выпускной квалификационной работыпо направлению подготовки: _________________________________________,
(код и наименование)
профилю: ______________________________________________________,
(наименование)
специализации __________________________________________________
(наименование)
Научный руководитель выпускной квалификационной работы: __________________________________________________________________
(Ф.И.О., ученая степень, ученое звание, должность, место работы)
Студент: _________________/__________________________________
(подпись) (Ф.И.О. полностью)
Научный руководитель: ____________________
(подпись)
Дата:
Приложение 2
«Утверждаю»
Зав. кафедрой__________
_______________ Ф.И.О.
«___»___________201__ г.
ЗАДАНИЕ НА ВЫПОЛНЕНИЕ