История возникновения и этапы развития дифференциальной психологии (донаучный, естественнонаучный, гуманитарный).
Люди давно понимали что индивидуальные различия существуют на основании обстоятельств:
-типология по знакам зодиака, то есть люди понимали что они отличаются друг от друга и пытались разделить людей по группам,
-типология темперамента гиппократа на основании 4 типов жидкости в организме, интересовались вопросом о природе индивидуальных различий,
Аристотель искал особенности людей в крови.
В 3 тысячелетии до н.э. существовали жестокие испытания для людей, претендовавших на высокие должности, это и был метод проф отбора.
Диф псих как самостоятельная научная дисциплина возникает в начале 20 века. Логика развития любой науки, что она идет от общего к частному. Сначала психологию интересовали общие закономерности.
В истории дифференциальной психологии можно выделить 3 основных этапа:
1. этап донаучного знания. Характеризуется преобладанием наблюдения, накоплением житейских знаний, невысокий уровень обобщения.
2. этап естественно научной парадигмы. Характеризуется стремлением к выявлению общих закономерностей психического на основе обобщения множества частных случаев. Преобладает метод эксперимента, накопление научных знаний, высокий уровень обобщения,
3. этап гуманитарной парадигмы. Характеризуется вниманием к уникальности, неповторимости каждого случая. В центре внимания человеческая уникальность.
4.Предпосылки выделения в самостоятельную науку.
Термин «Дифференциальная психология» ввел немецкий психолог Вильям Штерн, которому удалось собрать имеющиеся к тому времени (1911 год) представления о различиях между людьми в целостную концепцию.
Предыстория создания концепции, в первую очередь, связана с развитием ряда эмпирических направлений, которые отличались использованием метода наблюдения, невысоким уровнем обобщения, а также попытками связать некоторые анатомо-физиологические и психологические особенности человека.
К концу XIX века, в связи внедрением в психологию экспериментального метода, предполагающий измерение и последующий анализ индивидуальных и групповых признаков. К ключевым событиям этого периода, которые послужили предпосылками для оформления дифференциальной психологии в отдельную науку, относят следующие:
1. Открытие Вильгельмом Вундтом психологической лаборатории в 1879 году, где он начал в экспериментальных условиях изучение психических процессов. Очень быстро вслед за тем подобные лаборатории стали открываться и других странах Европы и Америки.
2. Открытие феномена времени реакции. Еще в 1796 году благодаря мнимой оплошности ассистента Гринвичской обсерватории Киннибрука было открыто время реакции как психологическое явление. Объяснение факту было дано в 1816 году Фредериком Бесселем – различия во времени реакции. Публикация в 1822 году Бесселем результатов своих многолетних наблюдений за временем двигательной реакции немецких астрономов может считаться первым научным отчетом об изучении дифференциально-психологических аспектов поведения человека.
Открытие Ф. Бесселя было основным аргументом в пользу того, чтобы начать рассматривать психическое как процесс, обладающий временной протяженностью, имеющий начало, середину и конец, а не как одномоментный феномен. Позже голландский исследователь Ф. Дондерс разработал специальную схему подсчета времени реакции, и увеличение времени реакции стало восприниматься как показатель усложнения психических процессов.
3. Использование методов статистического анализа. В 1869 году в Англии выходит в свет труд ФрэнсисаГальтона (1869–1978) «Наследственный гений», в котором автор интерпретировал результаты проведенного им статистического анализа биографических фактов выдающихся людей, а также обосновал наследственную детерминацию человеческих способностей. Работа Гальтона была написана под влиянием эволюционной теории Чарльза Дарвина.
4. Использование данных психогенетики – пограничной с генетикой области психологии, предметом которой является происхождение индивидуальных психологических особенностей человека, роль среды и генотипа в их формировании. Наиболее информативным явился близнецовый метод, который впервые использовал еще Гальтон. Этот метод позволяет максимально уравнять воздействие среды и отдифференцировать различия в зависимости от источника их происхождения: генетические (передаваемые из поколения в поколение), врожденные (имеющие значение только для родственников одного поколения), приобретенные (связанные с разницей в окружении)